Мониторинг земель

Впервые термин «мониторинг» был предложен для характеристики окружающей среды и означал систему повторных наблюдений элементов окружающей среды в пространстве и во времени с определенными целями и в соответствии с заранее подготовленными программами.

По мере развития научно-технического прогресса влияние этого термина распространилось на многие составные части системы окружающей среды, в том числе и земельные ресурсы.

Земельным кодексом установлена необходимость осуществления государственного мониторинга земель, являющегося частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и представляющего собой систему наблюдений, оценки и прогнозирования, направленных на получение достоверной информации о состоянии земель, об их количественных и качественных характеристиках, их использовании и о состоянии плодородия почв.

Основы государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012–2020 гг., утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.03.2012 № 297р, определяют развитие государственного мониторинга земель как одно из приоритетных направлений деятельности государства в области управления земельным фондом.

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет полномочия в сфере государственного мониторинга земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения).

Порядок осуществления государственного мониторинга земель установлен приказом Минэкономразвития России от 26.12.2014 № 852 «Об утверждении Порядка осуществления государственного мониторинга земель», включает положения, приведенные на рисунке 29.

Мониторинг земель

Государственный мониторинг земель подразделяется на:

  • мониторинг использования земель;
  • мониторинг состояния земель.

В рамках мониторинга использования земель осуществляется наблюдение:

  • за использованием земель и земельных участков в соответствии с их целевым назначением;
  • за изменением количественных и качественных характеристик земель,
  • за учетом данных результатов наблюдений за состоянием почв, их загрязнением, захламлением, деградацией, нарушением земель, оценка и прогнозирование изменений состояния земель.

Полученные по итогам мониторинга использования земель сведения используются при осуществлении государственного земельного надзора для обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан информацией об использовании земель.

В рамках мониторинга состояния земель осуществляются:

  • наблюдение за изменением количественных и качественных характеристик земель, в том числе с учетом данных результатов наблюдений за состоянием почв, их загрязнением, захламлением, деградацией, нарушением земель,
  • оценка и прогнозирование изменений состояния земель.

При проведении мониторинга состояния земель выявляются изменения качественных характеристик состояния земель под воздействием следующих негативных процессов: подтопления и затопления, переувлажнения, заболачивания, эрозии, опустынивания земель, загрязнения земель тяжелыми металлами, радионуклидами, нефтью и нефтепродуктами, захламления отходами производства и потребления, вырубок и гарей на землях лесного фонда, образования оврагов, оползней, селевых потоков, карстовых и других процессов и явлений, влияющих земель.

Задачи государственного мониторинга земель:

  • своевременное выявление изменений состояния земель, оценка и прогнозирование этих изменений, выработка предложений о предотвращении негативного воздействия на земли, об устранении последствий такого воздействия;
  • обеспечение органов государственной власти информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель в целях реализации полномочий данных органов в области земельных отношений, включая реализацию полномочий по государственному земельному надзору (в том числе для проведения административного обследования объектов земельных отношений);
  • обеспечение органов местного самоуправления информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель в целях реализации полномочий органов в области земельных отношений, в том числе по муниципальному земельному контролю;
  • обеспечение юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.

А. Зелепугиным предложена следующая классификация категории «мониторинг земель» (рисунок 30).

Мониторинг земель

Особое место в мониторинге земель занимает мониторинг сельскохозяйственных земель. Использование земли в сельском хозяйстве как средства и предмета труда имеет особенности, главной из которых является незаменимость ее для производства продуктов питания, то есть жизнеобеспечения человека. Классификация мониторинга земель сельскохозяйственного назначения приведена на рисунке 31.

Мониторинг земель

При осуществлении государственного мониторинга земель необходимые сведения получаются с использованием:

  • дистанционного зондирования (съемки и наблюдения с космических аппаратов, самолетов, с помощью средств малой авиации и других летательных аппаратов);
  • сети постоянно действующих полигонов, эталонных стационарных и иных участков;
  • наземных съемок, наблюдений и обследований (сплошных и выборочных);
  • сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости;
  • землеустроительной документации;
  • материалов инвентаризации и обследования земель, утвержденных в установленном порядке;
  • сведений о количестве земель и составе угодий, содержащихся в актах органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  • данных, представленных органами государственной власти и органами местного самоуправления;
  • результатов обновления картографической основы (результатов дешифрирования ортофотопланов или сведений топографических карт и планов);
  • данных государственного лесного реестра и лесохозяйственных регламентов лесничеств (лесопарков).

