Метод проектов и обучение в сотрудничестве

Новое время ставит перед учительством новые задачи, неизбежно требующие поиска новых решений. На протяжении многих лет педагоги реализуют нетрадиционные формы обучения и воспитания учащихся. Интерес к методу проектов возник уже давно, устоявшаяся традиционная система в учебно-воспитательном процессе не давала возможности расширять границы урока.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Его разработали ещё в 1920е годы в США. Он также носил название метод проблем, и связан с идеями гуманистического подхода в обучении (Дж. Дьюи, В.Х. Килпатрик).

Метод проектов привлёк своё внимание русских педагогов ещё в начале ХХ века. Идеи проектного обучения, возникли в России, практически паралельно с разработками американских педагогов.

Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы преподавания в обучении. Но в 1931 году этот метод был осуждён и исключён из советской школы.

Всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где, и как я могу эти знания применить» вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся, найти разумный баланс между академическими знаниями и практическими умениями.

Если же говорить о методе проектов, как о педагогической технологии, то эта технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.

Умение использовать методом проектов в целостном педагогическом процессе – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития студентов.

Основная цель метода проектов:

  • научить самостоятельному достижению намеченных целей, а также конструированию полученных знаний;
  • научить предвидеть минипроблемы, которые предстоит при этом решить;
  • сформировать умение ориентироваться в информационном пространстве: находить источники, из которых можно почерпнуть информацию;
  • получить навыки обработки информации;
  • сформировать навыки работы и делового общения в группе;
  • сформировать навыки передачи и презентации, полученных знаний и опыта.

По методу проектов школьники выполняют долгосрочные исследовательские задания. Такая работа превращает учебный процесс в консультирующий, планирующий, руководящий.

Методика работы над проектом включает в себя 4 этапа:

  1. Планирование работы над проектом.
  2. Аналитический этап.
  3. Этап обобщения.
  4. Этап презентации, полученных результатов работы над проектом.

Работая над проектом, студенты проходит стадии:

  • планирования;
  • анализа;
  • синтеза;
  • активной деятельности.

Типы проектов:

  • по числу учащихся (индивидуальный, групповой, парный);
  • по доминирующему методу (игровой, исследовательский, творческий);
  • по предметным областям (межпредметный, монопредметный, надпредметный);
  • по продолжительности (краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный).

Для успешной реализации проекта перед тем, как приступить к работе над проектом, учителю или группе учителей предлагается продумать:

  • учебные цели, которые будет преследовать проект и его возможности методического и дидактического обеспечения;
  • число участников проекта (группа, класс и т.д.) • сроки и рамки проекта;
  • будет ли данный проект осуществляться в рамках одного предмета или это будут интегрированный с разными предметами проект;
  • всевозможные истоки информации: библиотека, консультации, лекции, анкеты, опросы, наблюдения, телевидение, Интернет, список рекомендованной литературы, варианты общения с образовательными учреждениями, отдельными учёными, практиками и т.д.

Для начала нужно определиться с типологией проекта:

  1. Преобладающая деятельность в проекте: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная и др.
  2. Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания), межпредметный проект.
  3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).
  4. Характер контактов: участники из одного класса, школы, города, региона, страны, разных стран мира.
  5. Количество участников проекта.
  6. Продолжительность выполнения проекта: краткосрочный, долгосрочный проект.

Исследовательские проекты. Требуют хорошо продуманной структуры, четко обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, экспериментальных и опытных работ, методов обработки материалов.

Такие проекты полностью подчинены логике исследования и имеют свою структуру, приближенную или полностью совпадающую с по длинным научным исследованием. Этот тип проектов включает в себя: аргументацию актуальности, взятой темы исследования, формирование проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности, принятой логики, определение методов исследования, источников информации.

Выбор методов исследования, выдвижение гипотез решения выбранной проблемы, разработку путей её решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем, для дальнейшего развития исследования.

Перед обучаемыми могут быть поставлены, например, такие задачи:

  • провести переговоры с менеджерами организации по наличию проблемы трудной для решения;
  • разработать анкеты или вопросы и провести анкетирование или интервью для исследования мнений членов коллектива по данной проблеме;
  • выяснить, каковы возможные причины возникновения сложной ситуации; кто и в каком исходе ситуации заинтересован и почему.

