Оценка качества методической работы педагогов

Современная методическая работа имеет ряд отличительных особенностей: обеспечение работы образовательного учреждения в режиме развития; отбор содержания методической работы, обеспечивающего личностное развитие ребенка дошкольного возраста, его самораскрытие; обеспечение информирования педагогов об инновационных фактах и явлениях и организация их экспертизы;

Обеспечение дополнительных образовательных услуг в плане развертывания содержания дошкольного образования по направлениям инновационной деятельности; сопровождение непрерывности инновационной поисковой, исследовательской деятельности педагогов; осуществление индивидуального и дифференцированного подходов к каждому педагогу в зависимости от его профессиональной компетентности; оснащение педагогов новыми, инновационными способами профессиональной деятельности, обеспечивающими эффективное воздействие на личностное развитие ребенка.

Для организации оценивания методической работы необходимо специальное инструментальное обеспечение. Для его разработки важно выявить соотношение феноменов «критерий», «показатель» и «измеритель».

Критерий – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо, мерило суждения, оценки. К критериям предъявляются следующие требования: а) объективность; б) устойчивость и постоянство; в) повторяемость в предмете; г) готовность устанавливать меру соответствия изучаемого предмета его эталону.

Проблема критериев оценивания профессионально-педагогической деятельности явилась предметом многочисленных исследований ученых, педагогов, методистов, начиная с 20-х годов XX столетия (Б.С. Гершунский, Л.Ф. Колесников, С.Г. Молчанов, Е.А. Панько, А.И. Щербаков).

Интересно
Под «показателем» понимаются признаки (наиболее существенные) изменения, в которых приводят к системным изменениям (переход от количества в качество). Под показателем С.И. Ожегов понимает «данные, по которым можно судить о развитии или ходе чего-нибудь» . Показатели определяются с помощью непрерывных или дискретных величин, которые могут быть абсолютными, относительными или удельными, в зависимости от условий и методов их расчета.

Уровень – степень выраженности показателя относительно избранного критерия. Следующим из феноменов оценивания объектов инноваций является «измеритель». Это шкала, которая позволяет уточнить степень выраженности показателя: а) относительно других показателей; б) относительно предшествующего состояния (выраженности) показателя; в) относительно предшествующего мнения о степени выраженности показателя у экспертов, которые участвуют в повторном оценивании.

Критерии отбираются в ходе изучения и анализа научно-методической литературы по данной проблеме, исследований, заложенных в содержание кандидатских и докторских диссертаций. Немаловажное значение при отборе критериев оценивания имеет изучение приоритетных направлений развития системы образования на данном этапе, а также экспертные суждения по данной проблеме.

При отборе «показателей» оценивания изучаются и анализируются рабочие описания объектов. При отборе «измерителей» используются разного рода шкалы (от 1 до 10) и описания их соответствия.

На основе анализа предложенных в научно-методических исследованиях подходов к оцениванию методической работы создается экспертная карта, в содержании которой заложены следующие критерии и показатели оценивания:

  1. Выявление целевого заказа. Этот критерий оценивается с помощью следующего показателя: четкость поставленных целей, адекватность задач заявленным целям в области повышения профессиональной компетентности педагогов, обеспеченность мониторинга инструментарием, его адекватность.
  2. Анализ уровня профессиональной компетентности педагогов. Индикаторы оценивания: сбор и обработка информации о результатах оценивания профессиональной деятельности педагогов; выявление проблем и затруднений; изучение и анализ состояния результатов методической работы; результативность социологических, психологических исследований
  3. Отбор форм методической работы. Индикаторы оценивания: обоснованность выбора форм методической работы, понимание и применение особенностей их организации, привязанность форм к состоянию кадрового состава, его компетентности.
  4. Адекватность технических заданий (выбор идей, предложений по организации методической работы). Индикаторы оценивания: оригинальность, авторство в отборе содержания и организации методической работы.
  5. Результативность методической работы. Индикаторами оценивания являются: сравнительные данные по уровням профессиональной компетентности педагогов, интерпретация полученных данных, их использование в системе методической работы.
  6. Качество инновационной методической продукции. Индикаторы оценивания: соответствие методической продукции критериям оценивания.
  7. Тиражируемость методической продукции. В качестве индикатора предлагается учет уровня распространения и внедрения позитивного педагогического опыта (востребованность методической продукции).

