Понятийный аппарат теории воспитания

Методами воспитания современная наука называет способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания. Это соответствует гуманистическому пониманию процесса воспитания как совместной деятельности учителей и учеников и основному закону воспитания: воспитывать – организуя деятельность воспитанников.

С этой точки зрения под методами воспитания следует понимать совокупность специфических способов и приемов воспитательной работы, которые используются в процессе организации разнообразной деятельности учащихся для развития у них потребностно-мотивационной сферы, взглядов и убеждений, выработки навыков и привычек поведения, а также для его коррекции и совершенствования с целью формирования личностных свойств и качеств. Уточним, что специалисты различают методы воспитания и методы вне урочной воспитательной работы.

Методы воспитания проявляют свое содержание через:

  • непосредственное влияние воспитателя на воспитанника (посредством убеждения, нравоучения, требования, приказа, угрозы, наказания, поощрения, личного примера, авторитета, просьбы, совета);
  • создание специальных условий, ситуаций и обстоятельств, которые вынуждают воспитанника изменить собственное отношение, выразить свою позицию, осуществить поступок, проявить характер;
  • общественное мнение референтной группы, например, коллектива (школьного, студенческого, профессионального), личностно значимого для воспитанника, а также благодаря авторитетному для него человеку – отцу, ученому, художнику, государственному деятелю, деятелю искусства, и средства массовой информации (телевидение, печатные издания, радио);
  • совместную деятельность воспитателя с воспитанником, общение, игру;
  • процессы обучения и самообразования и передачи информации, социального опыта в кругу семьи, в процессе дружеского и профессионального общения;
  • погружение в мир народных традиций, фольклорного творчества, чтение художественной литературы.

Воспитатель выбирает и использует систему методов соответственно поставленным целям. Поскольку они являются «инструментами прикосновения к личности» (А. С. Макаренко), постольку при их выборе необходимо учитывать все тонкости и особенности личности воспитанника. Не существует хорошего или плохого метода. Эффективность решения воспитательных задач зависит от многих факторов и условий, а также от последовательности и логики применения совокупности методов.

К настоящему времени накоплен обширный научный фонд, раскрывающий сущность и закономерности функционирования методов воспитания. Их классификация помогает выявить общее и особенное, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует целесообразному и более эффективному их использованию, помогает понять назначение и характерные признаки, присущие отдельным методам.

Так, например, выделяют три группы методов (Г. И. Щукина):

  • ориентированные на формирование положительного опыта поведения воспитанников в общении и деятельности;
  • направленные на достижение единства сознания и поведения воспитанников;
  • использующие поощрения и наказания.

П. И. Пидкасистый предлагает другую группировку методов воспитания:

  • педагог способствует восприятию мира;
  • педагог помогает ребенку осмысливать этот мир;
  • педагог инициирует созидание мира вне и внутри личностной структуры ребенка.

Согласно более или менее разделяемой всеми учеными классификации методы воспитания в отечественной науке объединяются в четыре группы и составляют такую систему:

  • методы формирования сознания: рассказ, беседа, лекция, дискуссия, диспут, метод примера;
  • методы организации деятельности и формирования опыта поведения: упражнение, приучение, поручение, требование, создание воспитывающих ситуаций;
  • методы стимулирования поведения: соревнование, игра, поощрение, наказание;
  • методы контроля, самоконтроля и самооценки: наблюдение, опросные методы (беседы, анкетирование), тестирование, анализ результатов деятельности.

Основная функция первой группы методов состоит в формировании отношений, установок, направленности, убеждений и взглядов воспитанников – всего того, в основе чего лежат знания о нормах поведения, о социальных ценностях. Методы второй группы реализуют принцип воспитания в деятельности. Методы контроля и самоконтроля направлены на анализ и оценку результатов воспитания и влияют на формирование воспитанников скорее косвенно.

С помощью методов третьей группы педагоги и сами воспитанники регулируют поведение, воздействуют на мотивы деятельности воспитуемых, потому что общественное одобрение или осуждение влияет на поведение, происходит закрепление одобряемых поступков или торможение неодобряемого поведения. Но с точки зрения гуманистической педагогики метод наказания вызывает сомнения и споры (может ли быть наказание средством воспитания). В педагогике ненасилия этот вопрос представлен подробно.

Наказание может трактоваться как насилие над ребенком. Как указывает Боулби (1973), дети в ситуации насилия или угрозы ее, испытывают страх, т. к. возникает ощущение отсутствия того, что обеспечивает безопасность (по Маслоу – потребность в защищенности является следующей ступенькой после витальных потребностей – в пище, тепле, питье и сне).