Ответы на эти и другие вопросы помогут сделать ситуацию в организации более ясной, завершенной, вызывающей ощущение «направленной напряженности», побуждающей к творческому поиску способов и средств ее изменения. Для осуществления исследовательской деятельности, анализа практической проблемы и разработки проекта по ее решению обучаемые могут взять реально существующую ситуацию, возникшую в организации и на данный момент не имеющую решения.

Ознакомительно-ориентировочные (информационные) проекты. Такой тип проектов направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкого круга слушателей. Эти проекты также как и исследовательские, требуют хорошо, продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.

Структура такого проекта может быть следующей. Цель проекта, его актуальность – источники информации (литературные, средства СМИ, базы данных, включая электронные, интервью, анкетирование, в том числе и зарубежных партнёров, проведение «мозговой атаки» и др.), а также обработка информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) – результат (статья, реферат, доклад, видео) презентация МРР (публикация, в том числе в сети, обсуждение в телеконференции и т.п.) Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их частью.

Структура исследовательской деятельности с целью информационного поиска и анализа очень похожа с предметно-исследовательской деятельностью, о которой говорилось выше:

  • предмет информационного поиска;
  • поэтапность поиска с обозначением промежуточных результатов;
  • аналитическая работа над собранными фактами и материалами;
  • выводы;
  • корректировка первоначального направления, если требуется;
  • дальнейший поиск информации по уточнённым направлениям
  • анализ новых фактов;
  • обобщение;
  • выводы;
  • заключение, оформление результатов, обсуждение, редактирование, презентация, внешняя оценка.

Творческий (креативный) проект. Эти проекты требуют творческого подхода и в этом смысле любой из проектов можно назвать творческим. Творческие проекты предполагают определённое оформление результатов. В таких проектах нет детально отработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и развивается, подчиняясь жанру конечного результата, интересам участников проекта.

Тогда в этом случае участникам нужно договориться о планируемых результатах и форме представления (совместной газете, сочинения, видеофильме, драматизации, спортивной игре, вечере, празднике, экспедиции, презентации и прочее). Но оформление проекта требует чётко продуманной структуры в виде презентации, сценария видеофильма, драматизации, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома.

Такой вид проекта может осуществляется в двух вариантах.

Вариант 1. Обучаемым необходимо описать 2 3 (в зависимости от объема) ситуационные задачи (СЗ) или конкретные ситуации (КС), происшедшие в коллективе, негативного или позитивного характера для выполнения следующих задач:

  • про анализировать ситуации, вычленить проблемы, систематизировать их по степени важности решений;
  • определить причины возникших проблем;
  • найти варианты решений и сделать прогнозы их положительных и отрицательных последствий;
  • найти эффективное решение, разработать проект внедрения, описать и обосновать его с организационно-управленческой, материально-технической, финансово хозяйственной и кадровой сторон.

Для разработки проекта обучаемые самостоятельно выбирают проблемную ситуацию. Описание ситуации может даваться в виде исходной информации, представленной текстом, дополненным таблицами, схемами, рисунками, графиками и др., иллюстрирующими развитие ситуации и соответствующие ей условия деятельности организации.

Вариант 2. Участникам ИП необходимо проанализировать профессиональную судьбу не менее двух практиков и описать их психологические портреты. Для подготовки психологических портретов обучаемым нужно подобрать соответствующие тесты и разработать вопросы для беседы или интервью; провести собеседование, фотографирование; снять видеофильм. Поисковый проект. Обучаемым дается описание ситуации и несколько альтернативных вариантов ее решения.

Необходимо выполнить следующие задачи:

  • внимательно изучить, выделить и записать достоинства каждого варианта решения (на основе прогнозирования определить, к каким положительным результатам он приведет);
  • выделить и записать недостатки (на основе прогнозирования возможныx последствий, определить, с какими потерями и потенциальными проблемами придется столкнуться);
  • взвесив достоинства и недостатки всех вариантов, отобрать самый эффективный;
    подготовить проект внедрения и обосновать возможности выбранного варианта: кто, когда и при каких условиях, какими силами, в какой период времени будет осуществлять проект, на какой материальной базе, какими финансовыми средствами, взятыми из каких источников, на какой срок и под какие проценты и т.п.

