Особенности организации воспитательного процесса старшеклассников

Старший школьный возраст характеризуется завершением физического, физиологического развития. У старшеклассников наблюдается резкое увеличение интеллектуального, эмоционального потенциала. Для них характерен более высокий, чем у подростков, уровень сбалансированности процессов возбуждения, торможения, эмоциональной устойчивости, управления физиологическими влечениями.

В этот возрастной период завершается процесс половой идентификации, складываются представления о собственном физическом образе. Что касается здоровья старшеклассников, то в этот период возможно обострение хронических заболеваний, возникших в предшествующий период. Одновременно наблюдается затухание невротических проявлений, свойственных подростковому возрасту. У юношей и девушек формируются представления о собственной уникальности.

К доминантам психологического развития относятся:

  • разрыв между физиологическим и социальным созреванием, что может вести как к внутриличностным, так и межличностным конфликтам;
  • склонность к самоанализу, самосозерцанию;
  • в юношеском возрасте возникает опасность заниженного самоуважения, что может привести к дисгармонии в отношениях с окружающими и с самим собой;
  • возрастает потребность в понимании со стороны окружающих;
  • наряду с этим возрастает возможность проявлений гиперкритицизма;
  • широта интересов;
  • для этого возрастного периода характерен значительный рост познавательного интереса к наиболее общим законам мироздания, человеческого бытия;
  • ориентированность на будущее, построение профессиональных и личных планов;
  • дифференцированное отношение к родителям, старшим, учителям.

Для юношеского возраста характерно формирование представлений о собственной уникальности, появление так называемого «синдрома Колумба». Представление о неповторимости, исключительности собственного «Я» – результат дальнейшего развития самосознания, т. е. представлений у школьника о самом себе. В основе этого процесса лежит прежде всего развитие абстрактнологического мышления. У старших школьников появляется устойчивое тяготение к абстракции, к размышлению о вещах, которые их интересуют, но в которых они нередко слабо разбираются.

Ценность этого процесса в том, что старшие школьники внезапно для себя открывают картину собственного внутреннего мира. Они проецируют эту картину на внешний мир, сравнивают и приходят к новым, неожиданным для себя выводам, которые, как им кажется, неведомы никому, скрыты для окружающих.

Именно это чувство первооткрывателя делает старшеклассников одновременно самонадеянными и нерешительными, смелыми в суждениях и сдержанными в поступках. Они жадно впитывают новые идеи, но очень неохотно отказываются от собственных. Чтобы помочь старшим школьникам в становлении самосознания, важно исходить из трех важных позиций. Позиция первая. Поддержать представление старшеклассников о собственной уникальности, но в то же время показать, что каждый из них точно так же убежден в своей уникальности, именно поэтому ее нельзя считать проявлением собственного превосходства над другими.

Уникальность – не привилегия, а дар природы, доступный всем. Важно правильно им распорядиться, употребить для добра. Уважая свою уникальность, нужно уважать и неповторимость других людей, сверстников в первую очередь. Именно такой взгляд формирует у старшеклассников уважение к чужому мнению, стремление понять точку зрения другого, не навязывать свои взгляды окружающим.

Таким образом, в качестве задач воспитания в старшем школьном возрасте можно рассматривать:

  • помощь в овладении способами самопознания;
  • воспитание способности к диалогу с целью понимания других людей, окружающего мира;
  • воспитание толерантности как способности видеть, понимать и принимать многообразие окружающего мира.

Позиция вторая. Юношеский период порождает немало иллюзий: представления о своих безграничных силах и возможностях, о длительности, не избывности молодости, о необходимости сделать в молодые годы нечто выдающееся, исторически значительное. Помощь в преодолении иллюзий заключается в том, чтобы направить внимание старших школьников на изучение опыта старших, на уроки человечества, на историю собственной жизни. Важно доказать им, насколько относительно их понимание времени. Известно, что в 1517 лет даже двадцатилетние кажутся пожилыми, а сорокалетние родители представляются чуть ли не стариками. В то же самое время 1314летние воспринимаются старшими школьниками как «малолетки».

Позиция третья. В работе со старшими школьниками необходимо раскрывать перспективу их жизни. У детей разного возраста существуют разные представления о времени. Лишь старшие школьники действительно живут будущим. Его они связывают с основным видом труда, с профессией, со статусом человека и гражданина, будущего мужа и жены, будущего отца или матери. Те родители, учителя, взрослые люди, которые наиболее полно сумели удовлетворить потребность старших школьников в ориентировке на будущее, становятся для них наиболее близкими, авторитетными людьми, как в семье, так и в школе.

Таким образом, перед педагогом встают следующие задачи:

  • помощь старшеклассникам в освоении различных социальных ролей (гражданина, семьянина и т. п.);
  • помощь в подготовке к освоению избранной юношей или девушкой профессиональной деятельности;
  • помощь в актуализации возможностей старшеклассников, в самореализации.

Для юношеского возраста характерен ряд особенностей, которые могут препятствовать позитивному личностному, индивидуальному, субъектному становлению юношей и девушек:

  • Механизм психологического противодействия. Он начинает срабатывать в тех случаях, когда ребенок постоянно находится под прессингом авторитета взрослых. Появляется стремление изолироваться, обрести независимость. Это своеобразная реакция ребенка на вольное или невольное подавление его личности. Под прессингом подразумевается не только постоянное авторитарное давление, но и излишняя мелочная опека, стремление решать за самого ребенка его проблемы, бесцеремонное вмешательство в его внутренний мир.
  • Стремление преодолеть консерватизм взрослых, который обнаруживается во взглядах на жизнь, труд, духовные, материальные ценности, на моду, танцы, одежду и пр. Чем сильнее проявляется консерватизм, тем активнее старшеклассники пытаются продемонстрировать свой отказ от привычных стандартов поведения, взглядов, представлений, вкусов.
  • Не всегда адекватные формы проявления социальной активности. Это проявляется в участии в разнообразных неформальных объединениях (панки, хиппи, рокеры, люберы, фанаты, скинхеды и т. п.). Особую проблему неформальное движение молодежи составляет сейчас, когда в нашем обществе идет переоценка ценностей, отказ от многих устоявшихся стереотипов, представлений. Какова педагогическая позиция в предупреждении крайностей автономизации старших школьников? Она складывается из трех основных элементов: понимание, поддержка, интерпретация.

Понимание – психолого-педагогический акт, направленный на то, чтобы найти объяснение позиции, которую занимает старший школьник. Важнейшее условие понимания – не считать только свою позицию наиболее правильной; находить в позиции школьников наиболее приемлемые элементы; устанавливать причины ее возникновения, ее привлекательности для них. Важное условие предупреждения взаимного непонимания старшеклассников и взрослых заключается не только в отказе от методов запрещения, авторитарного подавления, но и в глубоком понимании психологических механизмов поведения старших школьников.

Поддержка представляет собой психолого-педагогический акт, направленный на то, чтобы снять напряжение в позиции старших школьников, убрать конфронтацию отношений между ними и взрослыми не за счет отказа от собственных взглядов, а на основе признания за старшеклассниками права на собственную позицию, собственные взгляды и вкусы. В этом главный педагогический смысл поддержки.

Интерпретация – психолого-педагогический акт, который заключается в том, чтобы учитель и старшеклассники четко обозначили свои позиции, подвергли их взаимному толкованию (интерпретации), нашли пути сближения.

Важнейшей задачей воспитания в старшем школьном возрасте является развитие способности к самопознанию, самоопределению, самовоспитанию и самообразованию. Все, что связано со словами, в основе которых лежит «само…», исходит из активности личности, построено на действительно личностном подходе к воспитанию, а потому и содержит меньше вероятностей ошибки.

Воспитательная деятельность в этот период предполагает:

  • создание условий для социально значимого определения на будущее;
  • формирование научного мировоззрения, ценностного взгляда на общество, труд, материальные и духовные богатства народа, активной гражданской позиции, создание атмосферы культа знаний;
  • создание атмосферы культа семьи, брака, супружеской верности;
  • воспитание уважения к традициям семьи, ценностных представлений о любви, о взаимоуважении в отношениях между полами;
  • формирование потребности в постоянном самовоспитании, в непрерывном самообразовании;
  • участие в движении милосердия, в реализации социальных проектов;
  • воспитание культуры общения;
  • развитие школьного самоуправления на основе сотрудничества со старшеклассниками и родителями учащихся.

Среди методов воспитания старшеклассников можно выделить три группы – рефлексивные, интерактивные, проективные. Рефлексивные методы воспитания направлены на стимулирование смысло-поисковой деятельности старшеклассников, формирование личностного отношения к миру, другим людям. Метод драматизации имеет назначением предъявить для восприятия старшекласснику смысл данного элемента культуры в личной жизни человека и в общественной жизни людей. Он осуществляется путем постановки учащегося в ситуацию выбора в ходе разворачивающихся игровых ситуаций, участником, зрителем или автором которых он является. Драматизация осуществляется в форме дидактического театра, драматизированных ролевых игр, сочинения сказок и т. д.

Во всех случаях для того, чтобы драматизировать идею, необходимо следующее:

  • четко сформулировать идею как выражение определенного отношения к жизненному явлению;
  • обозначить роли носителя этой идеи, антипода и жертвы;
  • разработать фабулу;
  • составить начальный текст;
  • выбрать определенную сферу жизни;
  • подобрать реквизит как зрительную опору для воображения участников;
  • определить ведущего;
  • организовать вторичное проигрывание со сменой ролей.

Н. Е. Щуркова отмечает, что главное при реализации данного метода – не упражнение в поведенческих навыках, а борьба идей, обнаружение диалектической связи альтернативных точек зрения и правомерности противоположных суждений. Сочинение-эссе может быть использовано как для рефлексии смыслов, заключенных в предметном содержании, и для саморефлексии, так и для рефлексии деятельности. Метод убеждения предполагает логическое доказательство какого-то понятия, нравственной позиции, оценки происходящего. При этом на сознание старшеклассников влияют не столько понятия и суждения, сколько их личностная значимость. Применяя метод убеждения, педагог должен быть уверен, что у старшеклассников достаточно информации для логических рассуждений о предмете убеждения.

Метод внушения, как правило, сочетается с методом убеждения, но отличается от него эмоциональной окрашенностью воздействия на воспитанника с целью создания у него определенного состояния или побуждения к определенным действиям. Внушать – это значит воздействовать на чувства, а через них на ум и волю человека. Внушение опирается на имеющиеся у ребенка потребности, стремления. Метод примера является близким по целевым установкам и технике выполнения к методу внушения. Отличие состоит в его наглядности. Примером может служить реальный или вымышленный персонаж. Особую роль играют люди, добившиеся успеха и социального признания.

Обнаружение того, что это «живые люди» с их недостатками и реальными жизненными проблемами, побуждает старшеклассника к размышлениям, построению собственных жизненных перспектив. Интерактивные методы воспитания. К ним, прежде всего, относится диалог как особый способ взаимодействия, при котором достигается известная свобода от стереотипов при оценке «другого», для которого характерно отношение к «другому» как к равнодостойному человеку и стремление к достижению взаимопонимания.

Можно выделить ряд требований к диалогу как методу воспитания:

  • равенство позиций педагога и воспитанника, при котором осуществляется взаимное воздействие друг на друга, формируется способность встать на позицию другого;
  • отсутствие оценок, полное принятие воспитанника таким, какой он есть, уважение и доверие к нему;
  • наличие у педагога и воспитанника сходных установок относительно одной и той же ситуации, позволяющих развивать механизм идентификации;
  • особая эмоциональная окраска общения, искренность и естественность проявления эмоций, взаимное проникновение в мир чувств и переживаний друг друга;
  • способность участников общения видеть, понимать и активно использовать широкий спектр коммуникативных средств, включая невербальные.

Результатом такого общения-диалога является возникновение субъектных позиций участников педагогического взаимодействия. Этическая дискуссия затрагивает философские вопросы, направлена на присвоение воспитанниками нравственных ценностей и моральных норм, формирует у них ценностное отношение к людям и окружающему миру, к различным общественным явлениям, воспитывает чувство прекрасного. Метод стимулирования направлен на формирование педагогически целесообразного поведения и в практике воспитания чаще всего реализуется как поощрение и наказание. В обоих случаях стимулирование должно осуществляться как выражение не личного пристрастного отношения педагога, а оценки с позиций требований школы, образовательного процесса, общественного мнения.

Поощрением называют выражение положительно оценки действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения предполагает возбуждение позитивных эмоций, вселяет уверенность. Поощрение может проявляться в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение. Несмотря на кажущуюся простоту, поощрение требует тщательной дозировки, должно быть справедливым, согласованным с общественным мнением. При использовании поощрения необходимо учитывать индивидуальные качества поощряемого.

Наказание призвано предупреждать нежелательные поступки воспитанников, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Известны следующие виды наказания: наложение дополнительных обязанностей; лишение или ограничение определенных прав; выражение морального порицания, осуждения. Перечисленное может реализовываться в различных формах: по логике естественных последствий, наказания экспромты, традиционные наказания. В любом случае наказание должно быть справедливым, тщательно продуманным и ни в коем случае не должно унижать достоинство воспитанника.

Метод требования также направлен на то, чтобы нормы поведения, выражаясь в личных отношениях, вызывали, стимулировали или тормозили определенную деятельность воспитанника и проявление у него определенных свойств и качеств. По форме предъявления различаются прямые и косвенные требования.

Проективные методы воспитания предполагают самореализацию и самоутверждение старшеклассников в учебной и социально полезной деятельности. Метод упражнения (тренинг) направлен на отработку устойчивых качеств во всех противоречивых ситуациях жизнедеятельности. Он предполагает многократные выполнения требуемых действий, доведение их до автоматизма. Результат упражнений – устойчивые личностные свойства – навыки и привычки.

Метод социальных проб (или социальных практик) осуществляется через создание и использование проблемных ситуаций. Социальные пробы охватывают все сферы жизни человека и большинство его социальных связей. В процессе включения в эти сферы у школьников формируется определенная социальная позиция и социальная ответственность, которые и являются основой для их дальнейшего вхождения в социальную и профессиональную среду, в реальную жизнь.

Метод соревнования способствует формированию конкурентоспособности и опирается на естественное стремление субъекта к лидерству, соперничеству. В процессе соревнования человек достигает определенного успеха в отношениях с товарищами, приобретает новый социальный статус. Соревнование пробуждает не только актуальную активность субъекта, вызванную сиюминутными переживаниями, но и формирует у него способность к самоактивизации, которую можно рассматривать как элемент самовоспитания.

Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств, а с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», т. е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению (Иванова Г. А. Основы педагогики и методики преподавания. Учебное пособие. – СПб.: СЗФ РПА Минюста России. 2018).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)