Отрядная система организации воспитательной работы с осужденными

А.С. Макаренко создал принципиально новую педагогическую форму организации коллектива и осуществления влияния на воспитанников – отряд «как форму кооперации участников совместной деятельности».

А.С. Макаренко включает воспитанников в совместную деятельность через делегирования полномочий воспитанникам, т. е. через перераспределение функций.

Отряд как первичный коллектив – исключительное по своей значимости педагогическое открытие А.С. Макаренко.

По мнению А.А. Фролова, это базисный коллектив, первооснова управления, самоуправления и всей организации жизни и деятельности, обеспечивающий комплексное решение задач. Такая форма – основное звено в совокупности наименьших по численности объединений внутри коллектива. Она определяется и формируется исходя из ведущих воспитательно-образовательных задач.

Отряд позволил увеличить количество решаемых общих задач, сделать более интенсивными и разнообразными функциональные и личностные связи, дал возможность усилить в совместной деятельности дифференциацию функций, основными из которых стали функции организатора-исполнителя («рабочие» функции и функции командира).

А.С. Макаренко совершенствует данную форму: совет командиров; общее собрание; усложнение системы отрядов.

Для понимания идеи макаренковского отряда необходимо прежде всего уяснить отмеченные им три цели, которые определяют систему полномочий и отношений в этом коллективе:

  • во-первых, нужно обеспечить создание коллектива, чему способствовала выработка «конституции», т. е. ряда твердо установленных положений (обязательных для всех: и воспитанников, и воспитателей), определяющих функции участников совместной деятельности;
  • во-вторых, найти такие формы, которые меньше всего допускали бы произвол одного лица;
  • в-третьих, нужно обеспечить «соответствие решения, распоряжения и исполнения».

Можно сделать вывод: в данном коллективе не было и не могло быть «командной касты», и если какие-то полномочия превышались или противоречили общим интересам, то вступал в силу своеобразный защитный механизм, положенный в основу коллективной организации. Таким образом, педагогическая форма практики А.С. Макаренко – это форма, абсолютно исключающая авторитаризм.

Итак, А.С. Макаренко нашел и стал рассматривать отряд как новую педагогическую форму. Образование ее и реализация проходили несколько этапов: в его практике форма порождается, «образовывается», а затем начинает влиять на изменение уже существующей практики.

А.С. Макаренко выходит на дальнейшее «разворачивание» формы сводного отряда, которая оказалась востребованной в разных направлениях жизни колонии. Сводный отряд начал «внедряться» во все сферы жизни колонистов: сельхозработы, работу в мастерских, театр, оркестр, т. е. идет перенос действий на разные пространства: форма начинает на них распространяться, «захватывая» их и «закрепляясь» в них.

Опыт А.С. Макаренко внедряется в ИТУ СССР в начале 50-х гг. ХХ в. Первая попытка создать в ИТУ отрядную систему была предпринята в 1952 г., но она не получила распространения. Фактически воспитательную работу вела КВЧ МВД. В 1957 г. приказом МВД СССР в ИТУ вводится отрядная сис­тема содержания осужденных.

Положением об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах (1958) перед отрядами были поставлены следующие задачи: организация воспитательной работы с осужденными, приобщение их к общественно полезному труду, обучение производственным профессиям, повышение политической сознательности и воспитание осужденных в духе строго соблюдения советских законов. Таким образом, отряд становится центром организации воспитательной работы с осужденными.

В 60–80-х гг. ХХ в. в ИТК изучается опыт работы, проводятся эксперименты по апробации отрядной системы. В 1963 г. состоялось первое совещание начальников отрядов ИТУ среди союзных республик (РСФСР), на котором обсуждался вопрос о мерах по улучшению работы начальников отрядов по исправлению осужденных.

В мае 1974 г. в Вологде состоялось первое совещание начальников отрядов ИТУ МВД СССР

На этом совещании были рассмотрены основные направления работы начальника отрядов, например, его роль в укреплении режима ИТУ, организации трудового, идейно-политического, нравственного и правового воспитания лиц, лишенных свободы, их общеобразовательной и профессионально-технической подготовки, обобщена практика применения поощрения и наказаний, материальных и моральных стимулов в исправлении правонарушителей, изучения особенностей их личности.

