Педагогические возможности народного декоративно-прикладного искусства в воспитании детей

Педагогу предопределена ответственная миссия – нести в мир детства нравственные ценности, помогать ребёнку открывать мир во всём его богатстве и многообразии. Важная роль в этом принадлежит искусству.

Казахский поэт-просветитель прошлого А. Кунанбаев в «Словах назидания» отмечал «Искусство – вот подлинное, неиссякаемое богатство, учиться ему – самое благородное дело».

Подчёркивая значение искусства для разностороннего развития человека, Б.М. Теплов писал о том, что оно очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека – не только воображение и чувство, но и мысли и волю. Отсюда – огромное значение искусства в развитии сознания и самопознания, воспитания нравственного чувства и формирования мировоззрения.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня, и она не может успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Воспитание у детей через народное искусство нравствен-но-эстетических ценностей имеет огромное значение для будущего становления личности, осознавая себя как частицу своего народа, частицу своей страны.

Декоративно-прикладное искусство – вот подлинно народное богатство, в нём заложены большие воспитательные возможности. В.С. Воронов, Б.М. Неменский, М.А. Некрасова, Т.Я. Шилкалова, С.Б. Рождественская, Е.А. Флёрина, Н.П. Сакулина и другие отмечают его ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, высокое совершенство «языка», человечность, связь с историей народа и окружающей жизнью.

Ознакомление с народным декоративно-прикладным искусством способствует формированию художественного вкуса, основных эстетических критериев, развитию эстетического отношения детей к искусству, природе, окружающей действительности. Знакомясь с произведениями народных мастеров, они узнают традиции прошлого.

Без чувства, и понимая своего родного народного искусства, ребёнок вряд ли способен чувствовать культуру другого народа, понимать его своеобразие. Следует отметить, что в трудах отечественных ученых раскрывается с точки зрения со-временности педагогические возможности народного декоративно-прикладного искусства.

В них рассматривается назначение и роль народного декоративно-прикладного искусства, его воздействие на учащихся и дошкольников, описывается искусство народных художественных опытов и традиций народа, рассматриваются средства, методы и приемы приобщения к народному искусству.

Так С.А. Жолдасбекова раскрывает теоретические основы формирования эстетического интереса младших школьников к декоративно-прикладному искусству. Изучение педагогических основ формирования художественного восприятия у младших школьников на уроках изобразительного искусства посвящено исследование К.О.Жеделова.

В исследованиях Левченко Т.А. определены научно-практические основы использования казахского декоративно-прикладного искусства как средства эстетического воспитания старших дошкольников.

Формированию творческих способностей детей дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства посвящено исследование Ф.Н. Жумабекова.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)