Общие и специфические закономерности развития детей с нарушений развития

Понятие психического дизонтогенеза; параметры дизонтогенеза; представление о нормативном и нарушенном психическом развитии ребенка, об основных факторах риска возникновения отклонений в психофизическом развитии, особенностях проявления тех или иных нарушения психического развития у детей.

Норма и идеал.

Понятия «психическое здоровье», «социально-психологический норматив», нормативное, условно-нормативное и отклоняющееся развитие.

Начнем с четких определений, разработанных в нашей стране В.В.Лебединским: «психический дизонтогенез» – нарушение психического развития в детском и подростковом возрасте в результате расстройства и созревания функций и структур головного мозга.

Причины: экзогенные (экология, вода, питание); патогенные (социально-родовые факторы негативного воздействия); сочетание биологических и патогенных факторов.

Сегодня выделяются/определяются два типа психического дизонтогенеза:

  • ретардация – запаздыване или приостановка психического развития (ЗПР);
  • асинхрония – опережение в развитии одних функций и отставание других (дисгармония, искажение).

Конкретизируя область исследования психологов и психиатров, выделяют 6 видов психического дизонто-генеза.

Общее стойкое недоразвитие – наиболее типично здесь раннее время поражения, когда имеет место выраженная незрелость мозговых систем, в первую очередь, наиболее сложных, обладающих длительным периодом развития.

Олигофрения

Этиология: генетические пороки развития, диффузные поражения незрелого мозга при ряде внутриутробных, родовых и ранних постнатальных воздействий, обуславливает первичность тотальность недоразвития мозговых систем. Вторичный дефект имеет сложный «кольцевой» характер. Типичный пример – олигофрения.

Задержанное развитие (ЗР) – здесь характерен замедленный темп формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией в более ранних возрастных этапах.

Этиология: может быть вызвано генетическими факторами, соматогенными (хронические заболевания), психогенными (неблагоприятные условия воспитания), церебрально-органическая недостаточность резидуального характера (инфекции, интоксикации, травмы мозга).

При этом ЗР эмоциональной сферы проявляется в различных клинических вариантах инфантилизма (конституционального, соматогенного, психогенного, церебральноорганического).

Характерна мозаичность поражения, при которых наряду с дефицитными функциями имеются и сохранные.

Поврежденное развитие – этиология аналогична двум вышеназванным. Отличие патогенеза связано с более поздними (после 2-3 лет) патологическим воздействием на мозг, когда большая часть мозговых систем в значительной степени уже сформирована и их недостаточность проявляется в признаках повреждения.

Например – органическая деменция (слабоумие, вызванное сосудистыми заболеваниями головного мозга, сифилитическими и старческими психозами, травмами головного мозга).

При ее возникновении в относительно раннем детском возрасте характер дизонтогенеза определяется сочетанием грубого повреждения ряда сформированных психических функций с недоразвитием онтогенетических более молодых образований (лобных систем), в более старшем возрасте может быть первичное повреждение лобных систем;

Дефицитарное развитие связано с нарушениями (грубым недоразвитием или повреждением) отдельных анализаторных систем: слух, зрение, речь, опорно-двигательный аппарат, инвалидизирующие хронические соматические заболевания.

Первичный дефект анализатора [или определений соматической системы] ведет к недоразвитию функций, связанных с пострадавшей опосредованно. Нарушения частных психических функций тормозят развитие в целом.

Прогноз такого развития связан с глубиной поражения данной функции, решающие значение имеет первичная потенциальная сохранность интеллектуальной сферы, других сенсорных и регуляторных систем.

Дефицитарное развитие при нарушениях отдельных сенсорных систем дает наиболее яркие примеры компенсации за счет сохранности других каналов связи интеллектуальных возможностей, осуществляется за счет адекватно воспитания и обучения; искаженное развитие – здесь сложное сочетание общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, приводящее к ряду качественно новых патологических образований.

