Обобщение и распространение инновационного опыта педагогов

В педагогической литературе можно встретить различные определения понятия «передовой педагогический опыт». Это новаторство, творческие находки и опыт, основанный на использовании еще не вошедших в широкую практику методов и приемов, а также хорошая работа лучших воспитателей, способная быть образцом для коллег.

Важно чтобы, руководитель дошкольной образовательной организации регулярно информировал воспитателей о достижениях науки и передовой практики, используя при этом все имеющиеся формы методической работы.

Выдающийся педагог Сухомлинский В.А. писал: «Открытие, сделанное ученым, предстаёт перед педагогом как сложная задача, решить которую можно многими способами, и в выборе способа, в воплощении теоретических истин в живые человеческие мысли и эмоции как раз заключается творческий труд, передовой опыт педагога».

Понятие «передовой педагогический опыт» обычно рассматривают в широком и узком смысле слова. Под передовым опытом в широком смысле следует понимать высокое профессиональное мастерство воспитателя, когда значительные положительные результаты в работе достигаются за счет умелого и успешного применения известных в науке принципов и методов.

К передовому педагогическому опыту в более узком и строгом смысле этого понятия относят такую практику, которая содержит в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, то, что иначе называется новаторством. Такой педагогический опыт особенно ценен потому, что он прокладывает новые пути в педагогической практике и педагогической науке, поэтому именно новаторский опыт в первую очередь подлежит анализу, обобщению и распространению.

Между простым мастерством и новаторством часто бывает трудно провести границу, потому что, овладев известными в науке принципами и методами, педагог обычно не останавливается на достигнутом. Находя и используя всё новые и новые оригинальные приёмы или по-новому, эффективно сочетая старые, педагогмастер постепенно становится подлинным новатором. Из этого следует, что распространять и внедрять в практику надо любой положительный опыт, но особенно глубоко и всесторонне нужно анализировать, обобщать и распространять опыт педагогов-новаторов.

Интересно
Как отмечает Белая К.Ю. «педагогический опыт – это источник новых идей, подходов и технологий. Этот опыт построен на разрешении проблем, возникающих в педагогической практике, проблем, с которыми сталкивается практически каждый воспитатель, поэтому педагогический опыт может выполнять задачи совершенствования и преобразования практики».

Передовой педагогический опыт – опыт педагогов творчески и ответственно относящихся к своему делу, открывающих новые резервы повышения качества воспитания и образования. Степень новизны и новаторство где могут быть различными. Если педагог воплотил новые идеи, методы, приемы, разработал новое методическое обеспечение, его опыт квалифицируется как новаторство, творчество, исследование. Если он умело апробирует уже имеющийся опыт, то его деятельность квалифицируется как частично- поисковая или определяется понятием педагогическое мастерство.

Обобщая педагогический опыт, учитель выполняет важную общественную обязанность, способствует дальнейшему улучшению обучения и воспитания детей, молодежи.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)