Народная игра как форма национального самосознания

Народные игры исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный народностям и регионам. Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. После тяжелого трудового дня взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать.

Интересно
Народные игры никто специально не придумывал, не разрабатывал, не внедрял, они родились в глубинах народной жизни, выросли на почве сельского и городского быта, выкристаллизовались из народного поэтического творчества. Игра, игровая деятельность вообще присущи фольклору, составляют, чуть ли не главный родовой признак его эстетики.

Генетически они восходят к одному корню. Самые ранние формы художественного творчества в истории человечества – обрядовая поэзия и заговоры – основаны на игре. История народного театра, а следовательно, театра вообще, начинается с ряженья, с охотничьих плясок, со всякого рода ритуалов, построенных на подражании человека окружающему его животному и растительному миру.

В силу того, что фольклор – это устное коллективное творчество, все его конкретные проявления выражаются именно в игровой форме. Известно, что народная песня не поется, а играется, сказка не говориться, а тоже играется. Еще в большей степени сказанное относиться к игровым видам фольклора – хороводам, дразнилкам, скороговоркам, считалкам, загадкам.

Принадлежа к фольклору, эти игры полностью вобрали в себя перипетии исторической жизни народа. Они знакомят нас с бытом наших далеких и близких предков, воспроизводят картины праздников и будней, сельских торгов и ярмарок, судов и казней, свадеб и богослужений, скромных утех и ярких соревнований. Игры имитируют труд земледельца, пахаря, пастуха, охотника, рыбака.

В народных играх четко прослеживается деление мира на добро и зло. На этом противостоянии строиться сюжет игры, и конфликт разрешается всегда в пользу добра. Нравственное содержание игры всегда высоко и благородно, поэтому она обладает огромной воспитательной ценностью, ее педагогической потенциал безграничен.

Курс: Теория и методика физического воспитания Лабораторное занятие. Тема: Народные подвижные игры. Цель: приобщение студентов к материальной и духовной культуре народов Казахстана.

Задачи:

  • познакомить студентов с содержанием и методикой проведения некоторых подвижных игр народов Казахстана, вовлечение их в яркий мир народных игр;
  • развивать двигательные качества посредством подвижных игр;
  • способствовать воспитанию: интереса к национальным видам спорта и культуре народов Казахстана;
  • патриотических чувств и нравственных качеств: взаимопомощи, дружбы, коллективизма.

Ход занятия. В течение исторического пути у каждого народа складываются свои самобытные черты национальной культуры. Помочь человеку постичь своеобразие, красоту, гармонию культур разных народов призваны народные подвижные игры. В этом заключается большое познавательное и воспитательное значение национальных игр. Более того, совершенно очевидно, что знакомство с культурными традициями совершенствует эстетический вкус людей.

Национальные игры играют большую роль и в физическом развитии человека. Они воспитывают волю, мужество, стремление к победе. Немаловажным будет замечание о том, что народные подвижные игры явились основой всех последующих игр. Студенты, распределенные на подгруппы, под руководством преподавателя организуют народные подвижные игры на открытой площадке.

Казахские народные игры. Корше (сосед). Число участников: нечетное. Описание игры: играющие делятся по парам и расходятся по комнате. Оставшийся без пары игрок подходит к любой из пары и задает вопрос: довольны ли вы своим соседом? Если cпрошенный отвечает “недоволен”, спрашивающий занимает его место. Если спрошенный отвечает “доволен”, ему предлагают чтонибудь выполнить (песню, танец и т. п.). Сокуртеке. Описание игры: из числа играющих одному завязывают глаза и предлагают ему пройти вперед определенное количество шагов, повернуться кругом и возвратиться на прежнее место.

Примечание: можно осложнять игру, давая указание пройти определенное количество шагов не только вперед, но и затем вправо или влево. Балтам тап. Число участников: до 1020 человек. Описание игры: играющие, исключая водящего, образуют круг с тем, чтобы между ними не было просвета то есть становятся плечом к плечу. Держа руки за спиной, они передают друг другу какой-нибудь небольшой предмет — мяч, коробку, спички и т.п.

Водящий, находясь в кругу, должен угадать, у кого находится передаваемый предмет. Отыскав, становится между игроками, образующими круг, а в круг идет другой игрок. Татарские народные игры Перехватчики (Куышу уены). На противоположных концах площадки отмечаются линиями два дома. Играющие располагаются в одном из них в шеренгу.