Ощущение незащищенности вызывает панику, страх и необратимость разрушающей личность ситуации, депрессивное чувство вины. Обычно это ложное чувство вины приводит к депрессии, тревожности, агрессии (комплекс неполноценности из-за то, что ребенок чувствует себя несоответствующим ожиданиям родителей и учителей). Чувство вины очень часто используется взрослыми, чтобы добиться от ребенка желаемого результата. Это чувство – очень болезненный для ребенка, но очень эффективный рычаг управления. Однако когда чувство вины достигает своей критической массы, у ребенка создается ощущение того, что нет выхода, ему никогда не удастся стать хорошим.

Бывает трудно отказаться от использования традиционной системы педагогических санкций в ситуациях непослушания, неподчинения, сопротивления, противостояния, а также противоборства учащихся. Однако выявление гуманистических потенций детской личности, воспитание ее в духе общечеловеческой морали предполагают неуклонное преодоление психологического насилия, которому все еще подвергаются школьники, в большей мере – трудные, строптивые, не склонные к конформизму, и в меньшей – благополучные, исполнительные, послушные.

Формы психологического насилия разнообразны. Чаще всего, по мнению американского педагога Дж. О. Нила, – это «вербальное избиение», результаты которого оказываются более долговременными по сравнению с физическим наказанием, вызывая острое переживание стыда, собственной ненужности, обиды, бессилия, депрессии. К проявлениям насилия над ребенком он относит: унижение и подавление, обзывание, отвержение, бойкотирование, манипулирование, ложь, приписывание обмана, демонстрацию власти, скрытое запугивание, открытые угрозы, пренебрежение, наделение чрезвычайными полномочиями без оказания поддержки, пренебрежение и игнорирование. Психологические принципы организации личностного педагогического взаимодействия.

В науке выделяют 4 таких принципа:

  • Принцип диалогизации педагогического взаимодействия, т. е. организация учебного процесса как диалога учителя с учениками и учеников между собой.
  • Принцип проблематизации – стимулирование исследовательской активности детей.
  • Принцип персонализации – взаимодействие личностей, а не ролей.
  • Принцип индивидуализации – выявление индивидуальных особенностей, способностей каждого, учет индивидуальных и возрастных возможностей и особенностей.

Как выяснилось в исследованиях А. Б. Орлова, только 10% учителей обладают достаточным уровнем развития таких профессионально важных качеств, как пристальное и постоянное внимание к личности другого человека, глубокое ее понимание, уважение к ней, искренность в выражении своих чувств и переживаний в межличностном общении. Подавляющее большинство учителей не склонны вникать во внутренний мир детей, в контекст их проблем и переживаний, не склонны доверять детям. Отсюда постоянное стремление контролировать учащихся и навязчивое желание идентифицироваться с авторитарными ролями, что приводит к чрезмерной строгости и властности в преподавании и воспитании, к желанию учителя любой ценой утвердить свою доминирующую позицию в глазах учащихся.

В воспитании и обучении невозможно обойтись без авторитета, т. е. власти педагога как отражения его ответственности за судьбу ребенка. Однако эта сила призвана быть не разрушающей, а созидающей. Когда она способствует самоутверждению растущей детской личности, реализации ее творческих потенций, педагогический авторитет выступает мощным катализатором личного влияния учителя.

В гуманистической теории воспитания в рамках педагогики ненасилия, И. Демакова отмечает, что реализация этих идей возможна при условии, что в качестве главного принципа выдвигается принцип опоры на доверительные отношения к детям как субъектам воспитательного процесса. Таким образом, механизм доверия в образовательном процессе обеспечивает эффективное общение субъектов, что способствует реализации главной цели данного процесса: приобщение к ценностям другого человека, другого мира, а через них познание и преобразование себя и окружающего.

Педагогика определяет оптимальную форму проявления и развития дисциплины и демократии в воспитании, которые реализуются специально подготовленной и обладающей педагогическим авторитетом личностью. Дети добровольно идут за тем воспитателем, которого они уважают. В любом другом случае педагогические отношения держатся на сугубо формальных основаниях, внешних требованиях, утрачивают свой позитивный воспитательный смысл и оказывают негативное влияние.

Понятие «авторитет» буквально означает общепризнанное значение человека, его влияние на людей, поддержку его идей и деятельности общественным мнением, проявление уважения, доверия к нему, даже веры в него: в его ум, волю, нравственность, способность сотворить благо, отдать все силы общему делу. Суть педагогического авторитета в постоянном развитии педагогом в себе гражданской, творческой, человеческой личности, подлинной духовности и интеллигентности.

