Понятийный аппарат теории воспитания
Методами воспитания современная наука называет способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания. Это соответствует гуманистическому пониманию процесса воспитания как совместной деятельности учителей и учеников и основному закону воспитания: воспитывать – организуя деятельность воспитанников.
С этой точки зрения под методами воспитания следует понимать совокупность специфических способов и приемов воспитательной работы, которые используются в процессе организации разнообразной деятельности учащихся для развития у них потребностно-мотивационной сферы, взглядов и убеждений, выработки навыков и привычек поведения, а также для его коррекции и совершенствования с целью формирования личностных свойств и качеств. Уточним, что специалисты различают методы воспитания и методы вне урочной воспитательной работы.
Методы воспитания проявляют свое содержание через:
- непосредственное влияние воспитателя на воспитанника (посредством убеждения, нравоучения, требования, приказа, угрозы, наказания, поощрения, личного примера, авторитета, просьбы, совета);
- создание специальных условий, ситуаций и обстоятельств, которые вынуждают воспитанника изменить собственное отношение, выразить свою позицию, осуществить поступок, проявить характер;
- общественное мнение референтной группы, например, коллектива (школьного, студенческого, профессионального), личностно значимого для воспитанника, а также благодаря авторитетному для него человеку – отцу, ученому, художнику, государственному деятелю, деятелю искусства, и средства массовой информации (телевидение, печатные издания, радио);
- совместную деятельность воспитателя с воспитанником, общение, игру;
- процессы обучения и самообразования и передачи информации, социального опыта в кругу семьи, в процессе дружеского и профессионального общения;
- погружение в мир народных традиций, фольклорного творчества, чтение художественной литературы.
Воспитатель выбирает и использует систему методов соответственно поставленным целям. Поскольку они являются «инструментами прикосновения к личности» (А. С. Макаренко), постольку при их выборе необходимо учитывать все тонкости и особенности личности воспитанника. Не существует хорошего или плохого метода. Эффективность решения воспитательных задач зависит от многих факторов и условий, а также от последовательности и логики применения совокупности методов.
К настоящему времени накоплен обширный научный фонд, раскрывающий сущность и закономерности функционирования методов воспитания. Их классификация помогает выявить общее и особенное, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует целесообразному и более эффективному их использованию, помогает понять назначение и характерные признаки, присущие отдельным методам.
Так, например, выделяют три группы методов (Г. И. Щукина):
- ориентированные на формирование положительного опыта поведения воспитанников в общении и деятельности;
- направленные на достижение единства сознания и поведения воспитанников;
- использующие поощрения и наказания.
П. И. Пидкасистый предлагает другую группировку методов воспитания:
- педагог способствует восприятию мира;
- педагог помогает ребенку осмысливать этот мир;
- педагог инициирует созидание мира вне и внутри личностной структуры ребенка.
Согласно более или менее разделяемой всеми учеными классификации методы воспитания в отечественной науке объединяются в четыре группы и составляют такую систему:
- методы формирования сознания: рассказ, беседа, лекция, дискуссия, диспут, метод примера;
- методы организации деятельности и формирования опыта поведения: упражнение, приучение, поручение, требование, создание воспитывающих ситуаций;
- методы стимулирования поведения: соревнование, игра, поощрение, наказание;
- методы контроля, самоконтроля и самооценки: наблюдение, опросные методы (беседы, анкетирование), тестирование, анализ результатов деятельности.
Основная функция первой группы методов состоит в формировании отношений, установок, направленности, убеждений и взглядов воспитанников – всего того, в основе чего лежат знания о нормах поведения, о социальных ценностях. Методы второй группы реализуют принцип воспитания в деятельности. Методы контроля и самоконтроля направлены на анализ и оценку результатов воспитания и влияют на формирование воспитанников скорее косвенно.
С помощью методов третьей группы педагоги и сами воспитанники регулируют поведение, воздействуют на мотивы деятельности воспитуемых, потому что общественное одобрение или осуждение влияет на поведение, происходит закрепление одобряемых поступков или торможение неодобряемого поведения. Но с точки зрения гуманистической педагогики метод наказания вызывает сомнения и споры (может ли быть наказание средством воспитания). В педагогике ненасилия этот вопрос представлен подробно.
