Задачи методической службы по методическому обеспечению профессиональной деятельности педагогов

Методическая служба – связующее звено между деятельностью педагогического коллектива дошкольной образовательной организации, государственной системой образования, психолого-педагогической наукой, передовым педагогическим опытом. Она содействует становлению, развитию и реализации профессионального творческого потенциала педагогов.

К. Ю. Белая, характеризуя особенности методической деятельности в ДОО, указывает, что образовательная организация проходит следующие этапы: становление, функционирование, развитие. На первом этапе усилия методической службы направлены на создание целостного педагогического коллектива, выбор оптимальных технологий для организации педагогического процесса.

В дошкольной организации, находящейся в режиме стабильного функционирования, методическая служба должна обеспечивать качество педагогического процесса в соответствии с новыми нормативно-правовыми документами и его коррекцию в случае отклонения от образовательной программы и методики ее реализации.

Если же коллектив переходит на работу в инновационном режиме (новое содержание обучения или реализация новых педагогических технологий), это предполагает создание новой модели методической работы, обеспечивающей переход ДОО из режима функционирования в режим развития, а также обучение педагогов новым педагогическим технологиям.

Во всех случаях задача методической службы – создать такую образовательную среду, в которой полностью будет реализован творческий потенциал каждого педагога, всего педагогического коллектива.

Интересно
В словаре терминов дошкольного образования методическая служба образовательного учреждения определяется как объединение занимающихся методической деятельностью специалистов по роду своих занятий и функциям, направлениям деятельности. Л.М. Волобуева предлагает рассматривать методическую службу в качестве подразделения ДОО (или образовательной организации другого типа), обеспечивающего комплекса условий, способствующих развитию профессиональной компетентности педагогов в реализации образовательных программ дошкольного образования на уровне современных требований.

Цель методической службы – обеспечение деятельности системы внутреннего управления в организации, совершенствовании, стабилизации и развитии методической работы: переориентация педагогического сознания на новые ценности образования, на личностно ориентированный подход в организации образовательного процесса, перевод методической системы на диагностическую основу; подготовка педагога как субъекта профессиональной деятельности, социальной жизни, личностной самореализации, самоорганизации.

Среди основных задач методической службы можно выделить ряд целевых ориентиров по реализации методического обеспечения деятельности педагогического коллектива:

  • знакомить коллектив с педагогическими инновациями, помогать в использовании инновационных технологий, методов воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста;
  • определить содержание развивающей предметно-пространственной среды и учебно-методического оснащения образовательных программ дошкольного образования;
  • стимулировать активное участие педагогов в планировании, разработке и реализации образовательных проектов, в инновационных процессах.

Методически обеспечить какой-либо вид деятельности – это означает: вовремя прийти на помощь исполнителю этой деятельности, методически грамотно устранить затруднения, предоставить обоснованные ответы на возникающие вопросы, связанные с организацией и осуществлением педагогической, методической, воспитательной, образовательной деятельности.

Деятельность педагогического коллектива, направленная на достижение качества дошкольного образования, определяется организационно-педагогическими условиями, среди которых построение развивающей предметно-пространственной среды (долее – РППС) является важным и значимым.

Методическое обеспечение должно соответствовать требованиям к развивающей предметнопространственной среде (п.3.3.ФГОС ДО) и программ нового поколения (пособия, игрушки, технические средства обучения и воспитания дошкольников), помогать воспитателю в организации образовательного процесса на качественном уровне.

В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых.

Современная педагогика ориентирована на предоставление личности ребенка свободы и огромного «поля» самодеятельности, где общение с воспитателем строится на позитивных, личностно равноправных началах. Выделяют основные функции предметно-развивающей среды для взрослых и детей (см. табл. 4).

Предметно-пространственная среда выполняет по отношению к личности дошкольника информационную функцию, является средством передачи социального опыта, так как всякий предмет несет в себе определенные сведения об окружающем мире.

Предметы расширяют «технический кругозор», обеспечивают художественное восприятие, открывают мир музыки и искусства. Мир предметного окружения – это источник познания мира взрослого, его деловых качеств.

Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда должна отвечать потребностям обоих участников организации образовательного процесса – педагога и детей в совместной партнерской деятельности, а также в свободной самостоятельной деятельности детей.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)