Общеобразовательное обучение как средство исправления осужденных

Общеобразовательному и профессиональному обучению осужденных в отечественной и зарубежной практике придается большое значение.

Влияние школы на осужденных сказывается непосредственно в процессе обучения. Ведь учебный процесс представляет учителю (преподавателю) возможность воздействовать на эмоционально-нравственную сферу учащихся, учить их мыслить, развивать нравственно.

В связи с повышением общеобразовательного уровня населения республики, заметен рост этого уровня и среди осужденных.

Значительно уменьшилось количество лиц, имеющих неполное среднее образование, и возросло количество осужденных со средним специальным и высшим образованием, что привело к сокращению в ИУ средних общеобразовательных школ.

Функции общеобразовательного обучения вобрало в себя профессиональное образование. Именно данное направление обучения осужденных сегодня наиболее активно развивается как в рамках обучения в профессионально-техническом училище, так и в сфере профессионального образования в рамках производительного труда.

Существуют следующие формы участия педагогов в исправительном процессе:

  • проведение с осужденными воспитательных лекций, викторин, тематических бесед, диспутов;
  • участие в составлении планов воспитательной работы с осужденными, их аттестовании;
  • рейдах и слетах передовиков производства;
  • подведении итогов соревнования;
  • клубной работе;
  • оформление наглядной агитации;
  • организация и проведение индивидуальной работы с трудновоспитуемыми;
  • участие в работе советов воспитателей и методических советов.

Современные условия диктуют реализацию общеобразовательного обучения по новым направлениям. Так, упор необходимо делать на реализацию образовательных программ силами начальников отрядов, иных офицеров-воспитателей с привлечением высокообразованных осужденных.

Необходимо готовить специальные учебные планы для осужденных (курсы) по основам государства и права, этики и эстетики, психологии семейной жизни, иностранным языкам и в рамках воспитательной работы с осужденными проводить специальные занятия. В рамках учебно-воспитательной работы организовать для осужденных предметные кружки и клубы по интересам. Занятия проводить по расписанию, специальной программе.

Опыт данной работы есть в ряде ИУ республики. Так, еще в начале 2000-х гг. в ИК-1 Минска была организована «экономическая школа» – специализированные курсы по повышению экономической грамотности, занятия в которых под руководством сотрудников ИУ проводили осужденные с высшим экономическим образованием. При непосредственном участии осужденных и их инициативе в ИК-17 Шклова были организованы курсы «С компьютером на ты», в ИК-19 Могилева – курсы иностранного языка.

В воспитательных колониях, где сохранились учреждения образования, школа может стать методическим центром воспитательной работы в ИУ

На сегодня педагогический коллектив школы является самой квалифицированной в педагогическом плане силой в этих учреждениях. Он может проводить систематическую учебу сотрудников учреждения по основам исправительной педагогики и психологии.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)