Образование как ценность, система, процесс, результат

Б. С. Гершунский предлагает рассматривать образование в разных аспектах: ценность, система, процесс, результат (грамотность – образованность – профессиональная компетентность – культура – менталитет). В федеральном законе «Об образовании» раскрыто понятие образования – это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определённых объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Процесс воспитания и обучения представляет собой педагогическую систему, может исследоваться в статике и в динамике.

В первом случае в педагогической системе выделяют 4 взаимосвязанных компонента:

  • педагоги и воспитанники (субъекты педагогической системы),
  • содержание образования,
  • материальная база (средства).

Взаимодействие этих компонентов порождает педагогический процесс. Педагогический процесс есть педагогическая система в динамике. Педагогический процесс – специально организованное взаимодействие педагогов и обучающихся, направленное на решение развивающих и образовательных задач.

Другие подходы к определению структуры педагогического процесса:

  • целевой – включает цели и задачи, реализуемые в определенных условиях;
  • содержательный – определяет всю совокупность формируемых у субъектов педагогического процесса знаний, отношений, ценностных ориентации, опыта деятельности и общения;
  • деятельностный – характеризует формы, методы, средства организации и осуществления педагогического взаимодействия, направленного на решение целей и задач педагогического процесса и освоение его содержания;
  • результативный – достигнутые результаты и степень эффективности педагогического процесса обеспечивает управление качеством педагогической деятельности;
  • ресурсный – отражает социально-экономические, психологические, санитарно-гигиенические и другие условия протекания педагогического процесса, его нормативно-правовое, кадровое, информационно-методическое, материально-техническое, финансовое обеспечение.

Главными этапами педагогического процесса можно назвать:

  • подготовку педагогического процесса;
  • осуществление педагогического процесса;
  • анализ результатов.

На этапе подготовки педагогического процесса (подготовительном) создаются необходимые условия его для протекания в заданном направлении и с заданной эффективностью.

В ходе него решаются следующие важные задачи:

  • целеполагание;
  • диагностика возможностей педагогического процесса;
  • прогнозирование результатов процесса;
  • проектирование и планирование.

Этап осуществления педагогического процесса (основной) можно рассматривать как относительно самостоятельный процесс, включающий в себя важные взаимосвязанные элементы:

  • постановку и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности;
  • взаимодействие педагога и обучаемых;
  • использование намеченных методов, форм и средств педагогического процесса;
  • создание благоприятных условий;
  • осуществление разнообразных мер стимулирования педагогической деятельности;
  • обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами.

Завершается цикл педагогического процесса этапом анализа достигнутых результатов. Педагог с помощью доступных ему методов наблюдения, анализа выполненных работ, бесед, опросов и других изучает степень решения поставленных задач. Особенно важно при этом выявлять причины не-полного соответствия результатов и целей, которые порой могут возникнуть из-за некоторых непредвиденных обстоятельств. Структура педагогического процесса универсальна: она присуща как педагогическому процессу в целом, осуществляемому в рамках педагогической системы, так и единичному (локальному) процессу педагогического взаимодействия (Схема 1).

Образование как ценность, система, процесс, результат

В целом, качество образования – «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы». Закономерности педагогического процесса. Их определение в большой степени зависит от уровня развития антропологических, гуманитарных наук. I группа закономерностей – действует на макро и микросоциальном уровнях.

Это общие, существенные, устойчиво повторяющиеся связи между потребностями, возможностями общества (страны, региона, отдельных групп людей, семьи) и педагогическим процессом:

  • Зависимость педагогического процесса от уровня социальноэкономического, политического и культурного развития общества, состояния его духовности, то есть цель, характер, содержание, средства, методы, формы педагогического процесса определяются объективными потребностями общества, интересами государства, социокультурными и этническими нормами и традициями.
  • Зависимость педагогического процесса от региональных условий, факторов микросреды, природных факторов, условий конкретной школы и класса, особенностей педагогического коллектива, внутреннего состояния самого ребенка и др.

II группа закономерностей – действует на межличностном и личностном уровнях:

  • Единство и взаимосвязь педагогического процесса и развития личности: с одной стороны, уровень развития личности определяет характер, содержание и результативность педагогического процесса, с другой стороны, педагогический процесс нацелен на развитие личности путем присвоения ею социального опыта, культуры общества и духовных ценностей.
  • Объективные, существенные, устойчиво повторяющиеся связи между составными частями педагогического процесса: между деятельностью педагога, деятельностью ученика и содержанием педагогического процесса,
  • Объективные, существенные, устойчиво повторяющиеся связи между характером деятельности развивающейся личности, особенностями её взаимодействия с окружающим миром и результатами ее развития: результаты обучения прямо пропорциональны умению учащихся учиться, их интересу к учебной деятельности, отношению к учебному труду, своим учебным обязанностям.

Эффективность воспитания зависит от степени активности самой личности, от содержания и способов организации ее деятельности, мотивов этой деятельности, от характера педагогического руководства деятельностью данной личности. Принципы педагогического процесса. В системе принципов педагогического процесса ряд принципов носит методологический характер.

