Общесоциологические теории. Лекция 5

Сегодня мы будем читать Джека Лондона, автобиографический роман: «Мартин Иден».

«На сборищах социалистов и философов Мартин несколько раз слышал имя Герберта СПЕНСЕРА, но вот однажды появился его ученик и последователь, жалкий бродяга в рваной куртке, который крикнул насмешливо: «Нет бога, кроме Непознаваемого, и Герберт Спенсер пророк его!». Мартин не мог уяснить, о чем идет спор, но он заинтересовался и, явившись в библиотеку, спросил «Основные начала», так как бродяга в разгаре спора часто упоминал это сочинение.

И это было начало великого открытия. Мартин уже однажды пытался читать Спенсера, но выбрал «Основы психологии» и потерпел фиаско, так же как и с госпожей Блаватской. Он ничего не мог понять в этой книге и вернул ее непрочитанной.

Читая теперь Спенсера он понял, что лишь скользил по поверхности вещей, наблюдая разрозненные явления, делая простенькие обобщения, – все это без всякой попытки установить связь, привести в систему мир, который представлялся ему прихотливым сцеплением случайностей.

Наблюдая летящих птиц, он часто размышлял над механизмом их полета; но ни разу не задумался о том процессе развития, который привел к появлению живых летающих существ. Он даже не подозревал о существовании такого процесса. Что птицы могли «появиться», ему не приходило в голову. Они «были» – вот и все, были всегда.

И как обстояло дело с птицами, так обстояло и со всем остальным. Все его попытки философских умозаключений были обречены на неудачу из-за отсутствия знаний и навыка мысли. Средневековая метафизика Канта ничего не открыла ему, а лишь заставила усомниться в своих умственных силах.

Такую же неудачу он потерпел, начав изучать теорию эволюции по слишком специальной книге Роменса. А теперь он увидел, что это вовсе не голая теория, но общепризнанный закон развития; что если между учеными и возникают споры по этому вопросу, то лишь в частностях, о формах эволюции.

И вот явился человек – Спенсер, который привел все это в систему, объеденил, сделал выводы и представил изумленному взору Мартина конретный и упорядоченный мир во всех деталях и с полной наглядностью. Подчиняясь этому закону птица летала; подчиняясь этому же закону, бесформенная плазма стала двигаться, у нее появились крылья и лапки – и появилась на свет птица.

Больше всего поразила Мартина взаимосвязь между науками – всеми науками. Он всегда был жаден до знаний, но те знания, которые ему удалось приобрести, откладывались у него как бы в отдельные клетки памяти. Так, в одной клеткке скопились сведения о мореплавании, в другой – о женщинах.

Но эти две клетки никак не сообщались между собой. Мысль, что можно установить связь между женщиной в истерике и судном, подхваченным бурей, показалась бы Мартину нелепой и невозможной. Но Спенсер доказал ему не только, что в этом нет ничего нелепого, но и что, напротив, между этими двумя явлениями не может не быть связи. Все связано в этом мире, от самой далекой звезды в небесных просторах и до мельчайшего атома в песчинке под ногой человека.

Теперь вселенная предстала перед ним как единое целое, оказалось, что существует связь между любовью, поэзией, змлетрясениями, огнем, гремучими змеями, радугой, уродством, львиным рыком, закатом, красотой, убийством и табаком».

На время прервем цитирование и обратимся к учебникам. Что в них сказано о Спенсере (1820-1903)?

Сказано, что он был широко образованным человеком. Ценный вывод. Еще сказано, что общество он представлял как целостный социальный организм. Не менее ценное умозаключение, хотел бы я представить общество как нецелостный социальный организм.

В чем эе на самом деле сущность ОРГАНИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ общественного развития? Ну, прежде всего в том, что общество развивается прежде всего по билогическим законам, как любой биологический организм, входящий в цикл эволюции. Например, воробьи приспособились к людям, освоили города и поэтому изменили свои биологические навыки. А жители Швейцарии придумали «склады» для денег, что дало им могущество и безопасность даже во время всемирных войн.

Спенсер считал:

  1. Как живые организмы, так и любые общества в процессе их роста и развития увеличиваются в своей массе;
  2. Те и другие усложняются;
  3. Их части приходят во всю большую зависимолсть друг от друга;
  4. Те и другие продолжают жить как целые, хотя и составляющие их единицы (например, клетки в нашем организме, бактерии и сами люди) постоянно появляются и исчезают.

