Государственное управление земельными ресурсами в Китае

Опыт управления земельными ресурсами Китая приведен на основе многолетних исследований и сотрудничества с китайскими учеными и специалистами в области управления земельными ресурсами академика РАН, профессора, дра экон. наук С. Н. Волкова, ректора Государственного университета по землеустройству, заведующего кафедрой землеустройства.

Бурное развитие китайской экономики за последнюю четверть века с удвоением валового внутреннего продукта через каждые 10– 12 лет во многом обусловлено созданием эффективной государственной системы управления земельными ресурсами и контроля за их использованием, с одной стороны, и возникновением рынка земель, земельных финансов и соответствующей инфраструктуры, с другой стороны.

Сочетание жестких государственных и рыночных механизмов регулирования экономики, землепользования и землеустройства в специфических для Китайской Народной Республики условиях – залог происходящих экономических побед. Планирование и организация рационального использования земельных ресурсов и их охраны, государственный учет и контроль землепользования здесь разумно существуют рядом с возможностью реализации прав пользования землей и свободой выбора направлений земельного бизнеса.

Интересно
Земельная политика в Китайской Народной Республике строится на основе решений Центрального Комитета Коммунистической Партии Китая, которые отражаются в соответствующих постановлениях Всекитайского собрания народных представителей и реализуются Государственным советом и народными правительствами соответствующих административно-территориальных образований страны (провинций, округов, муниципалитетов, уездов, волостей), Министерством земельных и природных ресурсов КНР и его территориальными органами, рядом других министерств и ведомств.

Эти органы государственной власти и управления, еще с последней четверти XX в., используя опыт Советского Союза, а позднее – и других государств, имеющих развитые системы землеустройства и земельного кадастра, рассматривают и регулируют использование земли Китая в единой системе научно обоснованного управления земельными ресурсами государства, включающей в себя учет и оценку земель, планирование и организацию рационального использования земель и их охрану, земельный контроль, осуществляемые через комплекс землеустроительных мероприятий и документации.

При этом соблюдаются следующие основные принципы современной земельной политики, приведенные на рисунке 53. Главным фактором роста экономики Китая является организация рационального использования земельных ресурсов на основе провозглашенного принципа ускоренного формирования и использования «земельного капитала».

Сущность этой политики заключалась в создании рыночных механизмов регулирования землепользования в сочетании с осуществлением государственных мероприятий по включению земли в активный экономический оборот и ее капитализации за счет проведения системы землеустроительных, кадастровых, регистрационных, земельно-оценочных действий, подкрепляемых соответствующими административно-правовыми, социально-экономическими, организационно-хозяйственными мерами со стороны государства.

Государственное управление земельными ресурсами в Китае

Главным базовым законом Китайской Народной Республики, регулирующим земельные отношения, землепользование и земле-устройство в стране, служит Закон об управлении земельными ресурсами КНР, первая редакция которого была принята в 1986 г.

В связи с тем, что в Китае в настоящее время нет Земельного кодекса, этот Закон устанавливает систему регулирования земельных отношений в государстве и основной механизм осуществления земельной политики, которым является землеустройство, определяющее и реализующее основные направления организации рационального использования и охраны земель. Землеустройство отнесено к важнейшей системе государственных мероприятий, обеспечивающей управление земельными ресурсами страны.

Землеустройство включает в себя:

  • планирование использования земель и их охраны;
  • осуществление действий по образованию новых и упорядочению существующих землевладений и землепользований;
  • организацию территорий, используемых сельскохозяйственными организациями и гражданами;
  • контроль за использованием земель.

Основным нормативным правовым документом проведения землеустроительных действий является Закон об управлении земельными ресурсами КНР. Землеустроительные и кадастровые действия проводятся специально созданными для этих целей государственными органами, учреждениями, предприятиями и организациями.

Специфика земельных отношений в Китае, обусловленная политическими, социальноэкономическими, естественноисторическими условиями, определяет существенные особенности построения и функционирования системы управления земельными ресурсами в стране и эффективность проведения землеустройства. Эта система ориентирована на учет государственных и частных интересов в области землепользования, является мобильной и гибкой и быстро подстраивается под изменение социальноэкономической ситуации в стране.

Современные земельные отношения и землеустройство в Китайской Народной Республике регулируются на государственной земельной политики, которую проводит в жизнь земельная служба во главе с Министерством земельных и природных ресурсов KHP.

Министерство земельных и природных ресурсов КНР несет ответственность за планирование, управление, охрану и рациональное использование природных ресурсов, таких как: земельные и водные ресурсы, за недра. Оно имеет центральный аппарат, размещаемый в Пекине, с численностью работников в 15 тыс. человек и территориальные органы во всех провинциях, городах и поселках (около 1 млн человек). В земельной службе, Министерства работают 200 тыс. сотрудников.