Принципиально большое значение для развития отрядной системы имело Всесоюзное совещание-семинар лучших начальников отрядов ИТУ МВД СССР в августе 1979 г. в Ульяновске, которое обсудило различные вопросы повышения роли начальника отряда в исправлении осужденных, взаимодействия начальников отрядов с режимными и оперативными службами по выработке единых режимно-педагогических требований соблюдения осужденными правил внутреннего распорядка, комплексного планирования политико-воспитательной работы в отряде, руководства самодеятельными организациями, вопросы аттестования, развития наставничества, подготовки осужденных к условному и УДО.

Всесоюзное совещание приняло обращение ко всем начальникам отрядов страны. В этом обращении предлагалось повысить эффективность управления воспитательным процессом, улучшить взаимодействие всех звеньев и служб ИТУ, активнее внедрять передовой опыт педагогической практики, научно-методические рекомендации, максимальнее использовать возможности пропаганды, агитации, политической информации, печати, радио, всех организационных форм и методов, обеспечивающих единство идейно-политического, трудового, нравственно-правового воспитания осужденных.

Интересно
В 70–80-х гг. ХХ в. в ИТУ МВД союзных республик, облисполкомах проходят научно-практические конференции по изучению опыта воспитательной работы начальников отрядов, повышению их роли в исправлении осужденных.

Так, положительным был признан опыт ИТУ УВД Челябинского облисполкома. Приказом МВД СССР от 3 мая 1982 г. «Об опыте работы в отрядном звене в ИТУ УВД Челябинского облисполкома» было рекомендовано во всех ИТУ разукрупнить отряды (до 70–80 человек), поднять роль отрядов в организации и проведении воспитательного процесса, привлечь к воспитательной работе широкий круг сотрудников, организовать советы воспитателей отрядов и т. д.

В 1975 г. в ИТУ вводится должность старшего инспектора по бытовому и трудовому устройству осужденных после освобождения, в 1978 г. – должность инженера по организации труда осужденных в отряде (в ИТУ республики сокращена в 1995 г.).

Решением коллегии МВД СССР от 25 октября 1984 г. предписывалось каждому сотруднику ИТУ и военнослужащему внутренних войск участвовать в воспитательной работе («каждый сотрудник – воспитатель и контролер»), организовывать работу по принципу «отряд-смена», не допускать нарушений стабильности отрядов. Были даны примерные функциональные обязанности начальника отряда и инженера по организации труда осужденных.

Приказом МВД СССР 1982 г. № 320, а затем 1986 г. № 142 было утверждено положение об отрядной системе, в котором указывалось, что отряд является основным организационным звеном исправительно-трудового процесса.

В конце 80-х гг. XX в. в СССР проводился эксперимент по оптимизации структуры отрядного звена и принципов организации воспитательного процесса в отряде осужденных. Во исполнение приказа МВД СССР от 27 апреля 1989 г. № 86 предписывалось, в частности, в 1989–1990 гг. в ИТК УВД Могилевской области отработать элементы новой модели отряда осужденных ИТК.

Программой эксперимента, разработанной ГУИД МВД СССР и утвержденной приказом УИД МВД БССР, предусматривалась отработка и проверка на практике система управления новой модели ИТК на основе разукрупнения отрядов до 50 осуж­денных. Реализация программы потребовала увеличения штатной численности начальников отрядов и воспитателей, обучения их основам исправительно-трудовой педагогики и психологии. Начальники отрядов стали заниматься именно воспитательной работой, исключены режимные функции.

За каждым отрядом постоянно были закреплены сотрудники оперативной, режимной, медицинской и производственной служб

Интенсифицирована работа с трудновоспитуемыми осужденными, активизировано трудоиспользование осужденных. В результате эксперимента в отрядах был обеспечен надежный правопорядок и высокая организованность. Количество нарушений режима сократилось в 1,5–2 раза, не допущены преступления, увеличились заработки осужденных, более половины осужденных стали досрочно погашать ущерб, причиненный преступлением.