Практико-ориентированные (прикладные) проекты. Данные проекты отличаются чётко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Его результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (документ, созданный на основе полученных результатов исследования – по экологии, биологии, географии, химии, истории, литературы и другие предметы, программа действий, рекомендации, направленные на ликвидацию выделенных несоответствий в природе, обществе, проект закона, справочный материал).

Интересно
Проект требует тщательно продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, чётких выводов, т.е. оформления результатов проектной деятельности, и участия каждого в оформлении конечного продукта.

Особенно важна организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также систематической внешности оценки проекта.

Типы проектов:

  • литературно-творческие
  • естественно-научные
  • экологические
  • языковые (лингвистические)
  • культуроведческие
  • спортивные
  • географические
  • исторические
  • музыкальные

Межпредметные проекты. Эти проекты выполняются во внеурочное время, объединяют два-три предмета, бывают объёмными, продолжительными, общешкольные, которые планируют решить ту или иную сложную проблему, значимую для всех участников проекта. Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, четкой работы многих творческих групп, имеющих чётко определённые исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций.

Исследовательский метод, или метод исследовательских проектов, основан на развитии умения осваивать окружающий мир на базе научной методологии, что является одной из важнейших задач общего образования.

Реализация методов проектов и исследовательского метода на практике ведёт к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Метод проектов в силу своей дидактической сущности позволяет решать формирования и развития всех перечисленных выше интеллектуальных умений критического и творческого мышления.

Совместная или индивидуальная работа над той или иной проблемой, имеющая цель не только решить проблему и доказать правильность её решения, но и предусматривает необходимость в разные моменты познавательной, экспериментальной или прикладной, творческой деятельности использовать совокупность, перечисленных выше интеллектуальных умений. Всем этим умениям необходимо обучать. Для этого необходимо применять педагогику сотрудничества.

Активная учебная лекция. Лекция и сегодня наиболее распространенный формат обучения, в традиционном варианте она предполагает непосредственный контакт вербализатора с аудиторией, но при этом одностороннее изложение больших объемов информационного материала. Лекцию можно читать как в небольшой группе, так и перед огромной аудиторией. Она способствует дополнительному изучению книг или других материалов, разъясняя их ключевые пункты.

Вместе с тем отсутствие на лекции вовлеченности и активности слушателей ограничивает их потенциал, снижает мотивацию к обучению, многие студенты на традиционных лекциях «отключаются» или занимаются своими делами.

Интересно
Активная учебная лекция (вводная сессия) отличается тем, что преподаватель, используя разнообразные подходы, представляет свой предмет, делится знаниями в этой области и дает детальную информацию. Инновационные преподаватели, активизируя процесс обучения, прерывают лекцию вопросами, анализом кейсов или фрагментами дискуссии.

Однако таких специалистов гораздо меньше, чем это необходимо, а негативный эффект связан с тем, что некоторые преподаватели, не владеющие умениями вести дискуссию, втягиваются в предлагаемый студентами разговор и на новый материал практически не остается времени. Некоторые преподаватели избегают дискуссий, поскольку в их ходе необходимо высказывать свое мнение, особенно при обобщении материала, а это мнение не все педагоги хотят озвучивать или просто не имеют такового.

Интересно
Эффективное чтение лекции предполагает использование всевозможных иллюстративных средств, например: аудио и видеоматериалов, фрагментов кино или изображения основных тезисов на флипчарте, демонстрацию слайдов проектором на экране или печатного материала с помощью диапроектора.

Сегодня все чаще при чтении лекций демонстрируются компьютерные презентации (в PowerPoint). Широко используется открытое обучение (программное, обучение на расстоянии, учебные интернет пакеты, интерактивные видеоматериалы и т.д.): тексты или мультимедийные пакеты (аудио, видео, CDROM, CDl, интернет и т.д.) с набором определенной информации, вопросами и заданиями.