Правительсво он сравнивает с мозгом, торговлю – с кровообращением, а кровяные тельца – с деньгами. Средства свзи (телефон, телеграф, почта) он сравнивает с нервной системой человеческого орагнизма.

Много внимания Спенсер уделял эволюционным процессам социума. Он выделил такие основные моменты:

Переход от простого к сложному – ИНТЕГРАЦИЯ,

Переход от однородного к разнородному – ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ,

Переход от неопределенного к определенному – ВОЗРАСТАНИЕ ПОРЯДКА.

Под социальной эволюцией он понимает «прогрессивное развитие общества по пути его усложнения и совершенствования деятельности социальных институтов… Конституции не создаются, они сами вырастают. Прогресс в человеческих обществах всегда происходит в направлении индивидуальных действий действиями корпоративных органов».

Спенсер был уверен, что общество не будет равиваться, если не создать нормальные условия для деятельности (физической и духовной) каждого отдельного человека. Такой застойный период общества мы могли наблюдать на примере брежневского правления.

Проблемы равновесия, гармонии и стабильности в обществе, о которых так много писал О.Конт, не прошли мимо внимания Спенсера. Социальное равновесие он толковал как результат приспособления людей друг к другу, компромиссов в поступках людей и социальных институтов. При этом необходима гармония интересов. Равновесие он видел в форме сбалансированности во взаимоотношениях людей и считал главным фактором стабильного общества.

Он рассматривал тончайшие нюансы социального равновесия – на уровне эмоций, поступков, рыночной экономики, моралью и государственных институтов.

Интересно писал Спенсер об обратном равновесию процессе – упадке. Такое впечатление, что он заглянул на век вперед, в нашу страну. «При распаде общества, – говорил он, – прекращается эффективная деятельность государственных институтов, включая институт власти, армию, прогресивные в прошлом организации.

Становится малоэффективной деятельность промышленности, движению масс мешают единицы, прежде всего из числа политиков (вспомните Гайдара, Павлова, Жириновского – Авт.). Происходит уменьшение интегрированных движений и возрастание движений дезинтегрированных.

Растет беспорядок, правительство часто принимает неподготовленные и даже нелепые действия, прерывается течение промышленных и торговых процессов, находящихся в тесной связи с всем политическим организмом».

Теория Спенсера, надо сказать, хорошо объясняет конфликт с Чечней. Эта нация еще не эволюционировала в социальном плане, они находятся на том первобытном уровне развития, когда военные набеги на соседние племена, рабовладение  естественны. В похожем положении находятся многие малые народности на планете: чукчи, эвенки, долганы, нгасаны, самоеды, папуасы, аборигены Африки, цыгане.

Происходит одновременное сосуществование народов с первобытно-общинным или феодально-крепостническим строем и общества, развившегося до более сложных социальных структур: социализма, капитализма. Конфликты неизбежны. А насильственное подтягивание таких примитивных народностей на новый эволюционный уровень почти невозможно, нельзя же за несколько поколений научить волка дружить с человеком вроде собаки.

Теперь вернемся к Лондону. Мне, честно говоря, кажется, что именно Спенсер, его учения подтолкнули писателя к написанию некоторых произведений. «Морской волк», «Мартин Иден», «Железная пята», «Время не ждет» – все эти романы в некоторой степени попытка автора поделиться с нами своим пониманием людских проблем и трактовкой этого понимания философами и социологами, среди которых Спенсер – ПРОРОК.

«…Вы так же мало знаете о Спенсере, как и его соотечественники. Я уверен, что вы не прочли и десяти страниц его сочинений, но были критики и поумнее вас, которые имели наглость указывать последователям Спенсера на ложность его идей! Понимаете?

Идей человека, гений которого охватил все стороны научного познания; он был отцом психологии; он произвел целый переворот в области педагогики, так что деревенские ребятишки где-ниубудь во Франции учатся читать и писать по его методам. Жалкие людишки, оскорбляющие его память, добывают в то же время кусок хлеба практическим применением его идей. А какой-то ректор оксфордского университета смеет говорить, что потомство назовет Спенсера скорее поэтом и мечтателем, нежели мыслителем.

Тявкающие шавки – вот это кто! Один изрек, что «Основные начала» не лишены литературных достоинств. Другие кричат, что он труженик ума, но не оригинальный мыслитель. Тявкающие шавки! Свора тявкающих шавок!».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)