Народные праздники как важная часть национальной культуры

Традиционная празднично-обрядовая культура народа представляет его многовековой концентрированный опыт, совокупность традиций, обрядов, обычаев и суеверий. Все по мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность.

Этнограф и фольклорист К.В. Чистяков отмечает: «Традиция сеть (система) связей настоящего с прошлым, причем при помощи этой сети совершается определенный отбор стереотипов, которые затем опять воспроизводятся. Общество без традиций также невозможно, как общество без культуры».

Корни большинства народных праздников уходят во времена язычества. Многие из древних обрядов и ритуалов сохранились в народной традиции до наших дней: часть таких обрядов религия умело приспособила к своим праздникам, а отдельные народные праздники стали частью или продолжением религиозных праздников.

Объединение этих двух традиций произошло так естественно, что столетиями быт народа развивался, но устоявшемуся поколениями циклу: рождение, взросление, свадьба, рождение детей, старость, смерть. То же наблюдается и в ежегодной повторяемости времен года и связанных с ними сезонных сельскохозяйственных работ: вспашка, сев, созревание, уборка урожая.

В соответствии с этим появились два основных вида обрядов: во-первых, обряды календарно-земледельческого круга и во-вторых, социальные или семейно-бытовые обряды.

Первый вид обрядов возник на почве (в прямом и переносном смыслах слова) земледельческого быта. Однако их тематика шире: они делили год земледельца на определенные отрезки времени, отмечали переход от одного периода к другому и в целом должны были способствовать воспроизведению и самого человека, и окружающей его среды (растительности, животных) в масштабах года и в рамках годичной повторяемости.

Поэтому в календарной обрядности встречается взаимное переплетение производственной, сельскохозяйственной и человеческой, брачной обрядности. Второй вид обрядов связан с биолого-социальным развитием человека и отражает три основные фазы в его жизни: рождение, вступление в брак, смерть. Это и способствовало появлению трех форм обрядности родильной, свадебной и похоронной. Обряды же календарно-земледельческого круга связаны с землей, солнцем, небом.

Праздник как средство восстановления и памятование значимого для общности события являются ключевым средством складывания и воспроизводства общности. Народные праздники имеют функции социальной терапии отношений внутри общности, обыгрывание норм и принятие норм этих отношений. Часто бывает, что народные праздники превращают в музейный и специфически фольклорный экспонат, к которому можно отнестись как к экзотике, вызывающей просто интерес.

Интересно
Важно не превратить их в сувенирные формы культуры: ведь народные праздники есть историческое наследие, закрепленное вековым опытом и жизнью многих людей. В праздниках происходит осознание того, что отличает нас от всех других народов, задается самобытность и ответственность за то, что можем только мы и никто больше.

Еще одной характерной чертой народных праздников является связь их с природным циклом, что было важно при переходе от одного типа трудовой деятельности к другой. У народных праздников содержание сверхиндивидуально, заведомо больше круга жизни отдельного человека. Следовательно, смысл их непосредственно человеку не дан, а значит, в педагогическом пространстве их направленность «извне вовнутрь».

Необходимо отметить, что каждый казахский народный праздник играет информационно-познавательную функцию. Это знакомство детей с обрядами и ритуалами, сопровождающий праздник (ритуал угощения национальными лечебными напитками, знакомство с песенным творчеством, танцевально-хороводными играми, знакомство с национальными играми состязаниями).

Национальный праздник это кладезь назидательного устно-поэтического жанра (песни, песенные заветы, мудрые изречения на самые разные случаи жизни, частушки). Поговорки и пословицы один из самых активных и широко распространенных памятников устного народного поэтического творчества. В них народ на протяжении веков сообщал свой социально-исторический опыт.

Как правило, они имеют поучительное содержание, выражают думы и чаяния народа, его взгляды на явления общественной жизни, его представления о воспитании молодого поколения. Пословицы и поговорки о дружбе, согласии, взаимоуважении присутствуют у всех народов без исключения: Язык дружбы не нуждается в переводе.