В середине лицом к студентам находится водящий. Студенты хором произносят слова: Мы имеем быстро бегать, Любим прыгать и скакать Раз, два, три, четыре, пять Ни за что ней не поймать! После окончания этих слов все бегут врассыпную через площадку в другой дом. Водящий старается запятнать перебежчиков. Один из запятнанных становится водящим, и игра продолжается. В конце игры отмечаются лучшие ребята, не попавшиеся ни разу.

Правила игры. Водящий ловит игроков, прикасаясь к их плечу рукой. Запятнанные отходят в условленное место. Займи место (Буш урьш). Одного из участников игры выбирают водящим, а остальные играющие, образуя круг, ходят взявшись за руки. Водящий идет за кругом в противоположную сторону и говорит:

Как сорока арекочу Никого в дом не пущу. Как гусыня гогочу, Тебя хлопну по плечу Беги! Сказав беги, водящий слегка ударяет по спине одного из игроков, круг останавливается, а тот, кого ударили, устремляется со своего места по кругу навстречу водящему. Обежавший круг раньше занимает свободное место, а отставший становится водящим. Правила игры. Круг должен сразу остановиться при слове беги. Бежать разрешается только по кругу, не пересекая его. Во время бега нельзя касаться стоящих в кругу.

Украинские игры «Ляпка». Игра развивает стремление приблизиться к цели, дотронуться в игре к своей симпатии, проявить ловкость, быстроту реакции. В общем азарте она растворяет обидчивость недотрог, застенчивость робких. Ход игры: Один из игроков — водящий или «Ляпка». «Ляпка» бегает за игроками и старается кого–то осалить. Осалив, приговаривает: «На тебе ляпку! Отдай её другому!» Новый «Ляпка» догоняет игроков, чтоб передать ляпку. Правила игры. «Ляпка» не преследует одного игрока. Все игроки следят за сменой «ляпок».

«Пятнашки». Игра развивает ловкость, увёртливость, стремление к победе. Учит быть честным и оптимистом, сохранять душевное равновесие, развивает чувство юмора. Выбирается «пятнашка».

Все разбегаются по площадке, а «пятнашка» ловит: кого «пятнашка» коснется рукой, тот становится новым «пятнашкой».

Варианты:

  1. «Пятнашка, ноги от Земли!»: Игрок может спастись от «пятнашки», если встанет на какой–то предмет — Землю.
  2. Зайки. «Пятнашка» может запятнать только бегущего игрока, но стоит последнему запрыгать зайкой на двух ногах — он в безопасности.
  3. Пятнашки с домом. По краям площадки рисуют два круга — дома. Игрок может спастись от пятнашки в доме — за кругом не пятнать «Салки».

Одна из популярнейших игр в мире. Она развивает координацию движений, глазомер, меткость, способствует тому, что в непринужденной обстановке играющие видят способности друзей, учатся друг у друга. Ход игры: Все роют ямки–салки по размеру мяча (3– 4 см).

Игроки встают около салок, а водила выбирает одну на расстояния 0,5–1 м и катит в неё мяч. В чью салку попадает мяч, тот берёт его и старается попасть этим мячом в одного из разбегающихся в стороны студентов. В кого мяч попал, тот становится водилой. Правила игры. Бросать мяч можно только с места и только в ноги игроков.

Русские игры.  Прыганье со связанными ногами. Всем участникам завязываются ноги плотной широкой веревкой или платком. После чего все становятся около исходной линии и по сигналу начинают прыгать в сторону финишной черты. Победителем является тот, кто быстрее всех преодолел расстояние. Расстояние не должно быть слишком большим, так как прыгать с завязанными ногами достаточно тяжело.

Без соли соль. Для этой игры выбираются двое водящих, которые садятся на землю друг напротив друга, так чтобы подошвы их ног соприкасались между собой. Водящим завязывают глаза плотной матерчатой повязкой. Руки водящих находятся за их спинами.

Все остальные – игроки в поле. Полевые игроки, подойдя поочередно с одной из сторон к водящим, кричат “Без соли” и беспрепятственно перепрыгивают через их ноги. На обратном пути необходимо кричать “Соль” и постараться снова перепрыгнуть через ноги водящих. Отличие лишь в том, что водящие стараются руками поймать прыгунов. Если это им удается, то происходит смена водящего. Тот, кого поймали, садится на место того, кто его поймал, и уже ему завязываются глаза.

