Социально-психологическая характеристика детей дошкольного возраста

Дошкольное детство – один из самых важных этапов жизни ребенка. В этот период он активно познает окружающий мир, накапливает опыт и учится выстраивать взаимоотношения в разных сферах жизнедеятельности. Важным аспектом развития дошкольника является его социализация, обусловленная прежде всего общением со взрослыми и другими детьми.

Возрастной период от трех до шести лет, играет большую роль в психическом развитии детей.

К показателям психического развития ребенка относят:

  • развитие познавательной сферы (восприятие, внимание, память, воображение, мышление);
  • формирование системы личностных отношений (эмоции, потребности, мотивы, установки, ценностные ориентации, направленность и т.д.);
  •  овладение системой разнообразных практических и умственных действий, обеспечивающих возможность продуктивной, творческой деятельности.

Основным механизмом психического развития является так называемая социальная ситуация, в которой растет ребенок. Это та конкретная форма значимых для ребенка отношений, в которых он находится с окружающей его действительностью (прежде всего социальной) в тот или иной период своей жизни.

Социальная ситуация развития – это исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в созревании ребенка в течение данного возрастного периода. Она полностью определяет формы и пути развития ребенка, виды его деятельности, приобретаемые им новые психические свойства и качества.

По мнению Л.С. Выготского, образ жизни ребенка обусловлен характером социальной ситуации развития, т.е. сложившейся системой взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками.

Каждый возраст характеризуется специфической социальной ситуацией развития. Только оценив социальную ситуацию, мы сможем выяснить и понять, как возникают и развиваются те или иные психологические новообразования, которые являются результатом возрастного развития ребенка. Именно в рамках социальной ситуации развития возникает и развивается ведущий тип деятельности.

Ведущая деятельность представляет собой деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, которая определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований на данной ступени онтогенеза.

Ведущей деятельностью детей от трех до шести лет являются игровые взаимодействия и сюжетно-ролевые игры, с помощью которых они моделируют человеческие отношения и познают окружающий мир. В рамках ведущей деятельности происходит тренировка и развитие всех психических функций ребенка, что, в конечном счете, приводит к их качественным изменениям. Дошкольный возраст характеризуется ростом познавательной активности, наглядного мышления и развития памяти и восприятия. В этом возрасте ребенок пытается логически мыслить, усваивать знания на основе объяснений, а также выполнять задания по словесной инструкции.

Интересно
Формирование восприятия в дошкольном возрасте протекает в форме процесса развития и формирования перцептивных действий. Восприятие становится осмысленным, анализирующим и превращается в особую познавательную деятельность ребенка. Он более точно оценивает цвет, форму, величину, взаимное расположение предметов. Перцептивные процессы дифференциуются, от конкретных манипуляций с предметами до интериоризации (переноса практических действий во внутренний план на психическом уровне). Выделяются такие произвольные действия как наблюдение, рассматривание, поиск. Вместе с тем, на первых этапах ребенок не может самостоятельно сопоставить эталон с воспринимаемым предметом, для этого ему необходима помощь взрослого.

Наряду с развитием восприятия у ребенка развивается и внимание. Если в начале данного возрастного периода у ребенка преобладает непроизвольное внимание, то к 5-6 годам проявление внимания носит все более и более произвольный характер. Оно становится опосредованным, значительно возрастают концентрация, объем и устойчивость внимания.

Дошкольное детство это наиболее благоприятный период для развития памяти. В младшем дошкольном возрасте ребенок не ставит перед собой цели что-то запоминать, его память носит непроизвольный характер. В период между 4 и 5 годами начинает формироваться произвольная память. Это происходит в процессе воспитания ребенка и во время игр. Степень запоминания зависит от интересов ребенка. Дети лучше запоминают то, что вызывает у них интерес, при этом они опираются на наглядно воспринимаемые связи предметов и явлений. В дальнейшем все больше объединяясь с речью и мышлением, память приобретает интеллектуальный характер, формируются элементы словесно-логической памяти. Память дошкольника является ведущей функцией.

В процессе развития познавательной активности, у дошкольника изменяется процесс мышления, который характеризуется переходом от наглядно-действенного к наглядно-образному. Возникают попытки объяснить явления, процессы, ребенок пытается создать полный и точный образ нового, для дальнейшего установления связи между предметами и их свойствами. Существенной особенностью развития мышления ребенка в возрасте от 3 до 6 лет является то, что его первые обобщения связаны с действием. Ребенок мыслит «действуя».

В дошкольном возрасте основным средством общения у ребенка является речь. По мнению психологов в этот период «язык для ребенка становится родным». Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития речи. Интенсивно растет словарный запас дошкольника. Ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания.

Развитие мышления ребенка не только оказывает влияние на развитие его речи, но и обусловливает развитие других психических познавательных процессов, в том числе и развитие воображения. Период от 2 до 4 лет характеризуется преобладанием репродуктивного воображения, механически воспроизводящего полученные впечатления в виде психических образов. Чаще всего представления воображения в этот период формируются у ребенка непроизвольно, спонтанно ситуации, в которой он находится. На следующем этапе развития от 4 до 6 лет процесс воображения становится произвольным.

Возникновение активных форм воображения связано с побуждающей инициативой со стороны взрослого.

В исследованиях Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, показано, что развитие ребенка как личности определяется последовательным формированием личностных новообразований.

Это период первоначального становления личности, в процессе которого возникает эмоциональное предвосхищение последствий своего поведения, самооценка, усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми
увствами и мотивами эмоционально-потребностной сферы.

Центральными новообразованиями этого возраста можно считать соподчинение мотивов и самосознание.

Важным личностным механизмом, формирующимся в дошкольном возрасте, считается соподчинение мотивов. Именно с этими изменениями в мотивационной сфере ребенка связывают начало становления его личности. Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок относительно легко может принять решение в ситуации выбора одного предмета из нескольких, не реагировать на привлекательный предмет. Регулировать поведение дошкольнику помогает образ другого человека (взрослого, сверстника). Первоначально ребенку нужно, чтобы кто-то контролировал его поведение, т.к. оставшись один, он ведет себя более импульсивно и свободно. Затем, по мере развития представлений, он начинает сдерживаться при воображаемом контроле.

Следует отметить, что за три года (от 3 до 6 лет) происходит не только развитие психических процессов, но и изменяется содержание ведущей деятельности дошкольника. На первых этапах онтогенеза игра ребенка носит характер подражания действиям взрослого человека, никак не связанного с конкретной ситуацией, т.е. основным ее содержанием является манипулирование предметами мира взрослых людей. Далее игровые взаимодействия проявляют социальную направленность: ребенок приобретает опыт социального поведения, пытаясь в игре «примерить» на себя ту или иную социальную роль.

Особенности социально-психологического развития ребенка на данном возрастном этапе определяют ход формирования компетентностей. Постепенное созревание познавательных процессов, формирование самооценки, иерархии мотивов, познавательных интересов, потребности в социальном взаимодействии – все это создает основу для эффективной реализации компетентностного подхода в рамках ведущей (игровой) деятельности с детьми дошкольного возраста.

В связи с тем, что именно игровая деятельность является ведущей у дошкольников, в следующем параграфе, рассмотрены сущность и возможности игры в современном физическом воспитании детей дошкольного возраста.

Статьи по теме
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)