Методы преподавания в начальной школе по Ушинскому

Большое место в творчестве К. Д. Ушинского занимал вопрос о методах преподавания. Правильной организацией процесса обучения он считал ту, которая обеспечивается методами и приемами, вытекающими из психологических особенностей развития познавательной сферы ребенка и отвечающими существу учебных задач.

При работе с учебниками К. Д. Ушинского педагоги активно использовали объяснительно-иллюстративный метод обучения.

Интересно
Сущность этого метода состоит в том, что в процессе учебной работы учитель использует иллюстрации, т. е. наглядное пояснение, или же демонстрирует то или иное учебное пособие, которые могут, с одной стороны облегчать восприятие и осмысление изучаемого материала, а с другой — выступать в качестве источника новых знаний.

В учебных книгах «Родное слово» и «Детский мир» содержится много иллюстраций. В книги для первоначального классного чтения «Детский мир» и «Родное слово» он включил сказки, стихи, басни, деловые статьи, дававшие материал по естествознанию, географии и истории страны.

Научный уровень знаний здесь сочетался с доступностью и яркостью изложения, служил задачам нравственного и эстетического воспитания. В них дан содержательный материал для наблюдений, разработана система логических упражнений. В методических руководствах для учителей К. Д. Ушинский рассмотрел основы методики начального обучения грамоте, письму, счету.

К. Д. Ушинский особое внимание уделил организации первоначального обучения и дал подробный анализ его
организационно-методических компонентов (распределение времени занятий, их продолжительность, распределение занятий между детьми, разными по возрасту, познаниям и развитию, и т. п.). В соответствии со своим представлением об особенностях психологии ребенка К. Д. Ушинский обосновал необходимость в начальных классах школы делать занятия непродолжительными, возбуждающими интерес ребенка, но вместе с тем последовательно приучающими его к мысли, что учение — серьезный труд и обязанность, выполнение которой основывается не на одном интересе и занимательности.

Интересно
Поступая в школу, ребенок еще не готов к самостоятельной умственной работе. Поэтому учителя сначала должны научить ребенка учиться, а потом предлагать ему выполнить задание самостоятельно. Он считал, что в первом классе не следует задавать уроки на дом, лучше выполнять их в классе под руководством педагогов. Это позволит учителю лучше изучить ребенка, заметить, что ему дается легко и что трудно, и на этой основе найти для каждого ребенка наилучшие приемы усвоения нужного материала, привить навыки умственного труда.

Подвижность, неустойчивость психики ребенка, неспособность к длительному напряжению обусловливают необходимость разнообразия занятий в начальной школе, применения различных приемов преподавания, позволяющих избавить детей от неподвижности и скуки.

Первые уроки в школе, по мнению К. Д. Ушинского, должны быть скорее беседами, тон которых должен быть как можно менее формальным, приспособленным к детскому образу мыслей, внушающим ребенку доверие и жажду
познания. К. Д. Ушинский утверждал, что для ребенка овладение грамотой и счетом является серьезным трудом, требующим от него мобилизации всех сил. Огромны заслуги К. Д. Ушинского во внедрении в школу нового, аналитико-синтетического звукового метода обучения грамоте, который применяется в современной школе.

К. Д. Ушинский высоко оценивал роль учителя. Он справедливо считал, что влияние педагога на обучающихся составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить никакими уставами и программами, никакой организацией учебных заведений, что «личность воспитателя значит все в деле воспитания».

К. Д. Ушинский указывал, что деятельность педагога более чем какая-либо другая, нуждается в постоянном воодушевлении: она внешне однообразна, ее результаты сказываются не скоро, в ней сильна опасность, преподавая
из года в год одно и то же, «втянуться и вести преподавание почти механически». Он предостерегал учителей от
этой опасности, звал их к постоянному движению вперед.

Внешне роль школьного педагога скромна, но этот педагог должен осознать великое общественное значение своего труда. К. Д. Ушинский считал, что общество должно относиться к учителю с большим уважением и заботливостью.

Учитель должен быть не только преподавателем тех или иных предметов, но и воспитателем, любить свою профессию, относиться с чувством большой ответственности к делу воспитания, быть образованным человеком, знать педагогику и психологию, обладать педагогическим мастерством и педагогическим тактом.

В статье «Проект учительской семинарии» (1861) К. Д. Ушинский подробно разработал план подготовки учителей для начальных школ. По этому проекту учительские семинарии следует открывать не в крупных центрах, а в не-
больших городах и даже селах, с тем, чтобы соблазны большого города не влияли дурно на воспитанников, а преподаватели всецело отдавались бы работе в учительских семинариях, не отвлекаясь совместительством в других учебных заведениях.

Воспитанниками учительских семинарий должны быть по преимуществу дети крестьян. Для того чтобы лучше
обеспечить нравственное воспитание и большее влияние со стороны преподавателей, воспитанники должны жить в интернате, привыкая к простой, суровой и деятельной жизни.

К. Д. Ушинский наметил широкий круг наук, изучаемых будущими народными учителями в учительских семинариях, а именно: родной язык и литература, арифметика, география, история, естествознание (сведения из ботаники, зоологии, анатомии и физиологии человека, а также некоторые сведения по сельскому хозяйству и медицине).

По проекту К. Д. Ушинского большое место в курсе учительской семинарии занимали науки педагогического цикла: психология, педагогика и методика первоначального обучения. Воспитанники семинарии приобретали навыки
выразительного чтения, красивого письма, рисования, черчения и пения. Педагогическая практика воспитанников семинарии велась в народной школе, существующей при каждой учительской семинарии.

Кроме того, к семинарии прикреплялся ряд ближайших школ, в которых семинаристы также вели педагогическую практику, а окончившие семинарию в течение года работали под руководством преподавателей в качестве начинающих учителей-стажеров. Семинария поддерживала связь с учителями — бывшими ее воспитанниками.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)