По результатам эксперимента были приняты следующие меры по повышению эффективности отрядной системы:

  1. В целях стабилизации отрядов запрещены переводы из отряда в отряд. Специально назначенная комиссия ИТУ должна была рассматривать необходимость перевода каждого осужденного один раз в квартал. Такой порядок в несколько раз сократил количество заявлений осужденных с просьбами о переводе из отряда в отряд.
  2. В каждой колонии организовывался карантин для осужденных, прибывших в ИТУ; с ними проводились занятия в соответствии с методическими рекомендациями, разработанными политотделом ГУИД МВД СССР.
  3. Труд осужденных во всех ИТУ предписано организовывать по принципу «отряд – смена –цех». В этом случаем создавались условия для организации трудового соревнования и учета результатов труда; появлялась зависимость результатов труда одной бригады от другой, что повышало ответственность, способствовало укреплению дисциплины в отряде.

Отрядная система организации воспитательной работы, характерная и для современных ИУ Республики Беларусь, предусматривает:

  • создание организационных условий для эффективного применения комплекса основных средств исправления осужденных;
  • использование широкого комплекса форм и методов воспитательного воздействия на осужденных: индивидуальные беседы, лекции, диспуты по всем основным направлениям воспитательной работы;
  • создание общественных объединений (самодеятельные организации), органы самоуправления;
  • отряд в качестве основной базы для проведения ИВР с осужденным, оказания воздействия на личность в коллективе и через коллектив.

Отряд осужденных является относительно автономным, стабильным коллективом численностью 60–70 человек, размещающихся в едином коммунально-бытовом комплексе, осуществляющих совместную трудовую деятельность в составе бригад отряда. В ВК численность отряда – до 100 осужденных.

В отрядах осужденных в целях создания условий для воспитания через коллектив и формирования нравственно-психологического климата образуются первичные коллективы – производственные бригады.

Педагогически оптимальная численность первичного коллектива осужденных составляет 15–20 человек. В случае, когда в связи с производственной необходимостью численность бригады значительно превышает оптимальную, она делится на звенья с численностью 15-20 человек, которые выполняют функции первичных коллективов.

В отрядах ВК образуются первичные коллективы – отделения численностью около 25 человек. Отделения комплектуются исходя из целесообразности организации совместной учебы и труда.

При образовании отрядов соблюдается принцип «отряд – смена»

В соответствии с этим принципом трудовая деятельность осужденных отряда организуется, как правило, в одну для всех смену и по возможности в одном цеху.

В ВК обеспечивается односменность учебы в школе осужденных каждого отряда.

Распределение вновь прибывших осужденных по отрядам проводится в соответствии с ПВР ИУ, с учетом индивидуально-психологических, социально-демографических особен­ностей их личности, состояния здо­ровья, трудоспособности и специальности.

При распределении осужденных по отрядам, как правило, обеспечивается разнородность состава, предусматривающая включение в отряд осужденных различных по возрасту, криминологическим характеристикам, образованию и месту жительства до осуждения.

Осужденные зачисляются в отряд на весь срок отбывания наказания в данном ИУ. Перевод из отряда в отряд допускается в исключительных случаях письменным распоряжением начальника ИУ по медицинским основаниям, в связи с учебно-производственной необходимостью, а также в целях предупреждения грубых правонарушений. Осужденный, переведенный в ПКТ, запираемое помещение, из списков отряда не исключается.

Отрядом руководит начальник отряда, который организует и проводит воспитательную работу с осужденными, поддерживает правопорядок, контролирует коммунально-бытовое обеспечение осужденных, их трудоиспользование и обучение.

В ВК начальнику отряда непосредственно подчиняются воспитатели.

Непосредственное руководство деятельностью начальников отрядов в ИУ (в ВК – воспитателей) осуществляет заместитель начальника по ВР, начальник отдела исправительного процесса ИУ, его заместитель и начальник отделения воспитательной работы в отрядном звене; в СИЗО – заместитель начальника по ВР, начальник отдела (отделения) воспитательной работы со спецконтингентом и его заместитель.

Сотрудники структурных подразделений ИУ (СИЗО) в соответствии со своими функциональными обязанностями обеспечивают создание надлежащих коммунально-бытовых условий в отрядах, трудовую занятость осужденных, участвуют в контроле за их поведением, информируют начальника отряда о поведении, отношении к труду, учебе осужденных, участвуют в проведении в отрядах воспитательных мероприятий и индивидуальной воспитательной работы с осужденными.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)