Образовательные результаты и критерии их оценивания

Многими исследователями признается, что пятибалльная система оценивания, критерии которой разрабатывались в советское время, утратила свою актуальность и признана ведущими педагогами несостоятельной, неподходящей для новых образовательных стандартов. Необходима ее модернизация, использование новых критериев для анализа личностного роста обучающихся и их учебных достижений.

Контроль, как дидактическое понятие, представляет собой совокупность осознанных действий, направленных на получение сведений об уровне овладения отдельными студентами (слушателями), программного материала, овладения теоретическими и практическими знаниями, навыками и умениями, которые необходимы в процессе выполнения задач профессиональной деятельности.

Педагогический контроль – система проверки результатов обучения и воспитания студентов. По назначению и характеру контроль подразделяют на предварительный, текущий, периодический, итоговый, взаимоконтроль, самоконтроль. Оценка в высшей профессиональной школе – процесс и результат выявления и сравнения уровня овладения студентами профессионально важных знаний, навыков и умений с эталонными представлениями, задекларированными в учебных программах подготовки, сборниках нормативов и других руководящих документах.

Лиссабонская конвенция «О признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в европейском регионе» 1997 года, к которой Россия присоединилась в 2000 году, сформулировала концепцию международного признания результатов образования и выдвинула требование к академическому сообществу выработать конвертируемые общепонятные критерии такого признания, новая методология получила название компетентностного подхода. Результаты обучения оцениваются с помощью компетенций.

Студент получает в вузе по избранному профилю образования:

  • определенный необходимый объем базовых (теоретических) знаний;
  • совокупность методологий и методик применения этих знаний в практической деятельности;
  • определенный опыт подобного применения (в ходе учебных, производственных и иных практик, лабораторных работ, самостоятельных исследований и т. п.).

Компетентностный подход является одним из основополагающих подходов к созданию модели выпускника высшей школы, в рамках которого основным элементом модели личности выпускника становится компетентность/компетенция.

В высшей школе в рамках Болонского процесса представлена кредитно-модульная система организации учебного процесса (ЕСТБ) Шкалу ЕСТБ переводят в оценки по национальной шкале так:

  • А значит: успешное решение задач, где возможно допущение 1-3 несущественных ошибок;
  • В означает: задача в целом решена на высоком уровне, но допущена 4-5 несущественных ошибок;
  • С означает: задача решена на среднем уровне с несколькими несущественными да и значительной ошибками;
  • D означает: задача решена с 2-3 значительными ошибками, которые незначительно меняют окончательный результат;
  • Е означает: задание выполнено с ошибками, на низком уровне, удовлетворяет минимальные критерии;
  • РХ означает: нужно поработать, чтобы решить (пересдать) задачи;
  • F означает: необходима серьезная дальнейшая работа, чтобы решить задачу, т. е. повторный курс.

Образовательные результаты и критерии их оценивания

В целом, качества образованного человека – знания, умения, навыки, ценностные установки, опыт деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов (Иванова Г. А. Основы педагогики и методики преподавания. Учебное пособие. – СПб.: СЗФ РПА Минюста России. 2018).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)