Русское декоративно-прикладное искусство

В жизни русского народа декоративно-прикладное искусство занимает огромное место. Как в настоящее время, так и в далеком прошлом люди стремились украсить свой быт. В своем развитии русское народное декоративно-прикладное искусство было тесно связано с народным бытом, традициями, обычаями, окружающим миром.

В русском декоративно-прикладном искусстве видное место занимают народные промыслы. Во многих районах России наряду с высоким уровнем промышленности развивалось традиционное, основанное на ручном труде декоративно-прикладное искусство и художественные промыслы.

Происхождение народных промыслов различно. Одни берут свое начало в крестьянском бытовом искусстве, другие происходят от деревенских ремесел. Дерево в русском народном искусстве с давних времен самый распространенный материал. Из дерева создавали жилые постройки, мебель, орудия труда, детские игрушки.

Природные качества дерева – его прочность и податливость в обработке топором или ножом, красивая и естественная текстура, способность принимать любую окраску, водоотталкиваемость позволяли создавать художественные изделия. С деревом была связана вся жизнь русского человека.

Он использовал не только саму древесину, но также и эластичный слой коры березы-бересту (бересто), луб (волокнистый внутренний слой коры липы и других лиственных пород), кап-корень (наросты на стволах и у корней березы), тонкие корни ели и сосны – все шло в дело при разнообразных видах художественной обработки де-рева.

Самой известной деревянной игрушкой является матрешка. Ей более 100 лет. В конце ХIХ века в художественную мастерскую под Москвой привезли из Японии фигурку – игрушечного лысого старика. Кукла раскрывалась, в ней находилось еще несколько фигур, вложенных одна в другую. Игрушка всем понравилась.

И мастера решили сделать свою деревянную куклу. Первая матрешка состояла из восьми фигурок. Изображала она девочку в платке с черным петухом в руках. По-разному расписывают теперь игрушки художники, но радость они доставляют всем огромную. Загорская матрешка отличается тем, что в ней четко обозначен силуэт головного платка, кофты, сарафана, фартука. Декоративная роспись скромно украшает платок и край фартука. Она ярко расписана пятью цветами красок: красной, желтой, зеленой, голубой и малиновой.

Семеновскую матрешку можно отличить от загорской по большому букету цветов, занимающему весь фартук. А край платка украшает цепочка небольших букетиков. Вся манера росписи похожа на роспись Хохломы, ведь центр хохломских изделий находится в городе Семенове.

Полхов-майданские матрешки появились не случайно. Мастера нашли и выработали свой стиль росписи по дереву: у матрешек совсем нет платка, нет сарафана и фартука. Вместо платка – условный овал, в овале – лицо. Все остальное пространство занято яркими и крупными цветами в черном контуре.

Не менее известна и богородская игрушка. Тематика изделий очень разнообразна. Это «мужики» и «ездоки», «пастушки», кони, целый мир птиц, зверей. Символом богородской игрушки стала игрушка «Кузнецы» (мужик и медведь ударяют молотом по наковальне).

Фигурки выполняют из мягкой древесины липы, осины, ольхи. Для большей мягкости её запаривают в печи, а затем высушивают. Богородские фигурки большей частью не окрашиваются, а сохраняют естественный цвет древесины. В прошлом часть их отправляли в Сергиев Посад, где и раскрашивали.

Удивительна закономерность пластических характеристик богородской игрушки при очень скупой, обобщенной моделировке фигур. Резьба состоит из нескольких последовательных этапов: сначала мастер намечает основные формы будущей скульптуры, делая это зарубкой крупных плоскостей; потом более конкретно отрабатывает силуэт и все части фигуры широкими полукруглыми и более мелкими стамесками, наконец, выполняет окончательную отделку поверхности, снимая богородским ножом тонкую стружку.

Завершают декоративную отделку поверхности с помощью мелких стамесок. Такой «рописью» или «пиской» передается шерсть животных, оперение птиц, гривы и хвоста коней и т.д. У некоторых фигур поверхность оставляют гладкой, отделывая её мелкой шкуркой.