Основными функциями Министерства являются:

  1. Разрабатывать и обнародовать законы, постановления и другие нормативные правовые акты, касающиеся управления земельными ресурсами.
  2. Определять политику в области управления, охраны и рационального использования земли, недр и морских ресурсов.
  3. Осуществлять контроль за исполнением земельного и природоресурсного законодательства; реализовывать проекты землеустройства и природообустройства, разрешать земельные и иные споры в сфере землепользования и природопользования.
  4. Разрабатывать и претворять и жизнь политику и правила государства по охране пахотных земель, организовывать охрану ценных сельскохозяйственных земель.
  5. Определять правила ведения кадастра, организовывать землеустройство, проведение кадастровых съемок, вести земельную статистику и динамический мониторинг земель; осуществлять классификацию земель, регистрацию прав, вести учет земельных участков и других объектов.
  6. Разрабатывать правила и осуществлять меры по установлению целевого назначения земли, предоставлению земли в аренду, проведению оценки земель, по передаче и трансформации прав на земельные участки.
  7. Администрировать цены на землю: рыночную и нормативную (кадастровую), проводить аккредитацию земельнооценочных компаний (агентств), устанавливать цены на земельные участки в зависимости от их целевого назначения.
  8. Организовывать и осуществлять надзор за недропользованием.

На Министерство земельных и природных ресурсов КНР возлагаются полномочия в области регулирования земельной собственности и ее оценки, управления земельным рынком и землепользованием для строительных целей, проведения земельных изысканий и организации мониторинга земель, землеустройства на сельскохозяйственных территориях, планирования, развития и управления правами землепользования.

Осуществлять данные полномочия и функции в области регулирования землевладения и землепользования Министерство земельных и природных ресурсов должно через разработку землеустроительной документации, приведенной на рисунке 54.

Государственное управление земельными ресурсами в Китае

В целях планирования и организации рационального использования и охраны земель в 1998 г. при Министерстве земельных и природных ресурсов был учрежден Центр консолидации и реабилитации (восстановления) земель. В провинциях, городах центральною подчинения, автономных районах и муниципальных образованиях действуют Департаменты (управления) земельных и природных ресурсов соответствующих административно-территориальных образований.

Исторически все преобразования земельной службы были связаны с соответствующими решениями Коммунистической Партии Китая. В то время, когда был взят курс на создание единой системы управления земельными ресурсами на всех уровнях государственной власти и на всей территории страны (1980е гг.), был образован Государственный земельный комитет Китая.

В области землеустройства и земельного кадастра Министерство земельных и природных ресурсов Китая решает следующие вопросы:

  • проведение периодических обследований земель и их инвентаризация;
  • качественная оценка земель по плодородию и местоположению; – разработка проектов отводов земель для несельскохозяйственных целей и других проектов территориального (межхозяйственного) землеустройства;
  • территориальное зонирование в сельской местности;
  • поддержание и актуализация сведений земельно-информационной системы КНР;
  • разработка проектов землеустройства территорий коллективных хозяйственных организаций и семейных фермерских хозяйств с организацией севооборотов и устройством территорий сельскохозяйственных угодий (внутрихозяйственное землеустройство);
  • составление рабочих проектов, связанных с использованием конкретных земельных участков для аквакультуры, под террасирование склонов, облесение, залужение, рекультивацию и восстановление земель;
  • разработка природоохранных планов и проектов землеустройства (по консервации земель, защите земель от ветровой и водной эрозии, селей, подтопления, деградации).

Земельнокадастровая система Китая содержит следующую информацию:

  • публичную кадастровую карту;
  • кадастровые планы территорий, дежурные кадастровые карты, кадастровые паспорта земельных участков;
  • материалы, связанные с инфраструктурой пространственных данных;
  • планы границ земельных участков в масштабах: от 1:100000 – в сельской местности и до 1:500 – в городах;
  • данные учета земель;
  • данные регистрации прав и выдачи документов на право землепользования;
  • сведения о бальной оценке земель; – кадастровые правила;
  • порядок ведения земельного кадастра;
  • сведения о подготовке и переподготовке кадров. Финансирование кадастровой системы осуществляется из государственного бюджета КНР, из бюджетов местных властей. На поддержание кадастровой системы выделяются стабильные финансовые ресурсы.

Одним из новых направлений земельной политики Китая является создание фонда инвестирования и развития сельского хозяйства за рубежом и возможное использование средств этого фонда на цели, связанные с использованием новых земель, а именно на:

  • аренду пахотных земель для возделывания сельскохозяйственных культур на территории зарубежных стран;
  • введение в сельскохозяйственный оборот заброшенных земель и новых территорий, пригодных для использования в сельском хозяйстве с последующей долгосрочной арендой этих земель;
  • строительство ирригационных систем и инфраструктурное обустройство территорий для увеличения производства сельскохозяйственной продукции;
  • создание объектов для интенсивного ведения агропромышленного производства (интенсивных садов, теплично-парникового хозяйства, объектов аквакультуры).

Это направление аграрной и земельной политики Китая было определено и рамках Доктрины «выхода за пределы страны», о чем, было объявлено на 4й сессии ВСНП 12 созыва в марте 2016 г. Практически эта работа в настоящее время проводится в ходе осуществления одной тысячи инвестиционных проектов аграрной направленности, реализуемых Китаем одновременно в странах Африки, на сумму 750 млн долл. в год; в Бразилии – на сумму 2,4 млрд долл., на Дальнем Востоке Российской Федерации.

В ходе осуществления аграрных проектов за рубежом земля арендуется, как правило, на длительный срок (49 лет). Производимая продукция делится между арендатором и арендодателем на договорной основе, а техническая поддержка и обеспечение рабочей силой осуществляются, в основном, арендатором.

Учитывая то, что в Китае хорошо представляют себе важность земельных ресурсов для всей экономики страны, руководство государства определило на перспективу четкую и достаточно жесткую земельную политику, в центре которой находится государственное управление земельными ресурсами, направленное на сочетание государственного и рыночного регулирования экономических и земельных отношений.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)