Часто связано с процессуальными наследственными заболеваниями. Этиология и патогенез неясны – нередко идет речь о ранней шизофрении. Для искаженного развития характерна выраженная асинхрония (преждевременное развитие речи опережает формирование локомоторных функций, а в более старшем возрасте развитие вербального интеллекта опережает становление предметных навыков).

Большое значение имеют явления изоляции: функции, развивающиеся ускоренно, не «подтягивают» развитие других. Формируясь на собственной узкой основе, в тяжелых случаях они «зацикливаются», что приводит к явлениям стереотипии в речи, игровых действий;

В дисгармоничное развитие по структуре напоминает искаженное. Сходство состоит в сочетанием явлений ретардации одних систем с парциальной акселерацией других (для парциальной акселерации характерны дизритмичность и неравномерность психофизического развития).

Наблюдается и сходное с искаженным развитием нарушение иерархии в последовательности развития психических функций.

Отличие же состоит в том, что основой этого вида является текущий болезненный процесс, создающий на разных этапах различные виды искаженных межфункциональных связей, врожденная или рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики преимущественно в эмоционально-волевой сфере.

Модель развития – ряд психопатий, в первую очередь, конституциональных, большей частью наследственно обусловленных, и так называемые патологические формирования личности в результате неправильных условий воспитания – вообще степень выраженности психопатий зависит преимущественно от условий воспитания и окружения ребенка.

Трудности социального приспособления способствует формированию ряда компенсаторных и псевдокомпенсаторных образований.

Заметим: при одном и том же заболевании могут наблюдаться различные варианты дизонтогенеза. Например, при ранней детской шизофрении можно наблюдать и задержанное, и искаженное развитие, и недоразвитие (олигофренический плюс), и поврежденное развитие (при злокачественном течении процесса).

Термин «дизонтогения» (как будущий синоним «дизонтогенеза») впервые был употреблен в 1927 г. для характеристики отклонений внутриутробного развития. Позднее этот термин приобрел более широкое значение.

Для уточнения сказанного выше добавим – дизонтогении вызываются как биологическими, так и социальными факторами.

К биологическим относятся:

  • пороки развития мозга, связанные с изменением генетического материала (генные мутации, наследственные нарушения обмена веществ и др.);
  • внутриутробные поражения (токсикозы беременных, инфекционные заболевания беременных, интоксикации, травмы и др.).

К социальным относятся:

  • микросоциально-педагогическая запущенность;
  • развитие в условиях социальной депривации. Добавим: характер психического дизонтогенеза определяется рядом параметров:
  • функциональная локализация нарушения;
  • время поражения;
  • взаимоотношения между первичным и вторичным дефектом;
  • нарушение межфункциональных взаимодействий.

Наиболее полной в настоящее время, как мы уже сказали, считается классификация психического дизонтогенеза по В.В.Лебединскому, представленная выше.

В настоящее время понятие «дизонтогенез» включает в себя еще и постнатальный дизонтогенез, преимущественно ранний, ограниченный теми сроками развития, когда морфологические системы организма еще не достигли зрелости.

Мы пока обходили такой тонкий вопрос, как понятие/понимание нормы развития, говоря об отклоняющемся… Л.С.Выготский употреблял понятие «уклонение развития». Позже это понятие встречалось в работах отечественных специалистов.

В содержательном плане термин «отклоняющееся развитие» имеет исключительно психологическое наполнение, тогда как термин «дизонтогенез» больше понятен медикам и педагогам-дефектологам (хотя это вопрос спорный – и те, и те специалисты пользуются обоими терминами).

Естественно, на границах возрастных периодов возникают известные новообразования (почти всегда оставаясь неизменными в остальное время), и статичные периоды не дают возможности адекватно оценить адаптивность и возможности самокомпенсации психического развития в условиях эндо- и экзогенных воздействий, в условиях влияния социальных факторов, системы воспитания и обучения. Иногда ученые ориентируются в своей работе на эти [статические] показатели, не замечая бурной динамики развития ребенка.