По названию села Хохлома, куда свозились изделия для продажи получили в народе названия хохломских. Хохломская роспись деревянной посуды появилась к XVII веку и очевидно происходит от старообрядцев.

Сама технология горячей закалки расписных изделий, в результате которой они приобретают под лаковой пленкой золотистый цвет, была создана, по-видимому, в стремлении подражать посуде из драгоценного металла.

Интересно
Суть ее технологии состоит в том, что вся поверхность предмета сначала покрывается «вапой» – жидкой глиной с мелом, затем после высыхания покрывают льняным маслом, сушат, натирают металлическим порошком – полудой (раньше – оловянным, теперь – алюминиевым), расписывают, а поверх наносят олифу, сваренную из льняного или конопляного масла.

После закалки в горячей печи при температуре 100-120 градусов масляная пленка желтеет и просвечивающая сквозь нее металлизированная поверхность выглядит золотой. Хохломскую роспись исполняют масляными красками. Она имеет несколько характерных типов.

Наиболее простые и традиционные: «травка», «осочка», в виде графических черных и красных травяных узоров на золотом фоне; «под листок» – растительные несложные композиции с цветами и ягодами. Их создают приемами так называемого «верхового» письма, при котором черный с красным узор, иногда с небольшими добавлениями желтого, зеленого, коричневого, свободно размещается на золотом фоне.

Другой знаменитый промысел Горьковской области – городецкая роспись. Она получила развитие во второй половине XIX в. Для городецкой резьбы и росписи характерны сюжетные сцены на темы городского быта.

Интересны кувшины с высоким горлом, туловом в виде медведя или хищной птицы скопы, с ручкой и носиком в виде змеи. Крышку часто завершала фигурка птицы, зайцы или собачки. Иногда сосуд имел кольцевидный корпус, а внутри него помещалась фигура медвежонка или дракона. Порой делали бутыль в виде мужской фигуры с палкой в руке.

Сохранились подсвечники в виде двуглавого орла, птицы скопы, мужика в полушубке и т.д. Среди образов скопинской керамики – Полкан – богатырь с дубинкой в руке. Орнамент, цвет, сложный силуэт объединяют посудные части изделий со скульптурными, образуя целостные декоративные предметы.

Гончарное ремесло известно в России с незапамятных времен, так как глина была распространенным повсеместно подручным материалом. С открытием обжига глиняные изделия стали самыми необходимыми и практичными (посуда, утварь).

Среди современных глиняных игрушек самой большой известностью и популярностью пользуется дымковская игрушка. Изделия кировских мастеров удивляют пластикой формы, особыми пропорциями, необычным по яркости узором.

Всем нравятся живые, праздничные, пышные по лепному оформлению и росписи куклы барыни франтихи, козлы, кони, петухи с расписными хвостами. Промысел зародился в далеком прошлом. Самое ранее описание дымковских игрушек относится к 1811 году. Процесс изготовления игрушки можно разделить на два этапа: лепку изделия и роспись его. Перед каждой мастерицей лежат нужные ей в данный момент материалы.

При лепке на столах лежит глина в целлофановом мешке. Глина местная, кировская, очень приятная в работе по своим лепным качествам. Мастерицы говорят: «Наша глина, как масло». Кроме глины, на столе находятся таз с водой, тряпки для заглаживания поверхности изделия и стеки. В том случае, если мастерицы занимаются росписью, на столах в стаканчиках – краски, кисти и рядом стоят уже обожженные и отгрунтованные игрушки.

Эскизов мастерицы не делают. Быстрыми, умелыми движениями они создают лепную форму, и приходится только удивляться их чувству ритма, пропорций и формы. Способы лепки очень простые. Например, изображая куклу, мастерицы делают сначала юбку из пласта глины, в результате чего получается полая колокообразная форма; голову, шею и верхнюю часть туловища делают из одного куска, а де-тали одежды: рюши, оборки, манжеты, шляпки и др. – лепят от-дельно и примазывают к основной форме, называют их налепами.

