Методическая продукция

Алгоритм разработки методического продукта, который предполагает последовательное выполнение следующих шагов:

  1. собрать информацию о ситуации в системе образования региона на конкретный момент времени, проанализировать существующее положение дел, выявить проблемы;
  2. определиться с проблемой, которая ляжет в основу разработки содержания методического продукта, выбрать актуальную тему;
  3. изучить уже имеющийся опыт по данной проблеме, выявить возможные пути её разрешения;
  4. определить цель создания методического продукта;
  5. определить целевую аудиторию, помня о том, что методический продукт должен иметь конкретного адресата, точную нацеленность на конкретную категорию читателей;
  6. определить вид будущего методического продукта;
  7. сформулировать название работы, которое должно прямо указывать на тему и основное содержание;
  8. составить план изложения материала;
  9. подобрать теоретический и практический материал по выбранной теме, графическое сопровождение (рисунки, схемы, таблицы);
  10. систематизировать материал, переработать заимствованный материал, изложить авторские пути решения обозначенной проблемы;
  11. распределить материал по разделам, придерживаясь структуры выбранного вида методического продукта;
  12. выбрать один из стилей научного изложения материала, придерживаться его при написании текста методического продукта;
  13. написать текст, разместить в нем иллюстрации;
  14. проанализировать логичность смысловых переходов, выводов;
  15. проверить грамотность написания текста;
  16. набрать текст на компьютере, отформатировать его;
  17. передать методический продукт научному консультанту на редактирование/рецензирование;
  18. доработать методический продукт в соответствии с замечаниями редактора/рецензента;
  19. выполнить процедуру согласования методического продукта по установленному образцу;
  20. направить методический продукт в издательство.

При подготовке методического продукта важно соблюдать Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах», при использовании заимствованного материала давать ссылки на первоисточники, в том числе в списке литературы, не
допускать компиляции.

Компиляция – это произведение, состоящее из материалов, опубликованных прежде другими авторами, без их творческой переработки и собственного осмысления составителем. Такое заимствование допустимо при создании методической продукции исключительно информационного характера, например, сборника нормативных документов.

Издательская, методическая и библиотечная практика позволяют методическую продукцию классифицировать дополнительно по периодичности, адресату, характеру информации, инновационному потенциалу.

Общие требования к структуре методического продукта

Структура методического продукта определяется его функциональным назначением и может меняться в зависимости от вида методического продукта. Однако печатные методические издания строятся по единой схеме и содержат следующие основные структурные элементы: обложка; титульный лист; информационный лист (оборот титульного листа); оглавление (содержание); введение; основная часть; заключение; список источников и литературы; приложения.

На обложку следует выносить только самые главные сведения об издании:

  • вверху обложки по центру строки возможно указать полное наименование организации (учреждения) либо фамилию и инициалы автора (авторов);
  • по центру обложки нужно поместить заглавие (название);
  • под заглавием можно указать вид методической продукции (пример: методические рекомендации, методическое пособие, из опыта работы, сценарий занятия и т.п.). Допускается художественное оформление обложки.

Титульный лист – это страница, предваряющая текст. На титульном листе нужно разместить основные выходные сведения, то есть сведения о печатном издании, необходимые для его библиографической обработки, статистического учёта и для информирования потребителя:

  • полное название организации, информация о её ведомственной принадлежности (в порядке нисходящей подчинѐнности);
  • заглавие (название);
  • указание на вид методической продукции;
  • название издательства;
  • место издания (название населённого пункта);
  • год издания.

Понятие «оглавление» используется в моноработах (пример: методическое пособие), понятие «содержание» используется в сборниках (пример: сборник материалов конференции).

Интересно
Оглавление (содержание) должно включать наименования всех частей, имеющихся в методическом продукте: «Введение», названия всех глав и подглав, «Заключение», «Список литературы», «Приложение», с указанием номеров страниц, на которых размещается начало материала. Допускается размещение оглавления (содержания) как в начале, так и в конце издания. Если оглавление располагается в начале, то его нужно размещать сразу за титульным листом, если в конце – то после списка литературы.

Во введении требуется обосновать выбор темы методического продукта, определить актуальность и значимость выбранной темы для науки, практики, целевой аудитории. Объём введения может составлять до 5 % всего текста методического продукта. Основная часть методического продукта может состоять из разделов и приложений к ним, из двух и более глав, которые, в свою очередь, могут делиться на подразделы, пункты. Раздел должен отражать определённый аспект проблемы, подраздел – отдельную часть вопроса.

Между разделами должна прослеживаться логика изложения и последовательность перехода от одного раздела к другому. Заключение является завершающей частью содержания методического продукта.

Заключение должно содержать выводы, итоги, предложения по использованию полученных результатов, описание практической ценности работы. В заключении не должно быть никакой новой информации, не упомянутой в основной части работы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)