Растеряхи. Студенты, принимающие участие в этот игре, становятся в один ряд, берутся за руки, образуя тем самым цепочку. По правую сторону цепочки назначается вожак, который по команде начинает бег со сменой направления и вся цепочка начинает движение за ним. Однако никто кроме вожака не знает направления движения, поэтому достаточно сложно удержать равновесие и не рассоединить цепочку. Чем дальше игрок находится от вожака, тем ему сложнее удержать равновесие, не упасть или не разорвать цепь.

Грузинские народные игры Захвати палку! (Джохитациоба). Игроки делятся на две команды, по восемь — десять человек в каждой, и строятся в параллельные колонны на расстоянии 3—4 м. Перед ними проводится стартовая линия. От нее на расстоянии 2—3 м, наискось, по обе стороны площадки втыкают палки (длина 1 м, один конец заостренный), которые очерчивают кружками диаметром 25—30 см. (В условиях зала или асфальтированной площадки вместо палок можно использовать кегли, булавы.)

По сигналу первые игроки обеих команд бегут к своим палкам, обегают их, после чего они спешат к палке соперника. Ее тоже обегают. Затем вынимают палку из земли и, пробегая перед обеими командами, втыкают в кружок, где находилась (или еще находится) палка своей команды.

Затем игрок бежит к следующему партнеру по команде, касается рукой его вытянутой ладони и становится в конец своей колонны. Игру продолжает следующий игрок команды и т. д. Выигрывает команда, которая раньше закончит игру.

Правила игры. Следующий игрок вступает в игру лишь после того, как предыдущий коснулся его вытянутой рукой. Если игрок нарушил последовательность игры, он должен вернуться на то место, где допустил ошибку, и продолжить игру.

Защитник (Давлаоба). На площадке чертится круг диаметром 2—3 м. В игре участвуют восемь — десять человек, жребий идёт в центр круга: один присаживается на корточки, а второй (защитник) кладет ему руку на голову и, отнимая ее от головы, обходит сидящего товарища то справа, то слева. Остальные игроки, свободно расположившись за кругом, стараются коснуться сидящего рукой, а защитник стремится их осалить (коснуться рукой или ногой). Если защитнику удается это сделать, то осаленный занимает место водящего, сидящий становится защитником, последний присоединяется к остальным игрокам. Игра каждой пары длится не более 2—3 минут.

Правила игры. Осаливание не засчитается, если защитник отнял руку от головы сидящего. Ногой разрешается осаливать только ниже колена. Мешать защитнику (толкать, дергать) запрещается. В случае некорректного поведения игрок выводится из игры.

Армянские народные игры Дедушка, мой дед.  Две команды, взявшись за руки, выстраиваются в один ряд. Шеренгу возглавляет ведущий одной команды — дедушка садовник. В конце шеренги стоит дед другой команды. Он обращается к дедусадовнику: «Дедушка, мой дед, виноград поспел?» Тот отвечает: «Поспетьто поспел, всех угощу, а тебе не дам!» «Как же угодить? — спрашивает второй дед.

На чем приехать, чтобы угостил?» «Приезжай на поезде!» — отвечает дедсадовник. «Пуб, пуб!»— подражая гудкам поезда, возглавляемая вторым дедом группа студентов, держась за руки, направляется к садовнику. Все проходят под руками садовника 1 и ближайшего к нему игрока. Последний игрок, не отпуская руки садовника, пропускает всех студентов, направляющихся на свое место в шеренге, а сам вслед за ними поворачивается: его руки перекрещиваются спереди.

Во второй раз дедушкасадовник может предложить другое: «Приезжайте с песней!» Группа, напевая, проходит между вторым и первым игроками, в результате второй игрок так же повернется, как и первый, не отпуская рук. Так продолжается до тех пор, пока обе группы не оказываются выстроившимися в ряд с перекрещенными руками.

Тогда дедсадовник предлагает взяться за работу. Он говорит: «Надо толочь чеснок!» «Чхх, чхх, чхх»,— повторяют студенты дружно, прыгая на месте. «Плачьте!» — приказывает дед. «Ууууу», плачут студенты. «Смейтесь!» — говорит дед. «Ха! ха! ха!» — смеются студенты.«Ешьте теперь мед!» — предлагает дед. «Ням, ням, ням»,— улыбаются студенты. Дедсадовник может ограничиться двумятремя новыми заданиями.