В качестве объектов государственного мониторинга земель определяются земли (независимо от форм собственности и форм осуществляемого на них хозяйствования) субъекта Российской Федерации в целом, административного муниципального образования (муниципальный район, городское поселение, городской округ, иные муниципальные образования), постоянно действующего полигона, эталонного стационарного участка, земельный участок или группа земельных участков. Каждый объект государственного мониторинга земель описывается набором показателей, определяющих его состояние и использование.

Показатели мониторинга состояния земель приведены в таблице 10. Оценка состояния земель выполняется путем анализа ряда последовательных (периодических, оперативных) наблюдений, направленности и интенсивности изменений и сравнения полученных показателей со значениями базового наблюдения и нормативного показателя.

Показатели состояния земель выражаются как в абсолютных, так и в относительных значениях, отнесенных к определенному периоду или сроку. По результатам оценки состояния земель составляются прогнозы и рекомендации с приложением к ним тематических карт, диаграмм и таблиц, характеризующих динамику и направление развития изменений, в особенности имеющих негативный характер.

Мониторинг земель

Мониторинг земель

Полученные материалы и данные государственного монито-ринга земель накапливаются и хранятся в архивах (фондах) и базах данных автоматизированной информационной системы государ-ственного мониторинга земель.

Данные, полученные в ходе проведения государственного мо-ниторинга земель, используются при подготовке государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель в Российской Федерации. Нормативные правовые акты, регулирующие осуществление мониторинга земель, приведены в таблице 11.

Мониторинг земель

Мониторинг земель

В 2018 г. территориальными управлениями Росреестра в рам-ках исполнения задач по государственному мониторингу земель осуществлялись мероприятия, приведенные на рисунке 32.

Мониторинг земель

Проведенный Росреестром анализ поступивших из субъектов Российской Федерации докладов о состоянии и использовании земель за 2018 г. по их качественному и экологическому состоянию показывает, что на территории России почти повсеместно наблюдается деградация земель. Основными негативными процессами, приводящими к деградации земель, почвенного и растительного покрова являются: водная и ветровая эрозия, переувлажнение и заболачивание, подтопление, нарушение земель.

Опустынивание земель является в настоящее время одним из наиболее интенсивных и широко распространенных процессов на засушливых территориях юга Российской Федерации. В результате опустынивания аридных территорий природные пастбища теряют свою продуктивность, почвы подвергаются эрозии и засолению, пески оголяются и приходят в движение. В Российской Федерации опустыниванием в той или иной мере охвачено 27 субъектов Российской Федерации.

В районах Крайнего Севера в результате многоцелевого и крупномасштабного промышленного освоения территорий возникли обширные очаги сильного загрязнения, захламления, нарушения и деградации земель. Для урбанизированных территорий наиболее характерными являются негативные: разрушение почвенного покрова, загрязнение и захламление земель промышленными и бытовыми отходами.

Загрязнение земель различными токсикантами и другими веществами характерно для территорий, непосредственно примыкающих к промышленным предприятиям и подверженных воздействиям газопылевых выбросов вредных веществ из атмосферы; территорий находящихся вдоль автомобильных трасс, нефтепроводов.

Анализ данных ведомственной отчетности, сбор которой осуществляется территориальными органами Росреестра по субъектам Российской Федерации, показал, что за счет средств бюджетов различных уровней и внебюджетных средств в 2018 г. проводились специальные обследования (почвенные, работы по рекультивации нарушенных земель, другие обследования и изыскания) на территории ряда субъектов Российской Федерации.

На основании данных, полученных территориальными органами Росреестра в порядке информационного взаимодействия с различными ведомствами и организациями, проводившими в 2018 г. работы по изучению состояния земель в рамках реализации государственных, региональных и муниципальных целевых программ, затрагивающих вопросы охраны и рационального использования окружающей среды, установлено в частности следующее.

В 2018 г. Росреестром в целях реализации полномочий по государственному мониторингу земель, за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию мероприятия «Землеустройство и мониторинг состояния и использования земельных ресурсов» Государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» были проведены работы по мониторингу состояния и использования земель на площади более 23 млн га в пределах территории 28 муниципальных образований 11 субъектов России: Хабаровского, Камчатского, Приморского краев, Магаданской, Сахалинской, Амурской, Мурманской, Московской, Ярославской областей, республик Карелия и Саха (Якутия).

Целью работ по мониторингу использования земель являлось выявление признаков нарушений земельного законодательства по таким видам правонарушений как:

  • использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием;
  • невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
  • самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок;
  • неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)