Такие учебные лекции используются как для индивидуального обучения, для саморазвития, так и в тренинговых целях с малым количеством обучаемых, находящихся, например, в разных географических точках. Их применяют также для подготовки к практическому занятию или для самостоятельного изучения материала при подготовке к тренингу.

Семинар. Семинар является формой группового обучения. Он проводится В небольшой группе (15 ± 5 человек), что позволяет вовлечь в разговор большинство участников. Распространенной формой работы на семинаре является групповая дискуссия.

Дискуссии более успешны, если студенты получают вопросы заранее и готовят по ним сообщения, что позволяет предметно и профессионально дискутировать, используя новый материал и конкретные факты. При такой форме обучения даже не подготовленный к семинару студент после обсуждения темы в группе все же получает необходимую информацию.

Техника «3D». В обучающихся организациях семинары проводятся с персоналом с помощью технологий активизации занятий для освоения новой информации, анализа нового опыта, для обмена знаниями. Например, на целом ряде дисциплин в течение 15 20 мин. можно использовать технику «3 D». Она состоит в следующем. Преподаватель берет большой лист бумаги или использует флипчарт, затем просит обучаемых быстро, одним предложением, определить существующую проблему.

Правильная постановка вопросов и использование техники трехмерного анализа позволят за короткий срок выделить три элемента проблемы под каждым из трех заголовков:

  • ситуация (временной режим, недостаток ресурсов, география);
  • включенные в нее люди (недовольный клиент, нетерпеливый начальник, ненадежный поставщик или деловой партнер);
  • вы (недостаток базовых компетентностей, конфликт ценностей, мотивация).

Выделив три измерения существующей проблемы, нужно далее определить несколько возможных вариантов действий. Затем следует выбрать самый подходящий вариант для практического решения ситуации. Задавая обучаемым направляющие вопросы, преподаватель помогает вербализовать большую часть проблем и вариантов действий в зависимости от целей анализа.

Техника GROW. На интенсивном семинаре с участием более подготовленных обучаемых можно использовать очень эффективную обучающую технику GROW. Она также опирается на правильную постановку вопросов и следование четкой структуре.

Прежде всего вопросы направлены на конкретизацию «цели» (Goal), которую обучаемые стремятся достичь в ходе текущего занятия. Затем внимание переключается на <<реальность»(Reality) предполагаемых действий. После этого посредством вопросов исследуются практические «варианты действий» (Optioпs), которые могут выбрать обучаемые для достижения поставленной цели.

И наконец, техника требует переключения на «волю» (Will) к действительному осуществлению специфических действий по реализации одного или нескольких из выявленных возможных вариантов действий. Далее проводится дискуссия, В ходе которой анализируются результаты работы.

Метод проигрывания ролей (инсценировки). Одну и ту же ситуацию можно проанализировать разными методами: методом ситуационного упражнения или традиционного анализа, методом кейса или методом инцидента, а можно разыграть ситуацию в ролях, т. е. осуществить инсценировку. Целесообразно также записать материалы анализа на видеопленку, а затем материал отсмотреть, критически анализируя и извлекая уроки.

Для преподавателей несомненный интерес представляет такая технология активизации занятий, как метод проигрывания ролей (инсценировки) или метод «разыгрывания» ситуаций в ролях. Цель проигрывания ролей (role playiпg) состоит в том, чтобы воссоздать перед аудиторией правдивую управленческую или социально-психологическую ситуацию и затем дать обучаемым возможнocть ценить поступки и поведение участников игры исполнителей.

При «разыгрывании» ситуаций в ролях участники исполняют роль так, как сами считают нужным, самостоятельно определяя свою стратегию поведения, свой вербальный репертуар и сценарии. Такую игру называют спонтанной или импровизационной ведется она без предварительной подготовки. Основная задача «разыгрывания» ситуации в ролях проявить творческие способности к решению неожиданно встающих актуальных проблем, к импровизации в поведении.

