Зрелость и ответственность

У многих психологов определение зрелости сходно с тем, которое вложил Фрейд в определение «зрелой личности»: здесь главные критерии— стремление работать и способность любить другого человека ради него самого, а не просто из-за того, что этот человек соответствует подсознательным установкам.

Иными словами, зрелость представляет собой оптимальный уровень душевного здоровья, проявляющийся в способности к конструктивному, логичному поведению, хорошей адаптивности и умении принимать ответственность за самого себя.

Зрелая личность АУТЕНТИЧНА (т.е. РАВНА СЕБЕ), спонтанна и внутренне свободна.

1-  (нем) «Работать и любить» – два критерия зрелости по Фрейду. Для достижения цели такой человек опирается прежде всего на самого себя, актуализирует свой опыт и использует свои силы, а не манипулирует окружающими. Он не вовлекает себя в стереотипы ролевых игр, манипуляторных по своей сути.

Эверетт Шостром предлагает свою модель, описывающую ВОСЕМЬ манипуляторных типов.

  1. ДИКТАТОР—преувеличивает свою силу, пытается доминировать, приказывать, демонстрировать свою власть.

 

Разновидности: настоятельница, начальник, «пахан», уголовный «авторитет», главарь микрогруппы.

ТРЯПКА—обычно жертва диктатора и его прямая противоположность. Она преувеличивает свою чувствительность. Ее основные приемы:

забывать, не слышать, пассивно молчать. Разновидности: мнительный, глупый, конформист, смущающийся, отступающий.

  1. КАЛЬКУЛЯТОР—преувеличивает необходимость всех контролировать.

Он обманывает, увиливает, лжет, старается с одной стороны перехитрить, с другой—перепроверить других.

Разновидности, делец, аферист, игрок, деятель рекламы, шантажист.

  1. ПРИЛИПАЛА—изо всех сил преувеличивает свою зависимость. Это личность, которая жаждет быть предметом забот. Его сила—в его слабости.

Разновидности: паразит, нытик, вечный ребенок, ипохондрик, беспомощный.

  1. ХУЛИГАН—преувеличивает свою агрессивность, жестокость, недоброжелательность. Управляет с помощью угроз.

Разновидности: оскорбитель, ненавистник, бандит. Женская разновидность

«хулигана»—сварливая баба («пила»).

  1. СЛАВНЫЙ ПАРЕНЬ—преувеличивает свою заботливость, любовь, внимательность.

Разновидности: угодливый, добродетельный моралист, человек организации.

  1. СУДЬЯ—преувеличивает свою критичность. Он подозрителен, полон обвинений, с трудом прощает.

Разновидности: всезнающий, обвинитель, обличитель, собиратель улик, позорящий, оценщик, мститель, критик.

  1. ЗАЩИТНИК—чрезмерно подчеркивает свою поддержку и снисходительность к ошибке. Выражает сочувствие сверх всякой меры. Слишком заботится о других, вместо того, чтобы заниматься своими делами.

Разновидности: утешитель, покровитель, мученик, помощник, меценат.

Разумеется, данная классификация (как и всякая другая) не может быть исчерпывающей в отношении проникновения в душевные глубины человеческого мира. Но ее ценность в том, что она дает нам некую систему ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ знаков, по которым можно более успешно ориентироваться в психологическом пространстве окружающих нас людей.

А любому воспитателю (педагогу)  очень важно иметь возможность производить относительную оценку личности ученика (особенно при тестировании и составлении психосоциального портрета класса) для того, чтобы успешно взаимодействовать с ним.

Однако для достижения истинной зрелости человеку необходимо не только осмыслить свои «защиты», чтобы в дальнейшем отказаться от них, но и пройти все свои невротические уровни и ликвидировать их, словно снимая кожуру с луковицы. Перлз выделяет ЧЕТЫРЕ таких уровня.

  1. Уровень «клише». На этом уровне наши действия стереотипны и неаутентичны.
  2. «Искусственный» уровень. Доминируют роли и различные игры.

Манипуляторная деятельность.

  1. Уровень «тупика». Неадекватность самоподдержки и отсутствие поддержки со стороны окружения. В ситуации «тупика» люди чувствуют себя потерянными и подавленными.
  2. Уровень «внутреннего взрыва» или «смерти». Взаимодействие с этим уровнем приводит к «внешнему взрыву»—проявлению истинного «Я».

 

(Тому из читателей, кто захочет узнать о тайнах человеческой психики подробней, рекомендую подборку книг доктора Эрнеста Цветкова, автора нового учения—ПСИХОНОМИКИ, — которое вобрало в себя опыт психологии прошлого и высвечивает нам будущие возможности управления своим духом и телом).

Мы же, в завершение этого небольшого психологического экскурса, хотим посоветовать развивать в детях ответственность ЗА СЕБЯ.

Считается, что причиной любого невротического отклонения является как раз неспособность индивида принять ответственность за свое «Я». Понимание этого положения вложено Ф. Перлзом в созданную им «Молитву гештальтиста»:

«Я делаю свое, а ты делаешь свое.

Я живу в этом мире не для того, чтобы

соответствовать твоим ожиданиям.

А ты живешь в этом мире не для того,

чтобы соответствовать моим.

Ты—это ты, а я—это я.

И если нам случится найти друг друга—

это прекрасно.

Если нет—тут уж ничем не поможешь».

 

Если мы сравним два предложения—совершенно одинаковых, но с разными союзами, — то убедимся, насколько различны их значения. «Я хочу заниматься этим делом, но я чувствую неуверенность». «Я хочу заниматься этим делом, и я чувствую неуверенность».

Союз НО препятствует говорящему принять ответственность за себя.  Принятию ответственности за себя часто способствует анализ того, на кого мы пытаемся ВОЗЛОЖИТЬ ответственность за самих себя, и как мы это делаем.

Люди часто стремятся к тому, чтобы сделать ответственным за себя кого-то другого (или других). Наиболее часто это проявляется между родственниками, близкими друзьями.

«Ты заставляешь меня страдать, так как у тебя появились новые интересы». Подобное заявление типично для перекладывания ответственности, да еще в обвинительном тоне. Стоит изменить предложение таким образом: «Я чувствую себя неприятно от того, что ты…»—и зазвучавшее «Я» лучше всего подчеркнет новую позицию человека,  стремящегося возвратить себе ответственность за самого себя.

И в этом качестве он обретет новый статус бытия—состояние внутренней свободы, зрелость, уверенность и достоинство.

Но есть и другие способы раскрепощения человека. Это всепоглощающая доброта и огромная любовь.  Такая,  как была в приюте детей-сирот в Польше.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)