Казахские народные праздники

В духовной жизни казахов, как и других народов других стран, важное место занимают национальные праздники с их многообразием обычаев, обрядов, ритуалов, церемоний. Национальный праздник сочетает в себе все, что накоплено в культуре народа, отражает историческую жизнь определенной общественно-экономической формации и в известной мере формирует духовный мир нации.

Приобщение детей к национальным праздникам у казахского народа начиналось еще с самого детства это со дня рождения, с которым связана масса обрядов и проходит через всю жизнь ребенка, а затем подростка. На всех этих праздниках большое внимание уделяется ребенку как на продолжателя рода, народа.

«Пусть из поколения в поколение потомство множится». «Пусть вырастает защитник вашего рода». Чем взрослее ребенок, тем больше уделял внимания народ нравственному воспитанию. С самого детства воспитывали уважительное отношение к взрослым, почитание старших. С самого детства учили быть добродушными, приветливыми, гостеприимными:

«Где гость, там и удача». «Если тебе нечем угостить гостя, хоть говори с ним ласково». Нравоучения, мудрые советы молодежи, примеры для образца и подражания передавались народной педагогикой через национальные танцы, фольклор и музыкальные произведения на праздниках, увеселениях.

Как у всех высококультурных народов казахские национальные праздники должны возвыситься до уровня общенациональных символов как герб, флаг, гимн и стать духовным достоянием народа. А для этого все нужно начинать с раннего детства, приобщая детей к казахским национальным традициям и обычаям, подчеркивая силу традиций, их живучесть, нужность, тем самым путем эмоционального влияния возбуждать желание детей следовать им в своем поведении.

Казахские народные праздники сопровождают жизнь казахов, начиная с самого рождения. Нравоучения, мудрые советы, примеры для образца и подражания передавались через национальные танцы, фольклорные и музыкальные произведения на национальных праздниках. Казахи по своей природе всегда были прирожденными ораторами, умели облекать свои мысли в прекрасную и образную форму. Поэтому народом всегда ценилось поэтическое и музыкальное творчество, острое меткое слово.

Через стихи и назидания, собравшиеся люди на праздник задумывались над вложенными в них мыслями, прислушивались к мудрым завещаниям акынов, жырау. Исполняющиеся на праздниках стихи, песни помогают вывести молодое поколение к истинному прозрению и особого осознания своего места в жизни.

Национальные праздники учат молодое поколение почитать старших, прислушиваться к их мысли «слова дедов – источник разума». «Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют», «хоть шесть дней голодай, но отца почитай», «как отблагодаришь отца, так отблагодарят дети тебя».

Национальные праздники учат молодое поколение быть добродушными, приветливыми, отсюда традиция казахского народа не закрывать двери домов во время празднеств. «Где гость, там удача», «передай гостю угощение, освободи его руки», «если тебе нечем угостить гостя, говори с ним ласково», гласит народная мудрость, и этому учат национальные праздники.

Казахские народные праздники возникли не сами по себе, они связаны с окружающей природой. Среди казахских народных праздников особое место занимают такие праздники, как: «Наурыз», «Кызгалдак», «Уызмурындык», «Беркуттой», «Сабантой» и другие.

Наурыз веселый и радостный праздник. В переводе с персидского означает «новый день». Наурыз, началом которого считается 22 марта, для народов Востока всегда был самым главным праздником. Наурыз возрождение природы, праздник весны. Этот день, когда уравниваются день и ночь, казахи считают началом Нового года.

Традиции празднования Наурыза направлены на раскрытие лучших человеческих качеств открытости, сердечности, отзывчивости, милосердия. И в этом одна из причин того, что его прихода ждут с нетерпением.

Упоминание об обычае весело отмечать Наурыз, можно встретить в рукописях Абая. В некоторых регионах Казахстана этот праздник назывался Наурыз той. Все, кто приходили на праздник Наурыз, стар и млад, обязаны были радоваться, веселиться, и развлекать других. В праздничной программе были спортивные соревнования, конные скачки, состязание батыров и, конечно, не обходилось без песен, танцев, игр. Тут же затевались айтысы веселые состязания в остроумии, загадывались загадки, звучали шутки.

В эти праздничные дни готовится много еды, что является символом достатка и изобилия в наступающем году. Большое значение придается приготовлению ритуального блюда «Наурыз коже», в состав которого обязательно входят семь пищевых продуктов. Это угощение своеобразный показатель национального гостеприимства и щедрости.

Праздник цветов «Кызгалдак» — воплощающий идеал красоты и добра, цветение полевых маков, совпавший с первым весенним громом, был верным знаком, который подавала природа, оповещая о времени весеннеполевых работ.

Самым долгожданным временем года у всех народов считается весна. Ее приход можно почувствовать во всем: в песнях птиц, в шуме весеннего дождя, в ветерке, голубом небе. Да и солнышко становится: добрее и веселее. Оно ласково заглядывает к нам в комнату и каждому из’ вас дарит свой лучик. Вот в такие весенние дни отмечал казахский народ старинный праздник «Кызгалдак» праздник весенних цветов. Как ковром украшается степь весной, веселит глаза и душу, дает надежду, что будет урожайный год и все беды пройдут стороной.

Старые люди радовались, что прошла суровая зима, сохранился скот, выросли дети. Никто не мог усидеть в юрте, все выходили на улицу полюбоваться весенними цветами, похвалиться нарядами, посостязаться в игре на домбре, в ловкости силе.

Среди казахских народных праздников есть праздник, посвящённый домашним животным. Этот праздник называется «Уыз мурындук», что означает праздник первого надоя молока. Отмечают праздник весной, когда оживает природа, когда появляется весенняя трава. Вот в такое время у домашних животных появляются детеныши, значит увеличивается поголовье скота у хозяев, изобилие молока, из которого изготавливают всевозможные продукты.

Праздник «Беркуттой» посвящен хищной птице, ее способностям быть полезной людям. С ее помощью в древности добывали пищу, шкуры, охотясь на лис и зайцев. У казахского народа осенний праздник называется «Сабан той». Но тратились с джайлау отары баранов, пригнаны домой табуны лошадей, заготовлены на зиму продукты (курт, масло, творог, талкан). Подошло время, и отдохнуть, посидеть за дастарханом с родными, друзьями.

Все собирались на «Сабан той». Аксакалы вели беседы о прошедшем лете, о собранном урожае Женщины ловко накрывали дастархан, угощали ароматным чаем, румяными лепешками, золотистыми баурсаками. На кострах в казанах варилось мясо для бешбармака. Молодежь устраивала игры, состязания на конях «Байга», «Кокпар», «Кыз куу», «Тенге Алу».

Шутки, смех, звуки музыки раздавались по всему аулу. В песнях благодарили родную землю за богатый урожай, реку за светлую прохладную воду, небо за дождик, не юр за то, что принес прохладу и не поднял бурю.

По древнему обычаю у казахов запрещалось плевать в воду и огонь, выбрасывать соль, рвать без необходимости молодую траву. Пожилые казашки (байбише) смотрели на веселье ребятишек, молодежи и тихо улыбались, вспоминая свою молодость, радуясь достатку, хорошему урожаю.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)