Использование игры на занятиях физической культурой как ведущей деятельности детей дошкольного возраста

По мнению ряда психологов и педагогов, именно в игре ребенок первоначально обретает опыт для последующей жизни в обществе и развивается физически, психически и духовно. Игра, со всеми ее победами и поражениями – это труд постижения, созревания и осознания ребенком себя, своего места в этом противоречивом мире.

Согласно культурно-исторической концепции Л.С. Выготского и личностно-деятельному подходу А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и других авторов, природа детской игры определяется тем, что она социальна; не инстинктивная, а предметная деятельность; проявляется на всех стадиях человеческой жизни; преобразует действительность; формирует потребность ребенка воздействовать на окружающий мир; готовит к труду.

Авторы отмечают педагогический потенциал игры, который включает в себя:

  • развивающие возможности (ускоряющие, природные резервы организма ребенка, способствующие совершенствованию его интеллектуальной, волевой и эмоциональной сферы);
  • социализирующие возможности (позволяющие ребенку осознать себя частью общества, осваивать нормы, традиции, перенимать социокультурный опыт предков);
  • дидактические возможности (помогающие ребенку в постижении знаний умений);
  • диагностические возможности (отслеживающие динамику интеллектуального, деятельного и эмоционального роста);
  • возможности игры в создании условий для проявления уникальности человека, его неповторимости.

А.А. Антонов отмечает важную роль применения элементов подвижных игр для развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Известно, что игра, являясь важной частью жизни детей, не просто любимое занятие, но и ведущая двигательная деятельность ребенка.

Игра – это значимое средство физического воспитания дошкольника, где он упражняется в самых разнообразных двигательных действиях (бег, прыжки, ловля, и т.д.), развивается физически.

М.В. Сидорова утверждает, что процесс моделирования игровой деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста способствует развитию двигательных способностей. Движения активизируют обменные процессы, дыхание, кровообращение и оказывают благотворное влияние на развитие психических процессов. Развиваются память, восприятие, мышление, воображение, внимание, обогащается речь. Запоминая правила, дети учатся действовать в соответствии с избранной ролью, анализируют свои действия и действия товарищей. Кроме этого, игры имеют большое значение в нравственном, эстетическом воспитании.

Работа по совершенствованию физической подготовленности детей дошкольного возраста, должна строиться на основе игровой мотивации, с преимущественным использованием подвижных, спортивных игр и игровых упражнений с направленным развитием физических способностей. Игровой коллектив представляет собой социальный организм, со своими навыками общения, в результате которого развиваются инициативность, терпимость, взаимопонимание, независимость, активность, дисциплинированность, решительность, честность, сила воли.

Игра, как отражение социальной жизни ребенка, оказывает существенное воздействие на его всестороннее развитие, овладевая личностным смыслом общественного опыта и формируя личностные качества, постигается окружающий мир, приобретается опыт взаимоотношения людей, реализуются творческие возможности, что является базовым инструментом для формирования социальной адаптации ребенка.

Игровое пространство «как ведущая деятельность дошкольника, порождающая детское сознание» является одним из перспективных для формирования компетенций на занятиях физической культурой. Двигательная активность дошкольника – эффективное средство познания окружающей действительности, определяющее поступки, развитие личности.

Интересно
Через игру ребенок воспринимает социальное окружение, она раскрывает ему смысл человеческих отношений в различных жизненных ситуациях. 

Таким образом, игра является неотъемлемым атрибутом жизни индивида, способом познания им действительности и себя самого. Имитируя реальный мир, игра дает возможность воспроизводить социальную жизнь и накапливать необходимый опыт, адаптирующий ребенка к социальному взаимодействию в обществе и, тем самым, развивая самостоятельную познавательную деятельность. Это начало серьезной предметно-практической деятельности человека, информирующей его о степени совпадения возможного с реальным, желаемого с действительным.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)