1) целостный подход к педагогическому процессу:

  • необходимость целостности воспитательных влияний на рациональную, эмоциональную и поведенческую сферы отношений личности;
  • взаимодействие школы, семьи и внешкольных учреждений; – единый стиль и тон отношений к ребенку;
  • гармоничное сочетание применяемых методов, средств, форм педагогического процесса.

2) принцип природосообразности:

  • опираться на природу ребенка, на законы его развития, – создавать условия для самопознания и самореализации,
  • учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся в педагогическом процессе.

3) Принцип культуросообразности педагогического процесса:

  • учитывать, что культура определяет характер, цель, содержание, методы и формы педагогического процесса,
  • решать задачи приобщения человека к различным пластам культуры.

4) Принцип личностного подхода:

  • при конструировании и осуществлении педагогического процесса ориентироваться на личность как на цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности;
  • признавать уникальность личности, ее интеллектуальную и нравственную свободу, право на уважение;
  • опираться в воспитании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создавать для этого соответствующие условия
  • располагать материал по ступеням возраста;

5) Принцип деятельностного подхода:

  • опираться на тот факт, что личность формируется и проявляется только в деятельности;
  • рассматривать педагогический процесс как процесс организации разнообразной деятельности учащихся;
  • учитывать (формировать) позицию ребенка как субъекта деятельности в процессе воспитания и обучения.

6) Принцип полисубъектного (диалогического) подхода:

  • учитывать (формировать) личностноравноправные позиции учителя и учащихся;
  • развивать формы сотрудничества между ними от максимальной помощи педагога учащимся в организации деятельности к постепенному нарастанию их собственной активности.

В повседневной педагогической деятельности педагог руководствуется также принципами отбора содержания и организации педагогического процесса:

  • Принцип обучения и воспитания в группе (коллективе)– оптимально сочетать индивидуальные, групповые, коллективные формы педагогического процесса, использовать воспитательные возможности детского коллектива в педагогическом процессе;
  • Принцип связи педагогического процесса с жизнью и практической деятельностью учащихся призван: формировать отношения воспитанников к окружающей действительности (к природной и социальной среде, деятельности людей, культурным ценностям); формировать жизненную позицию человека, для чего в процессе обучения теоретический материал сочетать с разными видами практических занятий; опираться на личный опыт учащихся, переводя его с житейского на более высокий, абстрактно-теоретический, обобщенный уровень.
  • Принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности учащихся – стремиться к сознательности и активности учащихся в процессе обучения, для чего формировать активное отношение школьников к учению; способствовать осмысленному и сознательному усвоению учащимися учебного материала.
  • Принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему – исходить их того, что требовательность к личности ребенка является своеобразной мерой уважения ребенка.
  • Принцип опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности
    – подходить к ученику «с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться» (А. С. Макаренко).
  • Принцип научности – отбирать содержание образования, соответствующее уровню развития современной науки и техники, опыту, накопленному мировой цивилизацией; включать в содержание учебного материала фундаментальные вопросы основ наук; знакомить школьников с методами и приемами научно-исследовательской работы, формировать у них исследовательские умения.
  • Принцип гражданственности – формировать гражданское самосознание, патриотизм, национальные ценности, ориентировать содержание образования на развитие субъектности личности, ее духовности и социальной зрелости.
  • Принцип наглядности – применять в процессе обучения и воспитания разнообразные средства наглядности, методы демонстрации и иллюстрации для того, чтобы воздействовать на различные органы чувств учащихся.
  • Принцип преемственности, систематичности и последовательности в обучении и воспитании; согласовывать взаимодействие семьи и всех учреждений системы образования, педагогов, работающих с данной учебной группой и отдельной личностью; обеспечивать преемственность учебных и воспитательных программ на всех ступенях образования; использовать уже имеющиеся у школьников знания в процессе изучения нового материла; строить обучение с учетом перспективы, подготавливая учеников к восприятию более сложного материала; обеспечивать систематические знания, умения и навыки по учебному предмету.
  • Принцип доступности обучения в сочетании с высоким уровнем трудности – обеспечивать подготовку учащихся к восприятию учебного материала, изучать этот материал на предельно высоком уровне их возможностей, создавать условия для развивающего обучения.
  • Принцип продуктивности педагогического процесса и прочности его результатов – целенаправленная организация педагогического процесса, обеспечивающая достижение целей образования Дальнейшее развитие принципов педагогического процесса связано с разработкой новых теорий и концепций обучения и воспитания.

Особенности задач педагогического процесса определяют содержание составляющих этого многофункционального процесса – воспитание (самовоспитание), обучения (самообразования) и развития. Каждый из элементов функционально-содержательной структуры педагогического процесса является относительно самостоятельных подсистемой (Иванова Г. А. Основы педагогики и методики преподавания. Учебное пособие. – СПб.: СЗФ РПА Минюста России. 2018).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)