Ощущение незащищенности вызывает панику, страх и необратимость разрушающей личность ситуации, депрессивное чувство вины. Обычно это ложное чувство вины приводит к депрессии, тревожности, агрессии (комплекс неполноценности из-за то, что ребенок чувствует себя несоответствующим ожиданиям родителей и учителей). Чувство вины очень часто используется взрослыми, чтобы добиться от ребенка желаемого результата. Это чувство – очень болезненный для ребенка, но очень эффективный рычаг управления. Однако когда чувство вины достигает своей критической массы, у ребенка создается ощущение того, что нет выхода, ему никогда не удастся стать хорошим.
Бывает трудно отказаться от использования традиционной системы педагогических санкций в ситуациях непослушания, неподчинения, сопротивления, противостояния, а также противоборства учащихся. Однако выявление гуманистических потенций детской личности, воспитание ее в духе общечеловеческой морали предполагают неуклонное преодоление психологического насилия, которому все еще подвергаются школьники, в большей мере – трудные, строптивые, не склонные к конформизму, и в меньшей – благополучные, исполнительные, послушные.
Формы психологического насилия разнообразны. Чаще всего, по мнению американского педагога Дж. О. Нила, – это «вербальное избиение», результаты которого оказываются более долговременными по сравнению с физическим наказанием, вызывая острое переживание стыда, собственной ненужности, обиды, бессилия, депрессии. К проявлениям насилия над ребенком он относит: унижение и подавление, обзывание, отвержение, бойкотирование, манипулирование, ложь, приписывание обмана, демонстрацию власти, скрытое запугивание, открытые угрозы, пренебрежение, наделение чрезвычайными полномочиями без оказания поддержки, пренебрежение и игнорирование. Психологические принципы организации личностного педагогического взаимодействия.
В науке выделяют 4 таких принципа:
- Принцип диалогизации педагогического взаимодействия, т. е. организация учебного процесса как диалога учителя с учениками и учеников между собой.
- Принцип проблематизации – стимулирование исследовательской активности детей.
- Принцип персонализации – взаимодействие личностей, а не ролей.
- Принцип индивидуализации – выявление индивидуальных особенностей, способностей каждого, учет индивидуальных и возрастных возможностей и особенностей.
Как выяснилось в исследованиях А. Б. Орлова, только 10% учителей обладают достаточным уровнем развития таких профессионально важных качеств, как пристальное и постоянное внимание к личности другого человека, глубокое ее понимание, уважение к ней, искренность в выражении своих чувств и переживаний в межличностном общении. Подавляющее большинство учителей не склонны вникать во внутренний мир детей, в контекст их проблем и переживаний, не склонны доверять детям. Отсюда постоянное стремление контролировать учащихся и навязчивое желание идентифицироваться с авторитарными ролями, что приводит к чрезмерной строгости и властности в преподавании и воспитании, к желанию учителя любой ценой утвердить свою доминирующую позицию в глазах учащихся.
В воспитании и обучении невозможно обойтись без авторитета, т. е. власти педагога как отражения его ответственности за судьбу ребенка. Однако эта сила призвана быть не разрушающей, а созидающей. Когда она способствует самоутверждению растущей детской личности, реализации ее творческих потенций, педагогический авторитет выступает мощным катализатором личного влияния учителя.
В гуманистической теории воспитания в рамках педагогики ненасилия, И. Демакова отмечает, что реализация этих идей возможна при условии, что в качестве главного принципа выдвигается принцип опоры на доверительные отношения к детям как субъектам воспитательного процесса. Таким образом, механизм доверия в образовательном процессе обеспечивает эффективное общение субъектов, что способствует реализации главной цели данного процесса: приобщение к ценностям другого человека, другого мира, а через них познание и преобразование себя и окружающего.
Педагогика определяет оптимальную форму проявления и развития дисциплины и демократии в воспитании, которые реализуются специально подготовленной и обладающей педагогическим авторитетом личностью. Дети добровольно идут за тем воспитателем, которого они уважают. В любом другом случае педагогические отношения держатся на сугубо формальных основаниях, внешних требованиях, утрачивают свой позитивный воспитательный смысл и оказывают негативное влияние.
Понятие «авторитет» буквально означает общепризнанное значение человека, его влияние на людей, поддержку его идей и деятельности общественным мнением, проявление уважения, доверия к нему, даже веры в него: в его ум, волю, нравственность, способность сотворить благо, отдать все силы общему делу. Суть педагогического авторитета в постоянном развитии педагогом в себе гражданской, творческой, человеческой личности, подлинной духовности и интеллигентности.