Можно ввести и понятие «идеальная программа развития», или «идеальный онтогенез» – своевременное, последовательное, уровневое иерархическое формирование взаимосвязанных, синхронно изменяющихся в процессе развития функциональных систем в условиях «идеальной» детерминации их внутренними (генетическими) законами и «идеальным» воздействием окружающей образовательной среды, включая имманентно присущую развитию ребенка способность к присвоению образовательных воздействий, становящихся уже собственными психическими структурами.

Психический онтогенез можно рассматривать как континуум взаимосвязанных и синхронно развертывающихся, изменяющихся во времени функциональных систем во всем их уровневом своеобразии, понимая, что «идеальная» модель может существовать лишь как программа развития идеального ребенка в идеальных условиях.

Понятие нормы должно быть соотнесено не только с уровнем психологического и социального развития ребенка в конкретные периоды его взросления, но и, главное, с требованиями, предъявляемыми ребенку социумом, которые, кстати, тоже невозможно привести к каким-либо конечным показателям.

Отсюда – вопрос о том, что такое «норма» или «нормальное состояние», до сих пор не имеет окончательного решения. В современной науке «нормальное» чаще всего выступает как синоним «типичного», «наиболее распространенного», «среднестатистического».

Строясь на сопоставлении индивидуальных данных, полученных в процессе обследования, с групповым распределением показателей, зафиксированных в выборке стандартизации, статистическая норма, определяя относительное положение (порядковое место) индивида в некоторой группе, показывает, как он выглядит на фоне других.

Другими словами, нормальная система – это стандартная система. Однако многие «нормальные» функции психической системы определяются индивидуальными, возрастными, половыми и другими особенностями.

Некоторые из них оцениваются и трактуются как преимущественные по сравнению с обычными, типичными и выделяются в качестве необходимых условий осуществления разных видов деятельности.

Таким образом, если для «нормальной жизнедеятельности» среднестатистический критерий оказывается весьма полезным, то в индивидуальных вариациях статистические данные не всегда соответствуют объективной норме.

Учитывая, что специалист всегда имеет дело с конкретным случаем, с индивидуальной системой, такое понимание нормы вряд ли способствует объективному распознаванию уникальности каждого конкретного человека и главное, получению объективного результата оценки его состояния, что должно лечь в основу квалификации его типологической группы и, соответственно, психологического диагноза.

Социально-психологическую норму можно определить, как систему требований, которые общество предъявляет к психическому и личностному развитию каждого из его членов.

Это требования образовательных программ, квалификационных профессиональных характеристик, общественного мнения, мнения учителей, воспитателей, родителей, причем, заметим, требования эти могут меняться с течением и в зависимости от времени бытования.

Для завершения разговора о норме и отклонении, видимо, стоит сказать, что использование нами ключевого понятия нашей науки «отклоняющееся развитие» позволяет:

  • обозначить критерии выявления категорий детей, имеющих особые образовательные потребности и нуждающихся в специализированной помощи, психолого-педагогическом и медико-социальном сопровождении (с точки зрения данной образовательной ситуации, программ, компетенций и т.п.);
  • перейти от феноменологической диагностики к диагностике каузальной;
  • подойти к созданию современной психологической типологии различных групп проблемных детей;
  • сделать прогностический анализ более эффективным и расширить «горизонт предсказуемости»;
  • определить основные принципы и подходы к диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной деятельности специалиста сопровождения;
  • построить методологическую модель психического развития всех детей, в том числе в данный момент и условно-нормативно развивающихся.

Кстати, особенно в образовательном пространстве – нормы здесь отражают ситуацию равновесия между образовательными воздействиями со стороны среды и эффективностью обучения и развития ребенка в целом (образовательные воздействия должны быть и индивидуально оптимальными, и индивидуально допустимыми, то есть не превышающими пределы адаптационных возможностей ребенка, группы детей).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)