Дружба народов светит, как солнце. Если дружба велика, будет Родина крепка. Дружба людей гору сокровищ создает. Дружно за мир стоять — войне не бывать. Непобедимая наша страна дружбой народов скреплена. Кому дружба народов дорога, тот бьет врага.

Поляк да венгр два брата, хоть за ножик, хоть за чарку. Вражда разоряет города, сжигает деревни. Реки могут пересохнуть, горы могут рухнуть, но дружба народов вечна и нерушима.

Если народ един он непобедим. Если бы не дружба, то люди бы пропали. Ташкент разрушила природа, а поставила на ноги — дружба. Одна пчела немного мёду натаскает. Дружба и братство лучше богатства. Дружба народов — сильнее бури, ярче солнца. Когда поет узбек, ему подпевает таджик. Когда играет таджик, танцует узбек.

Этикет надо соблюдать даже в дружбе. (японская пословица) Один друг лучше ста священников. (французская пословица) Плохо без друга, который потерян, но плохо и с другом, который неверен. (русская пословица).

Друг тот, кто заставляет плакать, а враг тот, кто смешит. (персидская пословица). Не тот друг, кто на пиру гуляет, а тот, кто в беде помогает. (русская пословица). Лучше выслушать упреки друзей, чем потерять последних. (арабская пословица). Дерево держится корнями, а человек друзьями (русская пословица). Нет друга ищи, а нашел береги. (русская пословица) В согласном стаде волк не страшен (русская пословица) В тесноте, да не в обиде. (русская пословица).

Друг в лицо смотрит, а враг вослед. (узбекская пословица) Связанного веника не переломишь, а по прутику весь веник переломаешь. (русская пословица). Одинокое дерево ветер легче валит. (даргинская пословица) Сколько бы ни враждовали, нужно и для мира оставить лазейку. (армянская пословица). Народ, не знающий единства, с нуждой дружит; народ сильный единством, со счастьем дружит (казахская пословица). Единство народа все беды отводит (казахская пословица) Легка ноша поднятая сообща. (казахская пословица).

Сплоченная сотня разобщенную тысячу одолеет. (казахская пословица). С копейки собирается рубль, с единства начинается дружба. (казахская пословица). Сообща принятое решение – самое мудрое решение. (казахская пословица).

Без единства ни в одном деле толку нет (казахская пословица). Народные праздники богаты играми, которые устраиваются именно для молодежи. Это игры на ловкость, выносливость, силу, смекалку. В каждом народе всегда уважают сильных и смелых людей, к ним относятся с почтением и уважением.

Праздник – это не просто торжество, красочное карнавальное шествие, танцы, песни и повод веселиться, а сама история и культура народа с его богатыми традициями. Это живой механизм передачи культурных традиций к современности.

Национальный праздник это воспитательный опыт, обобщенный и закрепленный в разнообразных формах устного народного творчества, в обычаях, обрядах накопленного народом на протяжении всей многовековой истории. Он отражает совокупность моральных норм, правил, взаимоотношений.

Национальный праздник играет большую роль в жизни не только взрослого, но и ребенка, выполняя познавательно-созидательную и коммуникативно интегративную функции. Национальный праздник помогает познать историю, культуру страны, развить у подрастающего поколения художественный вкус, любовь к природе.

Участие учеников в оформлении праздника, изготовлении специальной утвари, костюмов, создании танцев, заучивании стихов, песен все это способствует воспитанию детей в духе национальных традиций. Участвуя и получая знания о национальных праздниках ученики все больше узнают о национальных играх, состязаниях, о их отличительных чертах от национальных игр других народов.

Слушая поистине богатую красивую речь на казахском, русском и других языках через стихи, поговорки, пословицы, песни, слов назидания, благословения младший школьник познает красоту культуры разных народов.

Главная цель национального праздника вырастить и воспитать подрастающее поколение честным, трудолюбивым, преданным и верным народу, готовым постоять за его честь и свободу, продолжить лучшие его традиции.

Знакомство будущих педагогов с народными праздниками обогащает представление о традициях, обычаях культуре того или иного народа. Помогает понять и принять культуру, выработанную народом на протяжении веков.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)