Методическое обеспечение образовательного процесса в дошкольной образовательной организации

Образование детей дошкольного возраста понимается сегодня, прежде всего, как работа со смыслами, ценностями, системой отношений ребенка с его эмоционально-волевой и рефлексивной сферами, с тем, что позволяет ребенку осознавать, оценивать и совершенствовать себя. Феномен образования в этой логике можно определить как целенаправленное порождение в педагогическом диалоге динамики смыслов и способов бытия ребенка в мире, актуализирующих его человеческое качество, пишет в своей работе «Интеграция основных компонентов дошкольного образования» А.А. Майер.

Образовательный процесс в условиях ДОО – это системный, целостный, развивающийся во времени и в рамках определенной системы, целенаправленный процесс взаимодействия взрослых и детей, носящий личностно-ориентированный характер, направленный на достижение социально-значимых результатов, призванный привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.

Значение образовательного процесса в том, что он обеспечивает каждой отдельной личности возможность удовлетворять свои потребности в развитии, развивать свои потенциальные способности, сохранить свою индивидуальность, возможность самореализовываться. В этом процессе необходимо сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости, соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей.

Принципиально важной стороной образовательного процесса в условиях современной ДОО является позиция ребенка, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!» Его цель – содействовать становлению ребенка как личности.

Образовательный процесс должен строиться на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником образовательного процесса. Проектирование образовательного процесса дошкольной образовательной организации теснейшим образом связано с методической работой педагогов.

Интересно
Метод, методика, методическая деятельность, методическое руководство, методическое обеспечение – эти составные части сущности методической работы в дошкольной образовательной организации, которые в совокупности предопределяют качество педагогического взаимодействия, происходящего между педагогом, родителями и детьми в образовательном процессе.

Педагог прогнозирует и проектирует условия, средства и методы, которые являются наиболее эффективными в конкретной ситуации взаимодействия, учитывает время, место, предметно-пространственную среду, эмоциональную атмосферу, обеспечивает активное участие в совместной деятельности, согласовывает действия, оказывает помощь и поддержку, координирует активность участников образовательного процесса.

Термин «методический», согласно Словаря русского языка С.И. Ожегова, означает «строго последовательный, систематичный, точно следующий плану». Метод педагогический – метод воздействия взрослого на ребенка через совместную детальность. Трактовка педагогического метода как целенаправленной совместной деятельности и опирается на положении Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития» – периоде в развитии ребенка, когда он под руководством взрослого осваивает новые области действительности, приобретает новые умения и навыки.

Именно методической деятельности отводится главенствующая роль в создании и внедрении в практику наиболее эффективных методов воспитания и обучения детей.

Анализ психолого-педагогической литературы, научных исследований позволяет выделить разные подходы к определению понятия методической деятельности. По определению С.Ж. Гончаровой, «методическая деятельность представляет собой специфический тип образовательной деятельности, содержанием которой является системное единство создания метода, его апробации, внедрения метода (получение методик), применение методик».

Автором разработана модель методической деятельности, включающая в себя три «пространства деятельности» (термин Г.П. Щедровицкого): пространство создания методов, пространство распространения и внедрения методов (получение методики), пространство применения методик.

В процессе методической деятельности эти пространства связаны между собой в 3 типа методической деятельности, являющиеся единой цепочкой определенных элементов, в которой каждый этап имеет конечный продукт: метод, методика, гарантированный результат. Это наглядно представлено в представленной cхеме.1 (см. схему 1).

Ориентируясь на данную схему, можно выделить основные действия методиста (старшего воспитателя) в каждом из этих пространств. При создании, поисках методов работы с детьми используются: изучение используемых методов в практике, наблюдение, описание, сравнение, выявление закономерностей, экспертное заключение о значимости и т.д.

Интересно
При внедрении метода в работу педагогов старший воспитатель информирует, обучает, распространяет, организует опытно-экспериментальную работу и воспроизведение данного метода и т.д. При применении методики, метода основной упор делается на контроль за реализацией основных положений и коррекцию данной методики.

Таким образом, методическая деятельность – совокупность действий, направленных на получение, систематизацию и распространение методических знаний. Она выступает внутренним регулятором образовательного процесса, определяющим и разрабатывающим тактику, т.е. преобразует и переводит его в русло конкретной программы деятельности в форме планов, технологических карт, сценариев, разработок, рекомендаций.

Основными субъектами методической деятельности являются методисты, профессионально занимающиеся ею и осуществляющими её наряду с другими, например, педагогической (являются непосредственными руководителями кружка, секции и т.п.), организационно-управленческой и другими направлениями деятельности.

Основные виды методической деятельности: самообразование, педагогическая диагностика, описание и обобщение передового опыта, создание методической продукции, обучение кадров, методическое руководство, методическая помощь, методическая коррекция. При этом содержанием методической деятельности воспитателя является создание рабочих программ; планирование воспитательно-образовательной работы с детьми; создание наглядных, дидактических материалов и материалов контроля; создание педагогического опыта; обобщение «собственного» опыта работы по направлениям профессиональной деятельности; участие в работе научно-практических конференций и семинарах.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)