Роли обычно распределяются сознательно и с согласия участников анализа ситуаций. Как правило, в такой игре обучаемые могут позволить себе импровизацию, исходя из своего видения заданной роли, дальнейший ход событий здесь более естественен. Обычно на таких игровых занятиях обучаемые или играют самих себя, демонстрируя свой стиль, ценности, компетентность, эмоциональную культуру, или подражают комуто из тех, кого хорошо знают.

При обсуждении результатов такой игры преподаватель может решить не только образовательные задачи, но и развивающие, осуществляя коррекцию личности обучаемого, а также проанализировать, как возникают и развиваются все динамические групповые процессы: нормообразование, структурирование (по вертикали и горизонтали), групповое давление и конформизм, лидерство и руководство.

Преподаватели, использующие этот метод в учебном процессе, часто путают такие его разновидности, как «разыгрывание ситуаций в ролях» и ролевые игры, используемые чаще в тренинге.

Преподаватель, овладевший ситуационным анализом во всем его многообразии, осознавший суть и предназначение каждого способа работы с ситуациями, усвоивший методологические особенности применения этой технологии, сможет профессионально грамотно воспользоваться и теми технологиями, которые изложены далее. Успешность проведения занятия методом традиционного анализа ситуаций зависит от предварительной организационной и методической подготовки преподавателя, от уровня владения им самой технологией обучения, от его профессиональной и коммуникативной компетентности.

Свободную дискуссию отличают спонтанность развития и невысокая организованность. Такая дискуссия имеет как плюсы, так и минусы. К преимуществам можно отнести прежде всего отсутствие жесткого регламента и свободу высказываний, что способствует большей активности и раскрепощенности участников, а это, в свою очередь, расширяет поле возможных точек зрения и подходов к решению ситуации. К недостаткам такой техники ведения дискуссии можно отнести неорганизованность, в ходе которой можно потерять цель дискуссии, спровоцировать хаос.

Межгрупповая дискуссия является не только формой активной самостоятельной работы обучаемых, но и средством разрушения стереотипов, снятия и постановки проблемных вопросов, организации креативного мышления и формирования продуктивной деятельности, обмена знаниями и личным опытом решения ситуативных проблем, мнениями и точками зрения, а также выработки, если такое возможно, коллективного (консенсусного или компромиссного) решения, которое включает в себя все то позитивное, что наработано каждой конкретной группой, принимающей решения.

В ходе учебной дискуссии обучаемые развивают навыки убеждения, умения не только отстаивать свою линию, но и порой отказываться от собственных ошибочных суждений, научаются также уважать иные точки зрения. Таким образом, именно дискуссионная форма взаимодействия обучаемых формирует их метакомпетентности коммуникативную и интерактивную культуру, развивает навыки вербализации и умения слушать, учит вести свою линию целенаправленно, но корректно, за счет веской аргументации и контраргументации.

Групповая дискуссия.К интенсивным технологиям обучения относятся групповые и межгрупповые дискуссии. Метод групповой дискуссии(МГД) (от лат. diskussio рассмотрение, разбор, исследование) используется прежде всего как способ организации совместной деятельности с целью оперативного и эффективного решения стоящих задач, а также как метод активного обучения и стимулирования групповых процессов в естественных и специально созданных группах. Дискуссия это обмен мнениями по вопросу в соответствии с более или менее определенными правилами процедуры и с участием всех или отдельных ее участников.

Дискуссия используется и как самостоятельный метод, как эффективная форма организационного процесса по интеграции специалистов разного профиля для обсуждения той или иной методологической проблемы.

Дискуссии различаются по самым разным признакам:

  • ведущей детерминанте;
  • предмету обсуждения (по характеру ведущего противоречия);
  • результату;
  • цели дискуссии;
  • результативности (эффективности); организованности и управляемости.

В литературе по этой проблеме различают также различные техники, тактики и стратегии ведения дискуссии. С этой точки зрения дискуссии бывают: свободными, программированными и промежуточными (компромиссными).

