Социология безошибочности

Наши беседы приобрели педагогический уклон. Нет, они о социологии и про социологию. Только с позиций потенциального учителя. Не скрою, автор увлечен педагогическими мотивами, что естественно в нашем сложном российском существовании.

Ведь именно на детей надежда наша, на то, что они не повторят наших ошибок. Ведь нынешнее общество, в котором привольно чувствуют себя «кашпировские», «жириновские», «мавродии» и прочая шушера, не может считаться здоровым.

Кстати, одна из основных функций социологии,  практическая, именно в том и состоит, чтоб помогать избегать ошибок общественного существования.

В штатных учебниках эта мысль озвучена так: «Практическая функция социологии состоит в том, чтобы на основе эмпирического и теоретического анализа социальных явлений и процессов разработать практические рекомендации, например, по усилению стимулирования и повышения эффективности деятельности людей в сфере материального производства, совершенствованию экономических и политических отношений и деятельности соответствующих социальных институтов».

Если перевести этот продукт изощренного канцелярского ума на нормальный язык, то мы определим практическую функцию социологии как заботу о нормальном существовании общества. И наиболее важно в этой функции то, что социологи могут научить нас не повторять чужих ошибок, учиться на чужих ошибках.

Хороший пример по этой теме проявлялся всего несколько лет назад в виде длиннущих очередей за алкоголем. Горбачев, вместо того, чтоб учесть опыт Америки, крепко погоревшей на «сухом» законе.

Следовательно практическая суть социологии заключается в том, что

  • она умеет проводить специальные социальные замеры различных общественных проблем и на их основе давать научные советы;
  • она умеет предсказывать вероятное будущее.

Коли мы заговорили о функциональности социологии, переберем все основные детали этого механизма. Как известно, наш рот имеет множество функций: речь, еда, дыхание… (У некоторых студентов на лекциях его функции расширяются до скороговорок, а на экзаменах могут олицетворять молчаливую дверцу сейфа).

Так и социология. В основном она выполняет познавательную, практическую и идеологическую задачи. И, если познавательная во многом сливается с практической, то об идеологической стоит поговорить отдельно.

Дело в том, что социология выражает не чистую научную мысль, а мировоззрение самых разнообразных социальных групп, классов, политических партий и движений. Сам представитель этой науки, социолог, в любом случае входит в один из таких кланов, а следовательно является носителем его идей.

Как говорят физики, сам прибор влияет на чистоту опыта. Поэтому социолог-нудист будет ратовать за социальную значимость обнаженного тела, а социолог-анархист посоветует реставрировать пулеметы «максим». Что любопытно, оба будут совершенно искренни: один уверен в том, что нагота «спасет мир», а другой – в том, что порядок наведет только анархия.

Мы уже сравнивали социологию с хамелеоном. Так она и есть. В разных «руках» она приобретает разное значение. И может быть как оружием (зеленое знамя ислама, терроризм), так и благословенным миртом (семейные дома с родителями для групп детей-сирот).

С идеологией в социологии наш народ «знакомился» с 1917 года. Но и тогда, когда научный подход не подменяется идеологическим, объективность не всегда возможна. Уже потому, что социальный статус самого ученого, ведущего анализ общественных явлений, и есть САМ МОМЕНТ ЭТОГО АНАЛИЗА.  Так волк-социолог никогда не сможет рассматривать общество овец иначе чем объектом питания, а социолог-баран при всей своей объективности не определит волков на роль миротворцев.

Вывод – социология ВСЕГДА идеологически ориентирована. Единственное, что можно сделать, дабы избежать идеологических перекосов, — соотносить ее с неизменными общечеловеческими ценностями.

Обобщим сказанное. Познавательная функция социологии заключается в изучении социальных процессов,  фиксации их на уровнях социологического знания и выработке научных прогнозов их развития. Практическая функция заключается в использовании сказанного выше на практике. Идеологическая функция является неизбежным злом любого социолога, а максимальная объективность должна быть его идеалом.

Каково же место, в соответствии с этими функциями, нашей старушки социологии в системе общественных наук?  Что б ответить на этот вопрос надо попытаться найти хоть одну общественную или гуманитарную науку, в которой социология не задействована. История? Политология? Правоведение? Социальная психология? Этика? Культурология?

Вот один из аспектов общественной жизни – санаторный отдых. Кто-то санатории строит, кто-то в них отдыхает. В какие-то санатории ездят подлечиться, в другие – расслабиться. Санатории различаются географией расположения, системой услуг, стоимостью отдыха, категорией отдыхающих. Ваш лектор не поедет отдыхать в детский санаторий, а литературный метр из Переделкино вряд ли захочет отдыхать в санатории для туберкулезников.

Как же тут обойтись без социологии во всех ее познавательных и практических функциях, подключая к социальным замерам демографию, статистику, экономику, курортологию, географию, медицину?! И, получив оперативную социологическую информацию без малейших признаков идеологии, спокойно отдохнуть до следующей лекции.

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)