Авторитет нравственности и духовно-ценностной культуры педагога необходимо дополняется авторитетом интеллектуальной развитости, независимости суждений и образованности. Педагогика ненасилия рассматривает влияние таким образом, что учение должно быть таким, в котором заинтересован сам ученик. Рождерс назвал его «значимым для человека учением» и считал, что только такое оно и может быть.
Он определял следующие условия, при которых оно может состояться:
- Ученики решают в процессе учения проблемы, интересующие и значимые для них.
- Педагог чувствует себя по отношению к ученикам конгруэнтно, то есть проявляет себя таким человеком, какой он есть, выражая себя свободно.
- Педагог проявляет безусловное, положительное отношение к ученику, принимает его таким, как тот есть.
- Педагог проявляет эмпатию к ученику. Способность проникать в его внутренний мир, понимать его, смотреть его глазами, оставаясь при этом самим собой.
- Педагог играет роль помощника и стимулятора значимого учения, должен создать психологический комфорт и свободу ученика, т. е. учение должно быть центрировано на ученике, а не на учебном предмете.
Одним из продуктивних методов воспитания в гуманистической педагогике считается метод убеждения. По утверждению психолога А. Г. Ковалева, «путем убеждения можно достигнуть перестройки сознания, мотивов деятельности, сформировать желание изменить образ жизни», что впоследствии подвигнет учащегося к самовоспитанию.
Убеждение как метод педагогического воздействия должно отвечать целому ряду требований:
- содержание и форма убеждений должны соответствовать уровню возрастного развития личности, понятны и доступны учащимся;
- убеждение должно строиться с учетом индивидуальных особенностей школьников;
- при всех условиях убеждение должно быть последовательным, логичным, максимально доказательным;
- убеждение должно содержать как обобщенные положения (принципы и правила), так и конкретные факты, примеры.
Формы убеждающего воздействия при помощи слова – это рассказ, разъяснение, доказательство, беседа, лекция. К условиям эффективности убеждающего воздействия относится, во-первых, сила самого воздействия, которая определяется его содержательностью и авторитетом убеждающего. Во-вторых, эффективность убеждающего воздействия зависит от особенностей психического склада того лица, на которое воздействуют, их учета при построении убеждения. Имеются в виду потребности, интересы, установки, вкусы, особенности мышления того, кому адресовано убеждающее воздействие. В-третьих, эффективность убеждения зависит от интеллектуально-эмоционального состояния убеждающего и убеждаемого в момент их взаимоотношений.
Включение в число педтехнологий повышения квалификации в качестве активных методов обучения элементов социо-психологических и управленческих игр и тренингов (социальные пробы, практики, ситуационный анализ, фасилитация, медиация, модерация и др.) способствует культуро-ориентированному формированию педагогического сознания учителя. Особенно продуктивно овладение техниками фасилитации, модерации и медиации.
Фасилитация – это развивающий образовательный метод. Его использование содействует тому, чтобы люди обменивались идеями, мнениями, критически анализировали стоящие перед ними задачи и определяли пути их реализации. Фасилитатором (от англ. facilitate – помогать, облегчать) часто называют ведущего/тренера, основная задача которого состоит в стимулировании и направлении процесса поиска и анализа информации участниками групповой работы.
В современном значении под модерацией понимают технику организации интерактивного общения, благодаря которой групповая работа становится более целенаправленной и структурированной. Модератором (от итал. moderare – смягчение, сдерживание, умеренность, обуздывание) называют руководителя дискуссии, обладающего такими качествами, как гибкость, дипломатичность, наличие интуиции, умение вести беседу и дискуссию.
Таким образом, все активные и интерактивные методы направлены на формирование и корректировку педагогической позиции и профессионально-личностных качеств учителя, дальнейшую саморегуляцию профессионального поведения педагога. В целом, формируется внутреннее нравственное убеждение («харизма» учителя) как высшая степень педагогической одаренности и компетентности, связанная с его гуманистическим приоритетом (Иванова Г. А. Основы педагогики и методики преподавания. Учебное пособие. – СПб.: СЗФ РПА Минюста России. 2018).
- Коммуникативные качества речи педагога
- Специфика педагогического общения
- Особенности организации воспитательного процесса старшеклассников
- Формирование духовно-нравственной культуры личности
- Развитие и социализация личности как педагогическая проблема
- Формирование будущего юриста в высшей школе как «человека гуманитарной культуры»
- Формирование личности как субъекта культуры
- Культурная политика государства и образование
- Психологические особенности обучения студентов общие тенденции
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу