Нормативно правовые управленческие и содержательные аспекты методического обеспечения деятельности

Современные требования и основные направления методической работы по обеспечению качества дошкольного образования продиктованы нормативными правовыми документами федерального уровня. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»; приказ от 18.10.2013г. №544н) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»;

Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»; письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.01.2014 г. №08-5 ; письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 28.02.2014 № 08-249 и др. внесли значительные коррективы в представления, как о самом дошкольном образовании, так и о профессиональной деятельности работников системы дошкольного образования.

Все возрастающие требования в условиях принципиально нового социального заказа к качеству предоставляемых образовательных услуг, способствуют формированию новой парадигмы управления методической работой в дошкольной образовательной организации. В процессе реализации управленческой деятельности актуализируются возможности методической работы оперативно и эффективно реагировать на запросы государственной образовательной политики.

Со вступлением в силу ФЗ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон) дошкольное образование официально получило правовой статус уровня общего образования (п. 4 ст. 10 гл. 2). Это способствовало обновлению нормативной правовой базы, повлекло за собой кардинальные изменения, как в организации, так и в содержании работы ДОО.

Интересно
Нормой ст. 27 Закона определено, что образовательные организации самостоятельны в формировании своей структуры, могут иметь различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся. Перечень конкретных структурных подразделений определяется локальными нормативными актами образовательной организации.

В ст. 28 настоящего Закона указано, что образовательные организации наделены автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в пределах своей компетенции.

Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.

Согласно ст.11 Закону, определяющим деятельность дошкольных образовательных организаций, является ФГОС ДО (далее – Стандарт) – совокупность обязательных требований к образованию данного уровня.

Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации с учетом Конвенции ООН о правах ребенка, в основе которых заложены следующие основные принципы:

  1. поддержка разнообразия детства, сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий, значимого том, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
  2. личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей) (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;
  3. уважение личности ребенка;
  4. реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Научно-методическое обеспечение – обеспечение системы образования методологическими, дидактическими и методическими разработками, отвечающими современным требованиям педагогической науки и практики.

Так, учебно-методический совет (далее – Совет) УМС Министерства образования и науки РС (Я) является действующим совещательным и координирующим органом в структуре МО и Н РС (Я). В своей деятельности Совет создан в целях повышения качества образовательного процесса, обобщения, распространения и внедрения передового опыта в научно-методическую и образовательную деятельность образовательных организаций разного уровня.

Интересно
Как указано нормативным правовым актом «Методические рекомендации по организации и функционированию в субъектах Российской Федерации консультационного центра по взаимодействию ДОО различных форм и родительской общественности» (2015 г.) организация предоставления помощи в семейном образовании предполагает наличие как отдельно создающихся органами государственной власти субъектов Российской Федерации специализированных консультационных центров, так и функционирующих на базе дошкольных образовательных и/или общеобразовательных организаций.

Финансирование деятельности консультационных центров, являющихся структурными подразделениями муниципальных образовательных организаций, осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)