Круглый стол. 1.Хорошо подготовить вопросы. Начиная, самое малое, за неделю раньше, подготовь список с вопросами, которые будут адресованы участникам круглого стола. Из числа вопросов подчеркни 710 самых важных, но из этих 10 выбери 3, которые ты считаешь решающими для хорошего проведения круглого стола и на которые, если не будет дан полный ответ, можно считать, что круглый стол потерпел крах. 2.Определи правила участия в самом начале.

Очень важно для хорошего начала установить ясно тему, но также и установить правила для участников, которые должны быть приблизительно следующие:

  1. Давать конкретный ответ на вопрос.
  2. Исключить детали, которые не являются необходимыми.
  3. Не уклоняться от темы.
  4. Использовать понятную речь для зрителей (иногда участники переходят на использования профессиональной речи только для того, чтобы их поняли, а чтобы произвести впечатление, что они знают хорошо материал и что они хорошо отвечают).
  5. Требуй объяснения терминов.

Если говорящие будут отходить от этих правил, ведущий остановит их. Настаивай до конца на полном ответе. Некоторые говорящие отвечают длинными фразами, приводят примеры, иллюстрации, и т.д., но это является некоторым образом уклонением от ответа, который ожидают от него и слушатели остаются без этого ясного ответа. Поэтому, как ведущий, настаивай на ясном ответ, который бы полностью ответил на вопрос ведущего или участников из зала.

Перефразируй выражение. Некоторые говорящие применяют определенную тактику в своих речах, они говорят такими терминами, что создается впечатление, что они говорят о чемто другом, или говорят так, чтобы каждый понял то, что он хочет. Очень часто говорящие хотят спрятать истинный смысл, который они имеют.

Поэтому, старайся быть внимательным, как ведущий и в конце, после того, как говоривший высказался полностью по этому вопросу, перефразируй его выражение, чтобы увидеть, это ли он хотел сказать. Так ты не позволишь «услышать каждому, что он хотел слышать», но каждый услышит то, что было сказано.

Не позволяй уклоняться от темы. Когда кто-то из говорящих хочет повернуть беседу в другое русло, чтобы выставить в плохом свете других, не допускай этого. 6.Используй песочные часы. Сохраняется право давать говорящим ограниченное время и если будет требовать ответ, продлить время, только в том случае, когда говорящий действительно нуждается в большем времени для полного ответа.

Проведение круглого стола. Круглый стол, как форма коллективной дискуссии, широко используется в современном мире, поскольку предоставляет максимальную возможность проводить плодотворные обсуждения, всесторонне рассматривать различные вопросы и вырабатывать совместные решения. Проблемы, обсуждаемые за “круглым столом” могут затрагивать любые социально-значимые вопросы. К участию в дискуссии могут приглашаться авторитетные специалисты, теоретики и практики, научные сотрудники, представители властей, общественных организаций и другие заинтересованные лица.

От правильной организованной работы «круглого стола» во многом зависит возможность достичь поставленных задач и разрешить возникшие проблемы. Масса мелочей, которые в сумме дают прекрасно подготовленную работу в формате круглого стола, большой частью зависят от организаторов мероприятия.

Для качественной работы круглого стола следует предусмотреть, чтобы в распоряжении участников дискуссии были необходимые канцелярские принадлежности, общение было удобным, выступающий имел возможность наглядно продемонстрировать различный материал, а при многолюдных дискуссиях, чтобы все участники могли слышать выступающих. Для этого обязательно подготовим: блокноты, ручки, канцелярскую бумагу; именные бейджики; мультимедийные средства; проекторы, флипчарты; аудио сопровождение, микрофоны и т.д.

Необходимо (по возможности) организовать сотрудничество с массовыми средствами информации и осветить работу круглого стола в газетах, на телевидении и по радио. Кроме этого подготовить печатную продукцию, и разослать приглашения участникам дискуссии.

Все приглашенные являются равноправными участниками, которые на основе своего опыта и знаний обсуждают предлагаемый вопрос в заданном формате. Регламент дискуссии определяет ведущий круглого стола, который предлагает высказываться участникам, направляет ход беседы, задает вопросы для обсуждения, аккумулирует идеи и подводит итоги. Иногда “круглые столы” проводятся в рамках более крупных мероприятий и являются одной из предлагаемых форм работы на семинаре или конференции.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)