Повышение результативности осуществления земельного надзора

С учетом динамично развивающегося земельного рынка, изменений форм собственности и субъектов земельных правоотношений в настоящее время сохраняется потребительское отношение землепользователей к использованию земельных ресурсов, что подтверждается нарастающим с каждым годом количеством правонарушений в области земельного законодательства.

На начальном этапе проведения земельной реформы все права, в том числе и контрольные функции по использованию и охране земельных ресурсов были сконцентрированы в Государственном комитете РСФСР по земельной реформе, что позволило на государственном уровне реализовать программу земельной реформы в максимально короткие сроки и эффективно решать вопросы землепользования, исключая дублирование функций и полномочий.

В отличие от ранее существовавшей системы контроля за использованием земель современная система государственного земельного надзора представлена несколькими федеральными службами: Росрестром, Росприроднадзором, Россельхознадзором.

Дробление и дублирование полномочий и функций по осуществлению государственного земельного надзора между указанными федеральными службами привели к ослаблению контроля за охраной и использованием земель, к снижению его эффективности, к увеличению финансовой нагрузки на федеральный бюджет в части обеспечения реализации одних и тех же полномочий разными органами исполнительной власти, к усложнению процедуры проведения надзорных и контрольных мероприятий.

Одним из решений вопроса пресечения нарушений является мониторинг использования земель, проводимый федеральными органами исполнительной власти в рамках осуществления государственного земельного надзора.

Интересно
В настоящее время прогноз и оценка использования земель не осуществляются. Отсутствует единый для всех контролирующих служб, законодательно установленный специальный механизм планирования проверок исполнения требований земельного законодательства.

Имеются недостатки в правовой базе, регулирующей государственный земельный надзор. Острая нехватка подзаконных нормативных актов, методических и инструктивных материалов, необходимых для грамотного проведения процедуры государственного земельного надзора, приводит к признанию недействительными в судебном порядке результатов проверок.

Еще одной причиной низкой результативности осуществления государственного земельного надзора является дефицит сведений о земельных участках. Отказ государства от финансирования мероприятий по землеустройству и разработки землеустроительной документации, предусмотренной Федеральным законом «О землеустройстве», необходимой, в том числе, для осуществления полномочий по государственному земельному надзору, имеет свои последствия: утрачена достоверная информация и база данных о количественном и качественном состоянии земель, практически полностью разрушена сельскохозяйственная инфраструктура, широкое распространение получили пространственные недостатки в расположении земельных участков (изломанность границ, вкрапливание, вклинивание, чересполосица и невозможность размещения объектов недвижимости).

В целях повышения эффективности земельного надзора предприняты определенные конкретные меры: уточнен предмет государственного земельного надзора (теперь проверка идет в отношении конкретных земельных участков), размеры административных штрафных санкций установлены с учетом категории и кадастровой стоимости земли.

Вместе с тем исчисление административных штрафов, исходя из кадастровой стоимости земельного участка без учета его размера не может считаться экономически обоснованным стимулятором правомерного поведения землепользователя (землевладельца). Процедура административного обследования земли, введенная в 2015 г., должна была изменить схему планирования проверок и реагирования контролирующих органов на нарушения в области использования и охраны земель. Однако серьезного улучшения ситуации с количеством правонарушений в сфере землепользования не произошло.

Порядок изъятия неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, установленный в 2016 г., должен был способствовать увеличению площади земель, используемых для осуществления сельскохозяйственного производства. Но правоприменение механизма изъятия земель оказалось несовершенным и мало результативным.

Основные причины – длительность процедуры изъятия земель, сложность и неслаженность работы административного механизма, низкий уровень взаимодействия органов местного самоуправления, территориальных управлений Россельхознадзора, органов власти субъектов РФ, отсутствие финансовой заинтересованности публичных образований. Установленный законодателем правовой механизм изъятия неиспользуемых земель требует слаженной и организованной работы на всех уровнях управления земельными ресурсами.

Несмотря на наличие правовых и экономических проблем в работе механизма принудительного изъятия земель сельскохозяйственного назначения, органы государственной власти активно продвигаются по пути их устранения, стремясь в минимальные сроки ввести в оборот максимальное количество сельскохозяйственных земель. Наиболее актуальные проблемы механизма принудительного изъятия неиспользуемых земель и пути их решения приведены на рисунке 52.

Подводя итог анализу процедуры осуществления государственного земельного надзора, следует сформулировать следующие направления совершенствования деятельности в этой области в целях повышения его эффективности как важнейшего элемента системы управления земельными ресурсами:

  1. Выработка предложений по совершенствованию механизма и нормативно-правовой базы осуществления государственного земельного надзора.
  2. Применение новых форм и методов работы, модернизация уже имеющихся для совершенствования ведения государственного земельного надзора.
  3. Проведение оптимизации организации и осуществления государственного земельного надзора.

Повышение результативности осуществления земельного надзора

Мероприятия, приведенные на рисунке 52, позволят прийти к эффективной организации и осуществлению государственного земельного надзора как ключевого элемента системы управления земельными ресурсами.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)