Общая характеристика средневековых церковных школ

В школьном деле поначалу существовали «традиционные и сравнительно новые формы». К первым относят школы грамматиков и риторов, ко вторым — церковные школы. Античные школы исчезли не вдруг, но причинами этому стали: постоянные войны, отсутствие кадров преподавателей, конкуренция церковных учебных заведений, но главное — исчезло античное общество, которое обслуживали эти школы.

Восприемником античной традиции оказались церковные школы. Наиболее приметным ее проявлением являлась (хотя и искаженная) латынь, ставшая языком образованной и обучающейся средневековой Европы.

Следы античности мы находим в программах («тривиум» и «квадриум»), методах средневековой школы.

 

Общая характеристика средневековых церковных школ

На протяжении V–XV вв. церковные школы выступали сначала единственными, а затем преобладающими учебно-воспитательными учреждениями Европы.

Интересно
Школьное дело в V–VII вв. оказалось в плачевном состоянии. В варварских государствах повсеместно царили неграмотность и невежество. Отсутствие научного образования было характерно для всей Западной Европы вплоть до XII века.

Схоластика выработала культурные ценности, опиравшиеся на аристотелизм и христианское богословие. Прежде чем появились светские учебные заведения, в Европе сложились два главных типа церковных: епископальные (кафедральные) школы и монастырские школы. Школы готовили служителей культа (внутренняя школа) и обучали мирян (внешняя школа). Учебные заведения элементарного образования именовали малыми школами, повышенного образования — большими школами.

Учились только мальчики и юноши (в малых школах — 7–10-летние, в больших школах — более взрослые). В малых школах один учитель (схоласт, дидаскал) преподавал все предметы. С ростом количества обучающихся к нему присоединялся кантор, преподававший церковное пение.

Монастырские школы появились раньше других подобных заведений, в силу общинного характера самих монастырей. Заметно выделялись монастырские школы Англии и Ирландии. Ирландия вообще слыла у современников «островом ученых». Ирландские и английские монахи (наиболее известный — Алкуин (ок. 735–804)) создали довольно многочисленную учебную литературу по грамматике, стихосложению, астрономии, арифметике, истории и литературе, подготовив дальнейшие реформы образования.

В течение шести веков монастырские школы бенедиктинцев оставались наиболее влиятельными учебными заведениями такого типа. В конце VIII века, например, в Западной Европе существовало до 15 тысяч монастырей св. Бенедикта, при каждом из которых действовала школа.

Церковные школы были важным инструментом религиозного воспитания. Ведущими и постоянными
объектами изучения являлись Библия, богословская литература. Сквозь сито христианства просеивался весь учебный материал. Почти полностью пренебрегали физическим воспитанием, руководствуясь догматом «тело враг души».

Впрочем, школа не забывала, что имеет дело с детьми. Порой устраивались «дни веселья», когда дозволялись игры, беготня, борьба и т. п. Хотя формально каникул не существовало, дети могли отдохнуть во время церковных праздников. В школах царили жесткие наказания: голодом, карцером, избиением. Науку предлагалось вбивать кулаками.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)