Система современного дошкольного образования с учетом ФГОС

В настоящее время в Российской Федерации сформированы и реализуются комплексы стратегических задач, направленных на развитие образования. Проводимая модернизация осуществляется Министерством образования и науки РФ, в первую очередь, посредством внедрения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) нового поколения и перехода к многоуровневой системе образования.

Федеральный государственный стандарт образования является основным документом, на основе которого разрабатываются учебные программы.

Именно стандарт определяет содержание всего образовательного процесса и включает в себя требования к:

  • структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
  • условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
  • результатам освоения основных образовательных программ.

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования и должно регламентироваться федеральным государственным образовательным стандартом.

С 1 января 2014 года вступил в силу приказ Минобразования и науки РФ «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (ФГОС ДО). ФГОС ДО создан на основе Конституции и законодательства Российской Федерации с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка.

В нем учтены индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе детей с ограниченными возможностями  здоровья.

Цели нового ФГОС в ДОУ:

  • повышение социального статуса дошкольного образования;
  • обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
  • обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
  • сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Задачи нового ФГОС в ДОУ:

  • охрана и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  • обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
  • обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
  • создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  • объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и  социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,общества;
  • формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
  • обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
  • формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Принципы ФГОС в ДОУ:

  • полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования);
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • сотрудничество Организации с семьей;
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие
    условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  • учет этнокультурной ситуации развития детей.

ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к структуре Программы и ее объему, условиям реализации и результатам освоения. На основе ФГОС дошкольные учреждения самостоятельно разрабатывают Программу, содержание которой должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.

Стандарт является основой для:

  • разработки Программы;
  • разработки вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования (далее – примерные программы);
  • разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования;
  • объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта;
  • формирования содержания профессионального образования и дополнительного профессионального образования педагогических работников, а также проведения их аттестации;
  • оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности, ребёнка ценят, а не оценивают. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных и итоговых аттестаций обучающихся. Педагогам дается ориентир конечной цели их деятельности.

В ФГОС ДО указано, что одним из обязательных разделов программы любого ДОУ является раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В нем описаны такие интегративные качества (качества, а не знания, умения, навыки), которые ребенок может приобрести в результате освоения программы, например: физически развитый, любознательный, активный, эмоционально-отзывчивый, общительный и др.

На первый план образования выходит познавательно-исследовательская деятельность детей. Ребенок дошкольного возраста – человек играющий, в связи с этим, в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через игру, как ведущую деятельность на этом этапе развития.

Отличительной чертой ФГОС нового поколения является совершенно инновационный подход к процессу образования детей. Он заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не накопленная за это время сумма знаний.

Ключевая установка ФГОС ДО – это поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка.

Таким образом, можно заключить, что введение Федерального государственного стандарта нового поколения в образовательно-воспитательный процесс дошкольников влечет за собой повышение требований к качеству дошкольного образования и признанию значимости и весомости дошкольного детства как ценного уровня образования, ставящий главной целью формирование успешной личности.

Статьи по теме
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)