Закономерности формирования и педагогическая диагностика компетентностей
Компетентностный подход включает цели, содержание, методы обучения, а также формирование и оценку полученных результатов.
Психология и социология отмечает, что существуя и развиваясь в определенном социуме, с самого рождения человек ставит себе цели и находит пути их достижения.
Условия формирования компетенций определяются:
- наличием элементарных знаний, умений, навыков и способностей, необходимых для ее формирования (целостность системы);
- осуществлением предметной и умственной деятельности, приводящей к интеграции знаний, умений, навыков и способностей;
- сформированностью ее системоопределяющего элемента – способности достигать результата деятельности.
Согласно представлениям специалистов знания актуализируются через деятельность, приводящую к формированию компетенций. Главный акцент должен быть поставлен на активное включение в деятельность самих детей. Процесс системогенеза компетенций характеризуется количественными изменениями – накоплением знаний и формированием умений, навыков и способностей.
Формирование компетенции предусматривает двухфазный процесс, представленный на логической кривой научения (рисунок 1).
На первой фазе происходит формирование всех необходимых способностей, а на второй – системогенез компетенций, который включает два этапа:
- активация способностей;
- интеграция способностей.
На первом этапе второй фазы формирования компетенции, путем решения поставленных задач, обучающийся актуализирует все необходимые способности, однако у него не сформирована способность достигать результата при решении комплекса задач – ключевой элемент компетенции как системы. На втором этапе активные усилия обучающегося, направлены на интеграцию способностей и их формирование для достижения результата деятельности – происходит формирование компетенции как системы.
Значимость компетентностного подхода в образовании (особенно в начальном) заключается в развитии способности ребенка к самостоятельному творческому поиску и успешному разрешению проблемных ситуаций. Вместе с тем, оценить эту способность традиционными методами практически невозможно.
Цель педагогической диагностики состоит в получении оперативной информации о реальном состоянии и тенденциях изменения объекта диагностирования для коррекции педагогического процесса. Диагностика включает
в себя диагностические задания. Объектом педагогической диагностики является ребенок, для оценивания которого необходимы комплексные диагностические задания.
В научной литературе таких комплексных диагностик, которые могут полностью обеспечить реализацию компетентностного подхода немного. Однако в литературе представлено достаточно много методик для исследования различных сторон развития ребенка.
Так, например О.В. Дыбиной выделены несколько типов диагностических заданий:
- задания направлены на определение уровня овладения способами действий;
- задания направлены на определение уровня овладения основными знаниями и умениями, необходимыми при изучении материалов каждого раздела программы;
- задания направлены на определение способности к реализации своего опыта в новых, нестандартных для ребенка условиях.
Выполнение этих заданий предполагает освоение детьми на определенном уровне содержания разделов программы, возможности его реализации в новых условиях.
В зависимости от степени самостоятельного выполнения ребенком диагностического задания определены уровни: низкий, средний, высокий, а за единицу измерения взята самостоятельность, она рассматривается как интегральное качество ребенка, отражающее все сферы его личности. Анализ данных полученных в результате диагностики компетентностей позволяет выявить особенности освоения программы группой в целом и отдельными детьми, а также наметить необходимые методы работы.
Для эффективного применения компетентностного подхода к проведению занятий по физической культуре с дошкольниками необходимы глубокие знания анатомо-физиологических особенностей развития детей дошкольного возраста и сенситивные периоды развития физических качеств и двигательных способностей.
- Организация игровой деятельности дошкольников в рамках компетентностного подхода
- Авторская методика диагностики компетентностей дошкольников
- Реализация компетентностного подхода на занятиях по физической культуре с детьми дошкольного возраста на основе игровой методики
- Наполняемость компетентностей в процессе занятий физической культурой с детьми дошкольного возраста
- Использование игры на занятиях физической культурой как ведущей деятельности детей дошкольного возраста
- Социально-психологическая характеристика детей дошкольного возраста
- Анатомо-физиологические особенности развития и специфика двигательной активности детей дошкольного возраста
- Сущность компетентностного подхода в системе дошкольного образования
- Система современного дошкольного образования с учетом ФГОС
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу