Долгожители с точки зрения социологии

Сегодня мы поговорим о долгожительстве. Если верить Библии, то человек должен жить лет 200-250, как жили его библейские прародители. Если верить статистике, то человек должен жить не меньше ста лет, сохраняя здоровье и потенцию до самой смерти.

Социология не могла пройти мимо такого важного вопроса, как анализ всех аспектов, сопровождающих долгожительство. Тем более, что социологи могли свободно работать с разнообразными документами, составленными врачами, диетологами, этнографами, этологами и биологами.

Удивительно, но это так: описания образа жизни и состояния здоровья славящихся долголетием старых людей из разных районов земного шара очень похожи. Следует помнить, что наука долгое время предпочитала не высказывать своего мнения о случаях крайне преклонного возраста (150 – 160 и более лет), о которых не раз сообщала популярная пресса. Но в последнее время появилось немало геронтологических исследований с научной критикой этих вопросов.

Российские геронтологи, имеющие в своей огромной стране немало “островов долгожителей”, разработали строго научные методы календарной проверки людей преклонного возраста, причем оказалось, что ошибки и отклонения от сообщаемого самими долгожителями возраста, как правило, не столь велики, как считалось прежде.

Существует немало описаний образа жизни и работы долгожителей на фоне природы их края, обычаев и условий. Все факторы, способствующие долгой жизни, поразительно похожи, хотя конкретные описания поступают от исследователей различных стран.

Прежде всего – о природе. Районы долголетия – это обычно сельская местность, удаленная от больших городов и промышленных комплексов. Чаще всего это гористые, нередко высокогорные (1500 – 2000 метров над уровнем моря) районы на Кавказе, в Гималаях, в Андах, на Балканском полуострове.

Жители этих мест в основном заняты физическим трудом в сельском хозяйстве. Поля здесь небольшие, каменистые и малоурожайные. Тем больше усилий приходится вкладывать в обработку земли. Дополнительной физической нагрузкой является повседневное хождение по горным дорогам и тропам.

С этими условиями связано и питание – скудное, преимущественно молочно-вегетарианское. Овощи, фрукты, молоко и сыр (обычно – овечий), хлеб из муки грубого помола составляют основу их питания. Свиней и убойный скот они почти не разводят. Домашняя птица чаще всего тоже отсутствует.

Большинство долгожителей не употребляют сахар, изделия из белой муки, рис. Масло – только в праздники, мясо – лишь в особых случаях. Кроме того, у них периодически повторяются голодные периоды – предурожайные месяцы или религиозные посты и обеты.

Все исследователи “островов долголетия” с восхищением описывают здоровье, выносливость к физическим нагрузкам и худощавость более чем столетних стариков, которые в столь преклонном возрасте не только еще работают, но и совершают далекие высокогорные переходы.

Подчеркивается также чрезвычайно спокойный нрав и хорошее настроение, царящие в этих районах, изолированных от мира высокими горами. Спокойные нравы, гостеприимство и сердечность характерны как для молодых, так и для старых людей. Они обычно до конца своей долгой жизни очень склонны к развлечениям, играют на разных музыкальных инструментах, любят пение и танцы. Не слышатся там сетования и грустные жалобы на тяготы и немощи старости.

Можно раздумывать: является ли оптимизм и удовлетворение жизнью фактором, положительно влияющим на состояние здоровья пожилого человека, или же, наоборот, это явление вторично, то есть проявляется как следствие здоровья.

Тяжело больные пожилые люди, которые провели полный курс оздоровления,  значительно поправили свое здоровье после выхода на пенсию, часто говорят о весьма положительном изменении своего психического состояния, о великолепном ощущении энергии, душевного подъема и радости жизни.

Меняется их отношение к миру и людям, они становятся спокойными, полными оптимизма и благожелательности к окружающим. Такое замечательное самочувствие в определенной степени является следствием освобождения клеток и тканей организма от ядовитых отложений. Происходит стимуляция организма, хорошее состояние которого и объясняет душевное спокойствие, оптимизм, приветливость, благожелательность человека.

Можно, конечно, спросить долгожителей отдаленных горных районов: чем же они так довольны? Своим тяжелым трудом, ограниченной, по существу, скудной пищей, весьма своеобразной жизнью вдали от цивилизации? Но будем, однако, осторожны с формулировками.

Еще Плутарх писал, что встречаются, например, в Индии немногочисленные народы, которые чрезвычайно счастливы, хотя им и недостает всего того, что люди Запада считают необходимым для своего счастья. А счастье, оказывается, заключается в отсутствии у этих народов болезней.

Именно полное здоровье – это и есть то великое сокровище, которого так недостает цивилизованному Западу. Правда, европейская цивилизация предоставляет людям обилие благ и высокий уровень различных удобств и технических устройств, но все это очень мало помогает здоровью людей. Человеческие потребности стали непомерно велики, слишком большую и часто пагубную роль играет мода.

Многие люди рано приобретают вредные привычки, переедают, а “благодаря” техническим удобствам их мускулы становятся вялыми. Нередко продукты подвергаются химической обработке, а воздух отравлен дымом, различными выделениями из труб заводов, фабрик и выхлопными газами автомобилей.

Пары бензина, никотин, алкоголь, кофе образуют среду, в которой протекает жизнь определенной части человечества. К тому же, протекает она у многих в неустанной нервотрепке, в лихорадочной погоне у одних – за карьерой, а у других – за деньгами и материальными благами.

Не удивительно, что у людей стало много болезней! Стоит ли удивляться, что в современном мире столько пессимизма, удрученности, раздражения и жизненных трагедий? Ведь мозг, подобно другим органам, подвержен пагубному влиянию некоторых явлений цивилизации.

На примере лишенных всех достижений науки и техники немногочисленных народов можно оценить влияние здоровья на межличностные отношения людей и их моральный уровень. Все исследователи, посетившие разбросанные по миру “острова долголетия”, с изумлением отмечают не только физическую выносливость и стойкость их жителей, но и высокий социальный уровень, культуру совместной жизни, благородство и тонкость чувств, почти не встречающиеся в европейских странах.

Во всех этих краях старые люди окружены большим уважением, они осуществляют власть патриархально, на основе морального авторитета, которым пользуются как среди соседей, так и у своего весьма многочисленного потомства – внуков и правнуков. В определенном смысле личность старца является там “святой”.

Если кто-то вдруг проявил бы к старому человеку неуважение, доставил неприятность или оскорбил его, то встретился бы со всеобщим осуждением. Молодой человек, который уезжает за пределы края, получает там образование и возвращается, чтобы работать в родном краю, также пользуется признанием благодаря полученному образованию, но это нисколько не уменьшает авторитета старейшин, основанного на их долгой жизни, опыте и житейской мудрости.

Стоит задуматься: в чем же источник такого глубокого уважения к старости? Один из выводов – это следствие хорошего состояния здоровья и умственных способностей долгожителей, умеющих полностью сохранять свое сокровище – светлый разум.

Если бы эти старцы страдали склерозом, немощью и отупением, (как наши бывшие правители-коммунисты), возможно, они были бы объектом заботы и альтруистической опеки (как чаще всего происходит в Европе), но уже не имели бы большого авторитета. Ибо вместе с утратой здравомыслия, памяти, критического взгляда, в том числе и на себя, четкости мышления пропадает также сокровищница опыта и жизненной мудрости. Поэтому отупение памяти, слабоумие, дряхлость – величайшее из поражений, которое может постичь пожилого человека.

Многие старые люди – долгожители, проживающие в отдаленных районах, до конца своей долгой жизни сохраняют удивительную ясность мышления и способность к физической работе. Биологический возраст этих людей несравненно меньше, чем у их календарных ровесников, которые проживают в больших городах и промышленных центрах.

У долгожителей период молодости, а следовательно, и способность к деторождению как бы удлиняются. Например, климакс у женщин-долгожителей наступает чаще всего после 60 лет, а иногда они даже рожают и после своего шестидесятилетнего юбилея.

Играет ли роль в проблемах долголетия наследственность? Многие исследования этот фактор подтверждают, но не считают его решающим. Человек, у которого родители – долгожители, имеет больше шансов достичь преклонного возраста. Однако он же может загубить эти шансы неправильным образом жизни.

Напомним факторы, благоприятствующие здоровому долгожительству. Среди них на первое место следует поставить:

  • проживание в сельской местности (вдали от промышленных центров), особенно в горных районах;
  • физическую работу на свежем воздухе;
  • не очень обильное, лучше молочно-вегетарианское питание с почти полным исключением сахара и сладостей;
  • спокойный, оптимистический характер;
  • наследственность.

 

А как обстоят дела с проблемой долгожительства в высокоразвитых, индустриальных районах мира? Разве там нет людей, доживающих до глубокого преклонного возраста? Конечно, есть. Правда, встречаются они гораздо реже. Геронтологи их находят, проводят исследования, описывают состояние здоровья долгожителей. Из научных сообщений можно выделить две основные тенденции:

одни считают, что состояние здоровья многих людей, достигших 85-, 100-летнего возраста относительно неплохое, даже если они не способны к физической работе и не свободны от недомоганий;

другие же подчеркивают, что долгожители влачат жалкое существование, в основном в домах призрения, часто не покидая кровати, преимущественно слабоумные, уже не способные не только трудиться, но и стоять на ногах. Эти исследователи считают, что подобному долголетию завидовать и называть его “золотым веком” никак нельзя. Это только поддержание жизненных процессов в сильно изношенном организме.

В современной промышленной цивилизации все люди подвергаются в основном одним и тем же вредоносным воздействиям. И если некоторые доживают до самого преклонного возраста, то это можно приписать скорее всего действию генетических факторов.

Видимо, у таких людей существует наследственная большая жизнеустойчивость и жизнеспособность. Это в какой-то степени может быть следствием применения в течение жизни предупредительных мер, продуманной диеты, ежедневной гимнастики и т. д. Следует также отметить, что более благоприятные результаты исследований касаются обычно долгожителей сельских местностей, незначительно отдаленных от промышленных центров.

Так, например, французские исследователи наблюдали группу в 28 человек в возрасте от 90 до 100 лет (в том числе 22 женщины). Только у двух были обнаружены болезненные изменения, а остальные были на удивление в хорошем состоянии.

В старости они жили в доме для престарелых, в который приехали из разных районов юга Франции, некоторые – из городов. Это были люди бедные, всю жизнь занимавшиеся тяжелой физической работой, а их питание, вплоть до прибытия в дом для престарелых, было скудным, часто с малым количеством мяса и жиров.

Несмотря на то, что в течение жизни судьба им не улыбалась, а пребывание в доме для престарелых совсем не отвечало их желанию, они были уравновешенными, спокойными людьми, способными радоваться жизни, быть веселыми и доброжелательными.

Посмертные анатомические исследования показывают, что у людей примерно столетнего возраста, до конца своих дней сохранивших жизнеспособность, ясный ум и спокойный характер, мозг был лишь в незначительной степени затронут склерозом, то есть хорошо снабжался богатой кислородом кровью и относительно мало изменился. Это весьма характерно, так как мозг является органом, чрезвычайно важным не только для психики и настроения, но и для хорошего состояния всего организма.

Какие выводы мы, будущие социологи, можем сделать из этого подбора фактов? Выводы нам нужны не с познавательной точки зрения (и уж тем более – не с идеологической), а с практической. Какие рекомендации мог бы дать социолог среднему гражданину по удлинению здоровья и длительности жизни?

Мне кажется, что грамотный социолог мог бы составить инструкцию о том, КАК ПРАВИЛЬНО ЖИТЬ В СВОЕМ ТЕЛЕ. Это ведь странно, что даже на утюг, купленный в хозмаге, мы получаем бумагу с конкретными описаниями технических данных прибора и правил его эксплуатации. А на собственный организм не только не получаем подобной инструкции, но и в большинстве не знаем, как он устроен, что ему полезно, а что -–вредно, как им пользоваться, какое ТО и когда проводить.

Этот социолог не обязан знать анатомию, ему не нужно знание медицины или биологии органических веществ. В том то и сила социологии, что она пользуется специальными знаниями, сама ими не обладая. Это очень родственно философии, как науке. Философ может описать строение веществ на атомарном уровне, не зная физики (Декарт) или предположить существование в электроне нескольких атмосфер (Ленин), не имея представления об макрокосмосе.

Давайте рассматривать задачу по составлению такой инструкции, как домашнее задание. Естественно, для тех, кто учиться заочно, по учебнику, краткий обзор ответа будет дан прямо тут.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)