Затем он говорит: «Солдат в плену, давайте поможем ему выйти из ямы. Студенты начинают тянуть друг друга за руки в противоположные стороны, и цепь обрывается. Выигрывает команда, где осталось больше студентов, взявшихся за руки. Правила игры. В течение всей игры нельзя опускать руки и выходить из ряда. На вопросы надо отвечать четко и выполнять задания дружно.

Крепость. Игроки делятся на две команды. Жеребьевкой определяют, какая из команд будет нападать, а какая будет защищать крепость. В центре поля кладут доску (камень) — это и есть крепость. По сигналу защитники окружают крепость на расстоянии 2—3 м и защищают ее от нападения соперников. Нападающие расходятся в разные стороны. Крепость считается завоеванной, если ктонибудь из игроков наступит ногой на доску и не будет пойман защитником.

Нападающие составляют различные планы осады, подходят к защитникам и заговаривают с ними, стараясь их отвлечь. Когда нападающие сжимают кольцо защиты, представители последней стремятся поймать их. В такой момент нападающие прорываются в крепость по прямой линии, и тогда защитники, оставшиеся за прорванной линией, выбывают из игры  Нападающий, прорвавший цепь защитников, но не успевший поставить ногу на доску до того, как его поймают, тоже выходит из игры.

Правила игры. Нападающим засчитывается очко, если они завоюют крепость. Если же всех нападающих поймают защитники, то игроки меняются местами, но никто очко не получает. Выигрывает команда, набравшая пять очков.

Киргизские народные игры Клади платок. Играющие рассаживаются по кругу на расстоянии одного или двух шагов друг от друга. Водящий остается за кругом. Он берет в руки платок, свернутый жгутиком. Обегая круг за спинами сидящих, он незаметно подкладывает платок одному из них и продолжает бежать по кругу.

Если играющий заметит у себя за спиной платок, он поднимает его и старается догнать водящего, а тот стремится занять свободное место. Если водящий добежит до платка раньше, чем его обнаружит сидящий, то он поднимает платок, продолжает бежать и кладет платок за спиной любого другого игрока.

Правила игры. Игроки, сидящие в кругу, не должны оглядываться и подсказывать друг другу. Догоняя ведущего, играющий может незаметно положить платок на спину другому игроку. Все бегут в одном направлении.

Тополь. Выбирается водящий — это тополь. Он стоит в центре круга. Играющие, располагаясь по кругу, приседают. Игра начинается после произнесения слова «Тополь!» Находящиеся в кругу студенты договариваются между собой условными знаками, действиями (кивком или поворотом головы, подмигиванием, взмахом руки и т.д.) и быстро меняются местами. Водящий в это время стремится занять освободившееся место. Оставшийся без места становится водящим. Игра продолжается. Выигрывает тот, кто ни разу не был водящим.

Правила игры. Меняться местами могут студенты, находящиеся через одного, двух и т.д. игроков: игрокам соседям это делать запрещено. Одновременно могут меняться местами несколько пар. Об этом играющие договариваются заранее.

Азербайджанские народные игры Отдай платочек. Играющие делятся на две группы и выстраиваются в шеренгу друг против друга, держа руки за спиной. В центре между шеренгами стоит один игрок. В каждой команде выбирают ведущего, которому дают платочек. Ведущий проходит позади своей команды и незаметно вкладывает платочек в руку одному из студентов.

После этого игрок, стоящий в центре, дает команду: «Отдай платочек!» студенты с платочками должны выбежать и отдать платочек ведущему. Побеждает тот, кто быстрее отдаст платочек. Команда, набравшая больше очков, побеждает.

Правила игры. Бежать и отдавать платочек можно только по сигналу. Платочек надо каждый раз давать разным студентам.

Изюминка. На площадке чертится круг (диаметр круга зависит от количества играющих). Студенты делятся на две равные группы. По жребию одна команда входит в круг, вторая остается за кругом. Нескольким игрокам второй команды даются мячи, но так, чтобы стоящие в кругу не знали, у кого мяч.

Студенты с мячами условно нумеруются так, чтобы номер каждого игрока знали только игрок и водящий. Все ходят по кругу. Водящий называет номер одного из игроков. Тот быстро бросает мяч, стараясь осалить игрока, находящегося в кругу. Осаленный игрок выбывает из игры.

Если кидавший мяч не попадает в игрока, то он сам выбывает из игры, а мяч передает другому. Игра продолжается до тех пор, пока в команде останется один человек. Правила игры. Бросает мяч с места только тот, чей номер назвал ведущий.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)