Общая характеристика технологии поэтапного формирования умственных действий

Технология поэтапного формирования умственных действий была разработана советскими психологами П. Я. Гальпериным, Д. Б. Элькониным, Н. Ф. Талызиной.

Ключевая идея, лежащая в основе технологии поэтапного формирования умственных действий, состоит в том, что знания, умения и навыки не могут быть усвоены и сохранены вне деятельности человека.

Для безошибочного выполнения действий человек должен знать, что при этом произойдет, на какие аспекты происходящего необходимо обратить внимание.

Теория поэтапного формирования умственных действий опирается на психологическое учение Л. С. Выготского об интериоризации. Это «процесс преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю, психическую деятельность, формирование внутренних интеллектуальных структур психики посредством усвоения внешней социальной действительности».

Из этого следует, что обучение и воспитание можно рассматривать как процесс интериоризации. Проблема в том, как оптимально управлять этим процессом. Теория поэтапного формирования умственных действий дает один из путей решения этой задачи: указывает условия, обеспечивающие формирование умственных действий с заранее намеченными свойствами.

Исходными теоретическими постулатами послужили следующие положения:

  • всякая психическая функция выступает вначале как внешняя, интерпсихическая, а потом как внутренняя, интрапсихическая; т. е. всякое психическое есть превращенное, интериоризованное внешнее;
  • психика (сознание) и деятельность представляют собой особый тип единства: психическое формируется в деятельности, а деятельность регулируется психическим;
  • внутренняя, психическая деятельность имеет ту же структуру, что и внешняя, предметная деятельность.

Общая характеристика технологии поэтапного формирования умственных действий

П. Я. Гальперин разграничил две части осваиваемого предметного действия: его понимание и умение его выполнить. Первая часть играет роль ориентировки и названа «ориентировочной», вторая — исполнительная. П. Я. Гальперин придавал особое значение ориентировочной части, считая ее «управляющей инстанцией», позднее он назовет ее «штурманской картой».

Условием формирования действий является ориентировочная основа действия (ООД) — это система ориентиров и указаний, сведений обо всех компонентах действия (предмет, продукт, средства, состав и порядок выполнения операций).

Выделяют три типа ООД и три типа обучения:

  • 1-й тип обучения характеризуется неполным составом ориентировочной основы, ориентиры представлены в частном виде и выделяются самим субъектом путем слепых проб.
  • 2-й тип обучения характеризуется наличием всех условий, необходимых для правильного выполнения действия. Но эти условия даются субъекту: в готовом виде, в частном виде, пригодном для ориентировки лишь в данном случае.
  • 3-й тип обучения — ориентировочная основа имеет полный состав, ориентиры представлены в обобщенном виде, характерном для целого класса явлений. В каждом конкретном случае ООД составляется обучающимся самостоятельно с помощью общего метода, который ему дается.

Поэтапное формирование умственных действий по этой классификации типов обучения соответствует третьему типу. Но успешность обучения такого типа обусловлена не только полной, обобщенной и самостоятельно создаваемой ориентировочной основой действия, но и отработкой действия на разных уровнях его формирования (в разных формах).

П. Я. Гальперин выделял шесть этапов формирования умственных действий:

  • 1-й этап — мотивационный. Происходит предварительное ознакомление обучающихся с целью обучения, создание «внутренней», или познавательной, мотивации.
  • 2-й этап — составление схемы ориентировочной основы действия. Обучающийся разбирается в содержании усваиваемого действия: в свойствах предмета, в результате-образце, в составе и порядке исполнительных операций.
  • 3-й этап — формирование действия в материальной или материализованной форме. Действие выполняется как внешнее, практическое, с реальными предметами. При этом все операции действия осознаются, а замедленное их выполнение позволяет увидеть и осознать содержание как операций, так и всего действия в целом.
  • 4-й этап — формирование действия в громкой речи. Обучающийся, лишенный материальных опор действия, анализирует материал в громкой социализированной речи, обращенной к другому человеку. Это одновременно и речевое действие, и сообщение об этом действии.
  • 5-й этап — формирование действия во внешней речи «про себя». Обучающийся использует ту же речевую форму действия, что и на предыдущем этапе, но без проговаривания (даже шепотом). Здесь возможен пооперационный контроль: педагог может уточнять последовательность производимых операций или результат отдельной операции.
  • 6-й этап — формирование действия во внутренней речи.

Обучающийся, решая задачу, сообщает только конечный ответ. Действие становится сокращенным и легко автоматизируется. На последнем, шестом, этапе формируется умственное действие, появляется «феномен чистой мысли».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)