При работе эксперта с предложенной картой ему (эксперту) необходимо выставить отметки (+, *) в соответствии с описанным уровнем и соотнесением сактуальной практикой (состоянием) методической работы в учреждении. При этом 4 балла ставится за оптимальный уровень эффективности, 3 балла – за достаточный, 2 балла – за критический и 0 баллов – за недопустимый уровень. Если оцениваемая система методической работы набирает от 28 до 21 балла – то уровень эффективности оптимальный, если от 21 до 14 – достаточный, от 14 до 7 – критический, от 7 и ниже – недопустимый.

Первый критерий – выявление целевого заказа. Показатели (индикаторы): четкость поставленных целей, адекватность задач заявленным целям в области повышения профессиональной компетентности педагогов. Обеспеченность мониторинга инструментарием, его адекватность. Оптимальный уровень эффективности методической работы: когда цели поставлены четко, исходя из приоритетов развития ДОО, муниципалитета, города и области. Задачи адекватны целям, реалистичны, диагностируемы. Оценка в баллах – 4. Достаточный уровень эффективности: цели сформулированы четко с учетом приоритетов развития ДОО.

Задачи не в полной мере отражают заявленную цель. Оценка в баллах – 3. Критический уровень – цели не в полной мере соотносятся с приоритетами развития ДОО, в формулировке задач имеются неточности. Задачи слабо диагностируемы. Оценка в баллах 2. Недопустимый уровень – цели и задачи не отражают приоритеты в повышении профессиональной компетентности педагогов. Цели и задачи не диагностируемы. Оценка в баллах – 1.

Второй критерий – критерий отбора форм методической работы. Показателями (индикаторами) оценивания являются: обоснованность выбора форм методической работы, понимание и применение особенностей их организации, привязанность форм к состоянию кадрового состава, его компетентности. Оптимальный уровень эффективности методической работы может быть поставлен, если максимально грамотно производится отбор содержания и форм методической работы. Проектируется и реализуется авторская модель методической работы.

Достаточный уровень – если формы методической работы адекватны уровню профессиональной компетентности педагогов, ступени развития образовательной системы ДОУ, решают приоритетные задачи развития ДОО, продуктивны. Критический уровень, если Формы методической работы отбираются хаотично, бессистемно, без учета уровня развитости педагогического коллектива.

Недопустимый уровень – если нет понимания особенностей и предназначения различных форм методической работы для повышения квалификации педагогов. Проявляется формализм в выборе форм.

Третий критерий – аналитическая деятельность по выявлению уровня профессиональной компетентности педагогов. Показателями данного критерия являются сбор и обработка информации о результатах оценивания профессиональной деятельности педагогов; выявление проблем и затруднений; изучение и анализ со-стояния результатов методической работы, результативность социологических, психологических исследований; наличие индивидуальных карт контроля деятельности педагогов.

Оптимальный уровень эффективности по данному критерию присуждается, если анализ выполняется максимально качественно, на её основе прогнозируется система методической работы всего учреждения и с конкретным педагогом.

Достаточный уровень – если анализ выполняется грамотно, делаются адекватные результатам выводы, намечается система методической помощи педагогам, но эта система не всегда адекватна возможностям и потребностям самого педагога. Критический – анализ не привязан к дальнейшей работе с педагогами.

В аналитической деятельности имеются существенные недостатки. Недопустимый уровень – анализ формален. Выводы неадекватны результатам анализа. Не находят дальнейшего применения в методической работе.

Четвертый критерий – адекватность технических заданий (отбор идей, предложений по организации методической работы). Показателями по данному критерию являются оригинальность, авторство в отборе содержания и организации методической работы, активизация педагогического коллектива на внесение идей и предложений по организации и содержанию методической работы. Творчество педагогов в отборе содержания методической работы.