Отличаются изделия и по колориту. Одни мастера работают в теплых тонах: у них преобладают охра, красный и оранжевый цвета; другие – в холодных – голубых и синих. Одни изделия украшаются густой сетью орнамента, другие меньше покрыты узором. Филимоновские игрушки. Не менее известным народным промыслом является деревня Филимоново Тульской области, где делают удивительную глиняную игрушку. Деревня находится около залежей хорошей белой глины.

Сюжеты филимоновской игрушки традиционны это барыни, крестьянки, солдаты с эполетами, танцующие пары, наездники на лошадях; из животных – коровы, бараны, с туго закрученными рогами, лиса с петухом и таинственные существа, прообраз которых трудно определить.

У всех игрушек упругие тела, длинные или короткие ноги, вытянутые шеи с маленькими головками. Эти игрушки трудно спутать с какими-либо другими, так как они имеют свои традиции в трактовке формы и росписи. Например, у барынь высокие колокообразные юбки с незаметным расширением книзу, верхняя часть туловища по сравнению с юбкой кажется меньше. Маленькая головка заканчивается высокой изящной шляпкой.

Все игрушки очень веселые, и когда их много – это праздник. Роспись яркая, и в осносном преобладает желтый, красный, оранжевый, зеленый, синий и белый цвета. Можно только удивляться, как, сочетая простые элементы (полосы, дуги, точки, пересекающиеся линии) красиво ложатся на юбки и фартуки фигурок.

Роспись игрушек традиционна: коней, коров, баранов окрашивают полосами, а фигурки людей расписывают, используя все элементы в самых различных сочетаниях. Лица фигурок всегда остаются белыми, и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза, рот, нос.

Каргопольские игрушки.Интересной игрушкой является каргопольская. Каргополь – древний русский город, окруженный лесом. С давних времен жители этого города и его окрестностей занимались гончарным делом. Большей частью делали обливную посуду: горшки, кринки, миски для сметаны.

Некоторые мастера изготовляли глиняную игрушку. Каргопольской игрушке свойственны и многофигурные композиции – веселые тройки с седоками в санях, танцующие фигуры, катания на лодке и многие другие сцены, точно подмеченные мастерами.

Характерно изображение одежды персонажей: барышни в кофтах и юбках, а иногда в платьях, на голове платок или шляпка, мужики в кафтанах. В основном сюжеты динамичные, взятые из жизни.

Любят каргопольские мастера изображать и животных: медведя, зайца, коня, собаку, свинью, гуся и утку. Лепят игрушки по частям. Основой фигурки служит туловище, которое вместе с головой прикрепляется к заранее вылепленной юбке. Для изображения мужских фигур к туловищу прикрепляются ноги и руки в виде валиков. Места соединения деталей тщательно сглаживаются, и фигурки приобретают пластичность. Вылепленные изделия сушат – одну-две недели и обжигают в печи. Расписывают игрушки темперными красками.

Гжель. Недалеко от Москвы в Раменском районе находится село Гжель. Гончарными ремеслами занимались здесь издавна, примерно с XIV в. Керамический промысел Гжели достиг наибольшего расцвета в XVIII в. Делали квасники, кумганы, тарелки и игрушки, расписанные керамическими краска-ми. Иногда посуду украшали лепными фигурками, что делало её ещё привлекательнее.

Залежи высококачественной глины, которой гжельские мастера пользуются и сейчас, являлись причиной возникновения промысла. В настоящее время фарфоровые изделия Гжели завоевали мировую известность благодаря неповторимости рисунка и формы. Гжельский фарфор легко узнать по синей росписи на белом фоне.

Однако, синева узоров не однородна, и если вглядеться внимательно, то можно увидеть тончайшие полутона и оттенки, напоминающие голубизну неба, озер и рек. Иногда цвет росписи бывает коричневого и желтовато-зеленого цветов.

Гжельские мастера удивительно точно сочетают рисунок орнамента с формой изделия, что является еще одной традицией промысла. Пишут по фарфору масками и линиями, а в орнамент рисунка входят листья и цветы: ромашки, колокольчики, васильки, розы, тюльпаны и ландыши.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)