Общественно полезный труд как средство исправления осужденных

Общественно полезный труд является одним из основных средств исправления осужденных.

В соответствии с положениями ст. 98 и 101 УИК осужденные обязаны трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией ИУ

Обязательность труда осужденных закрепляется в международных актах о правах человека и обращении с осужденными. Так, обязанность труда осужденных предусмотрена п. 2 ст. 71 Минимальных стандартных правил обращения с осужденными от 30 августа 1955 г., а также ст. 71.2 Европейских пенитенциарных правил от 12 февраля 1987 г. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. в п. 3 ст. 8 не относит работу, которую выполняют лица, находящиеся в заключении на основании распоряжения суда, к категории принудительного или обязательного труда.

Трудовая деятельность оказывает колоссальное воспитательное воздействие на личность, в том числе осужденного.

Воспитательная функция выражается в том, что труд является средством духовного развития человека, средством развития личных способностей. Труд оказывает влияние на нравственное состояние личности, что особенно важно, так как воспитание осужденного – прежде всего нравственное воспитание.

В процессе трудовой деятельности формируются основные нравственные качества личности: трудолюбие, добросовестное отношение к труду, потребность вести честный трудовой образ жизни, забота о сохранении общественного достояния и уважения к личной собственности, коллективизм, товарищеская взаимопомощь, понимание ценности личности и уважение к ней, дисциплинированность и самодисциплина и т. д.

Вырабатываясь и развиваясь в процессе общественно полезного труда, эти качества формируются как обобщенные взгляды, представления, чувства и привычки, чем обеспечивается далекий перенос их даже в ситуации, резко отличающиеся от известных индивиду ранее. В связи с этим нравственно ценные свойства личности формируются не только применительно к непосредственным отноше­ниям, вызванным определенной деятельностью, но они возникают, развиваются и в обобщенном виде применительно к обобщенной ситуации.

Поэтому сформированные в процессе труда нравственные качества личности определяют поведение осужденного не только в трудовом процессе, но и за его рамками во времени и пространстве.

Трудовая деятельность осужденных должна быть постоянна и систематична, так как это помогает выработать прочные навыки правопослушного поведения, привычку трудиться.

Интересно
Труд может быть использован как в качестве средства изучения личности, так и в качестве средства проверки эффективности воспитательного процесса. В процессе труда можно выявить многие черты личности, а также и ее пороки, например, невнимательность, леность, расхлябанность, эгоизм и др., ибо в трудовой деятельности часто возникают такие ситуации, в которых проявляется истинное лицо индивида.

Именно в конкретных трудовых ситуациях и раскрывается внутреннее содержание человека, его истинные моральные и волевые качества, что не всегда можно распознать в обычной обстановке. Так, добровольное выполнение аварийных работ, участие в выполнении срочных заказов во внеурочное время, выполнение работ вопреки требованиям воровских традиций могут явиться теми ситуативными моментами, которые раскрывают внутренний мир осужденного.

Кроме того, в трудовой деятельности проверяются и закрепляются такие качества, как скромность и справедливость, настойчивость и упорство в достижении поставленных общественно полезных целей. Все указанные свойства труда во взаимодействии своем обусловливают его роль как основы воспитательного процесса, а поэтому могут и должны быть использованы в процессе исправления осужденных.

Труд обладает достаточно высоким исправительным и превентивным потенциалом. По мнению М.П. Стуровой и В.Б. Первозванского, во-первых, труд – универсальное средство всестороннего развития человека, посредством которого реализуется основной закон формирования любой личности – развития ее в деятельности, причем в деятельности преобразовательной.

Во-вторых, труд, особенно если он соответствует имеющейся у человека специальности, есть средство самовыражения, самоутверждения личности, даже в условиях лишения свободы.

В-третьих, активное участие в трудовых процессах помогает большинству осужденных легче переносить ожидание свободы, направляет их мысли на текущую полезную деятельность, помогает справляться с кризисными психическими состояниями.

В-четвертых, участие в производственном труде способствует решению экономических проблем осужденных как в период отбывания наказания, так и по выходе на свободу.

В-пятых, активное участие в трудовых процессах, овладение престижными профессиями, приобретение трудовых навыков, выработка психологической и нравственной потребности трудиться способствует ресоциализации осужденных после освобождения.

К указанным обстоятельствам следует добавить ряд других.

Участие осужденного в труде позволяет не только овладеть какими-либо новыми навыками, но и сохранить уже имеющиеся навыки у осужденного

Труд осужденных преследует цель возмещения материального ущерба, причиненного преступлением.

Необходимо отметить основные педагогические требования к организации труда:

  1.  Нормирование труда должно быть оптимальным по напряженности, обеспечивать справедливость при оплате в зависимости от напряженности, сложности и квалификации.
  2. Организация труда должна создавать условия для взаимной зависимости и ответственности, а также предусматривать возможность учета общего и индивидуального результата.
  3. Необходимо систематически оценивать результаты труда и ход выполнения производственных заданий.
  4. Контроль трудовой деятельности должен осуществляться с такой интенсивностью, которая адекватна подготовленности и отношению к труду осужденных, он должен быть ориентирован как на выявление недостатков, так и положительных фактов (рационализация, высокое качество, взаимопомощь, коллективная ответственность).
  5. Информационное обеспечение труда должно обеспечивать знания о нормах, расценках, заданиях, требованиях к качеству, сравнительных результатах (для развития состязательности), положительное восприятие процесса труда и эмоциональный настрой.
  6. Стимулирование труда – важный фактор его организации. Построение психологически оптимальной системы оплаты труда строится на учете направленности трудового коллектива (бригады) и особенностей трудового процесса.
  7. В коллективах с отрицательной направленностью более приемлемой является индивидуальная форма учета и оплаты труда.
  8. Для коллективов с положительной направленностью приемлема индивидуально-коллективная или коллективная форма. При этом необходимо обеспечивать процесс взаимного оценивания трудовой активности.
  9. На формирование положительного эмоционального настроя в трудовой деятельности влияет эстетическое оформление рабочих мест, благоустройство цехов, по возможности музыкальное сопровождение вывода на работу, введение ритуалов постановки задач и подведения итогов трудового дня.

Как отмечал С.В. Познышев, труд необходим в тюрьмах как средство сократить расходы государства на содержание мест заключения.

Однако в настоящее время указанное утверждение будет актуальным только в том случае, если организация труда осужденных будет соответствовать требованиям международно правовых актов, в частности о том, что «интересы заключенных и их профессиональную подготовку не следует подчинять соображениям получения прибыли от тюремного производства».

Представляется, что любая полученная прибыль в результате труда осужденных должна в первую очередь быть направлена на их вознаграждение за труд, а потом уже на улучшение порядка и условий труда самих осужденных, что бесспорно позволит государству лишь отчасти сократить расходы на улучшение их условий труда.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)