Оптимальный уровень эффективности по данному критерию выставляется тогда, когда педагогам понятен смысл технического задания, педагоги готовы к выдвижению идей и предложений по организации методической работы. На основе банка идей и предложений осуществляется выбор форм и содержания методической работы.

Интересно
Достаточный уровень – если педагогам в доступной форме доводится смысл технического задания, но не в полной мере учитывается их готовность к осуществлению данного вида творческого задания. Критический уровень – если содержание технического задания не продумано. Банк идей и предложений не наполняется. Проявляется формализм. Недопустимый уровень – если образовательное учреждение не готово к данному уровню взаимодействия с педагогами.

Пятый критерий – результативность методической работы. Показателями по данному критерию являются позитивные изменения, выявленные по сравнительным данным уровня профессиональной компетентности педагогов, интерпретация полученных данных, результативность их использования в системе методической работы. Оптимальный уровень эффективности методической работы может быть присвоен, если результативность оценивается ежегодно, делается сравнительный анализ.

На основе полученных данных проектируется индивидуальная методическая помощь педагогам. Для оценивания разрабатывается и апробируется специальный инструментарий. Достаточный уровень – если результативность оценивается достаточно регулярно. Но данные не в полной мереявляются основой для построения методической работы.

Используется предложенный теорией и практикой инструментарий. Критический уровень – если результативность оценивается нерегулярно. Проявляется формализм в данном виде деятельности. Недопустимый уровень – если результативность методической работы не оценивается.

Шестой критерий – качество инновационной методической продукции. Показателями по данному критерию является соответствие методической продукции критериям оценивания: инновационность, адекватность, востребованность.

Оптимальный уровень методической продукции присваивается, если методическая продукция отражает результаты методической деятельности педагогов, продукция рекомендована к широкому использованию, имеется положительная рецензия. Достаточный уровень – если методическая продукция соответствует инновационным направлениям деятельности ДОУ. Имеется положительная рецензия на продукцию. Рекомендовано использование внутри ОУ.

Критический уровень, если методическая продукция первого уровня (планы, конспекты). Качество продукции недостаточно высоко. Продукция может использоваться самим педагогом-разработчиком после устранения замечаний. Недопустимый – если методическая продукция отсутствует либо ее качество не позволяет ее использование в образовании детей.

Седьмой критерий оценивания эффективности методической работы – тиражируемость методической продукции. Показателями по данному критерию является уровень распространения и внедрения позитивного педагогического опыта (востребованность методической продукции). Оптимальный уровень по данному критерию может быть поставлен, если имеется качественный позитивный опыт по приоритетным направлениям деятельности образовательного учреждения. Реализуется план изучения, распространения и внедрения позитивного опыта на несколько лет.

Достаточный уровень – если имеется опыт педагогов по 1–2 направлениям инновационной деятельности. Опыт распространяется, внедряется внутри образовательного учреждения. Критический уровень, если позитивный опыт 1–2 педагогов по актуальным проблемам дошкольного образования, но нет системы его распространения и внедрения. И недопустимый уровень, если позитивный опыт отсутствует, нет видения перспектив в его накоплении.

Данный подход к оцениванию эффективности методической работы позволяет выявить, насколько четко сформулированы цели методической работы и работы с кадрами, исходя из приоритетов развития ДОО, муниципалитета, города и области; насколько задачи адекватны целям, реалистичны, диагностируемы.

Анализ полученных в ходе работы с картой данных помогает определить, насколько грамотно производится отбор содержания и форм методической работы в соответствии с актуальным уровнем развития профессиональной компетентности педагогического коллектива. Проектируется ли и реализуется авторская модель методической работы или осуществляется внедрение предложенных форм и методов из научно-педагогической литературы и позитивной педагогической практики, осуществляется ли выбор форм и содержания методической работы на основе банка идей и предложений, полученных в ходе анкетирования и интервьюирования педагогов.

Прослеживается ли накопление банка инновационной методической продукции, являющейся результатом методической работы каждого педагога, оформляется и анализируется информационная карта позитивного педагогического опыта каждого педагога и образовательного учреждения в целом.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)