Формирование духовно-нравственной культуры личности

Человек имеет определенные отношения к миру; они подразделяются на 4 вида:

  • генезисные (по происхождению),
  • познавательные,
  • оценочно-ориентацнонные (или, иначе, аксиологические, ценностные), где сконцентрированы и разрабатываются представления о духовных ценностях, о добре, справедливости, об идеалах общества, семьи и т. п.,
  • духовно-практические, или праксиологические, включающие в себя систему требований, норм, направленную на регулирование взаимоотношений между людьми и регулирование деятельности (практической и познавательной).

Можно выделить педагогические подходы в духовно-нравственном воспитании:

  • Культурно-историческая педагогика (Е. А. Ямбург, В.М. Рот, Ю. Ли и др.), опирающаяся на культурно-историческую психологию Л. С. Выготского. В данной модели образования субъект является носителем личностной картины мира, культуры, а процесс образования и воспитания может быть описан как система, в основе которой лежит взаимодействие.
  • Философские, религиозные, педагогические идеи, определяющие содержание этического образования: представление о добродетели (Аристотель, Р. Г. Апресян, A. A. Гусейнов, П. Гольбах, М. Монтень, Парацельс и др.), морали (Т. Гоббс, О. Г. Дробницкий, А. Шопенгауэр и др.), духовно-нравственном становлении личности (И. Кант, В. Соловьев и др.), этике ненасилия (Л. Н. Толстой, М.Л. Кинг, И. А. Ильин и др.), этике благоговения перед жизнью (А. Швейцер); глобальной этике (Г. Кюнг, Л. Геррет), этике глобальных отношений (А. С. Галоян), этике глобального мира (А. И. Неклесса, Е. В. Серёдкина).
  • Исследования с позиции культурно-исторической педагогики (A. B. Гаврилин, О. С. Газман, В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Е. А. Ямбург и др.).
  • Исследования нравственного сознания личности а) зарубежные (Л. Кольберг, Ж. Пиаже, Б. Скиннер, В. Франкл, 3. Фрейд, Э. Фромм и др.), отечественные (Р. Д. Азимова, И. Бакштановский, О. С. Богданова, Л. И. Божович, Е. В. Бондаревская, Л. С. Выготский, Б. С. Гумницкий, В. Е. Гурин, О. Г. Дробницкий, И. С. Кон, А. И. Титаренко и др.).

При выборе и реализации цели человек ориентируется на ценности, идеалы, нормы. Норма социальна; это образец, правило, принцип деятельности, признанные социальной организацией и в той или иной форме заданные для исполнения ее членами. Норма – это общепризнанная в определенной социальной среде совокупность требований, регулирующих поведение людей, все иные формы их деятельности. Система социальных норм обеспечивает упорядоченность общественного взаимодействия индивидов и групп.

Различают юридические, моральные, логические и другие нормы. Каждая норма формируется на основе определенных законов и включает 4 основных элемента:

  • содержание – действие, являющееся объектом регуляции (познание, практика);
  • характер – то, что данная норма разрешает (предписывает) или запрещает;
  • условия приложения – обстоятельства, в которых должно или не должно выполняться действие;
  • субъект или группа людей, которым адресована норма.

В процессе формирования духовно-нравственной культуры личности возможностями коммуникации с художественно-эстетической, этической и культурологической информацией, мировым и национальным культурным наследием предполагается поэтапное «наполнение» следующих уровней: Первый уровень (эмоционально-образный, уровень диалогического взаимодействия реальной и художественной картины мира – синтетических мыслеобразов) – первичное восприятие образцов художественной и духовно-нравственной культуры, получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям культуры народов России через проекцию образцов социальной жизни и образов искусства и формирования синтетических мыслеобразов национальной культуры (образ человека в искусстве, образ родной природы, родного края, отчего дома, семьи, человека труда, образы национальной культуры).

Второй уровень (тезаурусный, уровень когнитивных стратегий и гуманитарной картины мира) – овладение ключевыми концептами (общечеловеческие и православные ценности, нравственные понятия, традиции, обряды и т. д.), приобретение школьником базовых культурологических и этических знаний, получение опыта осмысления и позитивного отношения к базовым ценностям российского общества через проекцию базовых концептов гуманитарной картины мира (концепты «человек», «семья», «Отечество», «природа», «мир», «знания», «труд», «культура», «добро», «совесть», «любовь») и ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень (мотивационный, коммуникативно-деятельностный, уровень выбора и реализации социально-культурных стратегий и тактик) – получение школьником опыта осознанного общественного действия, значимого для социализации, с позиций понимания или принятия основных нравственных ориентиров (прецедентов) российской культуры: личностей, событий, явлений (геройгероизм, гражданин-гражданственность, патриотпатриотизм, историческая и культурная память, межпоколенческие национальные «духовные скрепы»); формирование стратегий дальнейшего социально-культурного образования, социализации и саморазвития личности.

В целом, мастерство педагога заключается в создании педагогических условий, направленных на формирование у обучающихся нравственного самосознания личности, которые проявляются в:

  • способности формулировать собственные нравственные обязательства;
  • процессе осуществления нравственного самоконтроля;
  • умении требовать от себя выполнения моральных норм;
  • умении давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
  • способности проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
  • необходимости принимать ответственность за их результаты.

Автор статьи: Иванова Г. А. Основы педагогики и методики преподавания. Учебное пособие. – СПб.: СЗФ РПА Минюста России. 2018

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)