Закономерности формирования и педагогическая диагностика компетентностей

Компетентностный подход включает цели, содержание, методы обучения, а также формирование и оценку полученных результатов.

Понятие «формирование» означает процесс целенаправленного воздействия, результатом которого являются количественные и качественные изменения, характеризующие человека как личность.

Психология и социология отмечает, что существуя и развиваясь в определенном социуме, с самого рождения человек ставит себе цели и находит пути их достижения.

Условия формирования компетенций определяются:

  • наличием элементарных знаний, умений, навыков и способностей, необходимых для ее формирования (целостность системы);
  • осуществлением предметной и умственной деятельности, приводящей к интеграции знаний, умений, навыков и способностей;
  • сформированностью ее системоопределяющего элемента – способности достигать результата деятельности.

Согласно представлениям специалистов знания актуализируются через деятельность, приводящую к формированию компетенций. Главный акцент должен быть поставлен на активное включение в деятельность самих детей. Процесс системогенеза компетенций характеризуется количественными изменениями – накоплением знаний и формированием умений, навыков и способностей.

Формирование компетенции предусматривает двухфазный процесс, представленный на логической кривой научения (рисунок 1).

На первой фазе происходит формирование всех необходимых способностей, а на второй – системогенез компетенций, который включает два этапа:

  • активация способностей;
  • интеграция способностей.

Закономерности формирования и педагогическая диагностика компетентностей

На первом этапе второй фазы формирования компетенции, путем решения поставленных задач, обучающийся актуализирует все необходимые способности, однако у него не сформирована способность достигать результата при решении комплекса задач – ключевой элемент компетенции как системы. На втором этапе активные усилия обучающегося, направлены на интеграцию способностей и их формирование для достижения результата деятельности – происходит формирование компетенции как системы.

Таким образом, методика формирования компетенций подразумевает целенаправленное воздействие – ориентацию целей, содержания, форм и методов обучения на развитие определённых качеств личности индивида.

Значимость компетентностного подхода в образовании (особенно в начальном) заключается в развитии способности ребенка к самостоятельному творческому поиску и успешному разрешению проблемных ситуаций. Вместе с тем, оценить эту способность традиционными методами практически невозможно.

Суть оценивания заключается в отслеживании продвижения каждого ребенка по пути освоения заданных результатов, т.е. индивидуальный

Цель педагогической диагностики состоит в получении оперативной информации о реальном состоянии и тенденциях изменения объекта диагностирования для коррекции педагогического процесса. Диагностика включает
в себя диагностические задания. Объектом педагогической диагностики является ребенок, для оценивания которого необходимы комплексные диагностические задания.

В научной литературе таких комплексных диагностик, которые могут полностью обеспечить реализацию компетентностного подхода немного. Однако в литературе представлено достаточно много методик для исследования различных сторон развития ребенка.

Так, например О.В. Дыбиной выделены несколько типов диагностических заданий:

  • задания направлены на определение уровня овладения способами действий;
  • задания направлены на определение уровня овладения основными знаниями и умениями, необходимыми при изучении материалов каждого раздела программы;
  • задания направлены на определение способности к реализации своего опыта в новых, нестандартных для ребенка условиях.

Выполнение этих заданий предполагает освоение детьми на определенном уровне содержания разделов программы, возможности его реализации в новых условиях.

В зависимости от степени самостоятельного выполнения ребенком диагностического задания определены уровни: низкий, средний, высокий, а за единицу измерения взята самостоятельность, она рассматривается как интегральное качество ребенка, отражающее все сферы его личности. Анализ данных полученных в результате диагностики компетентностей позволяет выявить особенности освоения программы группой в целом и отдельными детьми, а также наметить необходимые методы работы.

Интересно
В настоящее время с учетом современных приоритетов государственной политики в области образования реальная практика дошкольного образования должна быть ориентирована на реализацию компетентностного подхода, повышающего эффективность образовательно-воспитательного процесса на основе определения уровня и динамики развития ребенка.

Для эффективного применения компетентностного подхода к проведению занятий по физической культуре с дошкольниками необходимы глубокие знания анатомо-физиологических особенностей развития детей дошкольного возраста и сенситивные периоды развития физических качеств и двигательных способностей.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)