Авторитет нравственности и духовно-ценностной культуры педагога необходимо дополняется авторитетом интеллектуальной развитости, независимости суждений и образованности. Педагогика ненасилия рассматривает влияние таким образом, что учение должно быть таким, в котором заинтересован сам ученик. Рождерс назвал его «значимым для человека учением» и считал, что только такое оно и может быть.

Он определял следующие условия, при которых оно может состояться:

  • Ученики решают в процессе учения проблемы, интересующие и значимые для них.
  • Педагог чувствует себя по отношению к ученикам конгруэнтно, то есть проявляет себя таким человеком, какой он есть, выражая себя свободно.
  • Педагог проявляет безусловное, положительное отношение к ученику, принимает его таким, как тот есть.
  • Педагог проявляет эмпатию к ученику. Способность проникать в его внутренний мир, понимать его, смотреть его глазами, оставаясь при этом самим собой.
  • Педагог играет роль помощника и стимулятора значимого учения, должен создать психологический комфорт и свободу ученика, т. е. учение должно быть центрировано на ученике, а не на учебном предмете.

Одним из продуктивних методов воспитания в гуманистической педагогике считается метод убеждения. По утверждению психолога А. Г. Ковалева, «путем убеждения можно достигнуть перестройки сознания, мотивов деятельности, сформировать желание изменить образ жизни», что впоследствии подвигнет учащегося к самовоспитанию.

Убеждение как метод педагогического воздействия должно отвечать целому ряду требований:

  • содержание и форма убеждений должны соответствовать уровню возрастного развития личности, понятны и доступны учащимся;
  • убеждение должно строиться с учетом индивидуальных особенностей школьников;
  • при всех условиях убеждение должно быть последовательным, логичным, максимально доказательным;
  • убеждение должно содержать как обобщенные положения (принципы и правила), так и конкретные факты, примеры.

Формы убеждающего воздействия при помощи слова – это рассказ, разъяснение, доказательство, беседа, лекция. К условиям эффективности убеждающего воздействия относится, во-первых, сила самого воздействия, которая определяется его содержательностью и авторитетом убеждающего. Во-вторых, эффективность убеждающего воздействия зависит от особенностей психического склада того лица, на которое воздействуют, их учета при построении убеждения. Имеются в виду потребности, интересы, установки, вкусы, особенности мышления того, кому адресовано убеждающее воздействие. В-третьих, эффективность убеждения зависит от интеллектуально-эмоционального состояния убеждающего и убеждаемого в момент их взаимоотношений.

Убеждение нельзя отождествлять с морализированием: при убеждении утверждение доказывается, при морализировании – декларируется в таких, например, формах: «школьник должен», «и не стыдно», «и не совестно» и т. п.

Включение в число педтехнологий повышения квалификации в качестве активных методов обучения элементов социо-психологических и управленческих игр и тренингов (социальные пробы, практики, ситуационный анализ, фасилитация, медиация, модерация и др.) способствует культуро-ориентированному формированию педагогического сознания учителя. Особенно продуктивно овладение техниками фасилитации, модерации и медиации.

Фасилитация – это развивающий образовательный метод. Его использование содействует тому, чтобы люди обменивались идеями, мнениями, критически анализировали стоящие перед ними задачи и определяли пути их реализации. Фасилитатором (от англ. facilitate – помогать, облегчать) часто называют ведущего/тренера, основная задача которого состоит в стимулировании и направлении процесса поиска и анализа информации участниками групповой работы.

В современном значении под модерацией понимают технику организации интерактивного общения, благодаря которой групповая работа становится более целенаправленной и структурированной. Модератором (от итал. moderare – смягчение, сдерживание, умеренность, обуздывание) называют руководителя дискуссии, обладающего такими качествами, как гибкость, дипломатичность, наличие интуиции, умение вести беседу и дискуссию.

Медиация – технология разрешения споров, это альтернативная форма разрешения конфликта с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны – медиатора, который помогает сторонам выработать определенное соглашение по спору, при этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения по урегулированию спора и условия его разрешения.

Таким образом, все активные и интерактивные методы направлены на формирование и корректировку педагогической позиции и профессионально-личностных качеств учителя, дальнейшую саморегуляцию профессионального поведения педагога. В целом, формируется внутреннее нравственное убеждение («харизма» учителя) как высшая степень педагогической одаренности и компетентности, связанная с его гуманистическим приоритетом (Иванова Г. А. Основы педагогики и методики преподавания. Учебное пособие. – СПб.: СЗФ РПА Минюста России. 2018).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)