Мировые религии как основа традиций культуры и искусства

Буддизм – это самая древняя из мировых религий. Возник буддизм на территории полуострова Индостан, на северо-западе Индии в 5-6 веках до н.э. Появление буддизма связывают с именем Гаутамы Шакьямуни (род. в 563 г. дон.э.). Сиддхартха Гаутама принадлежал к небольшому племени Шакьев, состоявшему, по преданию, из одних кшатриев.

В 29 лет Гаутама покинул свой дом и пустился по свету искать путь к спасению человечества. На седьмом году странствий он достиг просветления и познал четыре священные истины: страдания правят миром; причиной их является сама жизнь с ее страстями и желаниями; уйти от страданий можно лишь погрузившись в нирвану (отрешенность от всех земных забот); существует путь, метод, посредством которого познавший истину может избавиться от страданий и достичь нирваны.

Исстрадавшимся людям импонировало учение о том, что жизнь – страдание. Проповедь Будды о том, что умерение страстей, доброта и благожелательность открывают перед каждым (а не только перед посвященными брахманами, как в брахманизме) путь к истине, а при условии дальнейших усилий, к нирване, имела успех, а учение нового пророка стало быстро распространяться среди населения Индии.

Популярности буддизма в немалой степени способствовало и его промежуточное положение между двумя крайностями: необузданным потаканием собственным слабостям и абсурдным аскетическим угнетением плоти. Отсюда его неизменный успех и его определение, как «среднего пути».

В 3 веке буддизм стал государственной религией в Индии, затем получил распространение на Цейлоне, Афганистане, Туркестане. В 85 году н.э. распространился в Китае, получив название «Фо». В Японии, на Тибете и Монголии буддизм преобразовался в ламаизм.

В пантеоне буддизма огромное количество богов и святых. Сильно развит индивидуальный культ.

В основе этой религии лежит представление о четырёх благородных истинах.

  1. Истина страдания. Вся жизнь есть страдания, включая и её счастливые моменты.
  2. Истина о причинах страдания. Человек страдает, так как одержим разного рода страстями, в том числе и такими, как страх смерти или вера в бессмертие.
  3. Истина о прекращении страдания. Отказавшись от своих страстей и желаний, человек перестанет страдать.
  4. Истина о пути прекращения страдания. Вера в Будду, соблюдение нравственных принципов и отказ от страстей – вот благородный путь истинного буддиста.

Конечная цель – достижение нирваны, просветления – небытия и отсутствия страдания. Основными ступенями к нравственному совершенствованию в буддизме являются: правильный взгляд, правильные стремления, правильная речь, правильные поступки, правильная жизнь, правильная память, правильные размышления.

Каменное зодчество Древней Индии представлено в основном памятниками культового назначения. Самыми распространёнными из них были ступы, пещерные храмы и монастыри. Ступа – это буддийское архитектурное сооружение, воздвигаемое в честь лица или события, чтимого буддистами. С первых веков до н.э. известны полусферические ступы, позже – башнеобразные (Большая ступа в Санчи – 3-2 вв. до н.э.)

С 1 века н.э. во многих художественных школах Индии возникает тизображение Будды в человеческом образе. В период правления Гуптов фигура Будды становится скульптурным воплощением буддийского учения, приобретая изысканность и утончённость. Школа матхуры изображала Будду с грубым широким крестьянским лицом.

Содержание росписей в храмах, как правило, представляли собой эпизоды из жизни Будды и из историй о прежних существованиях Великого Учителя. Иудаизм (еврейская религия) – одна из древнейших религий мира, давшая начало христианству и исламу. Зародился около XI века до Рождества Христова.

По преданию, изложенному в «Пятикнижии», основателем иудаизма был пророк Моисей, выведший евреев с помощью Бога Иеговы (Ягве, Иагве) из египетского рабства. На горе Синай Моисей получил через Откровение 10 заповедей. Эти заповеди стали нравственной основой христианской религии и ислама.

Всё предание было позже изложено в библейском Ветхом завете. Многие из эпизодов Ветхого завета воплотились в творчестве замечательных мастеров самых разных эпох («Ветхозаветная Троица» в древнерусской иконописи, Боттичелли «Сцены из жизни Моисея», гравюры Г.Доре, иллюстрирующие Ветхий завет, Микеланджело «Давид», Донателло «Давид», Я.Тинторетто «Адам и Ева», А.Дюрер «Адам и Ева», А.Иванов «Иосиф, толкующий сны заключённым с ним в темнице виночерпию и хлебодару»).

Интересно
Христианство – вероучение, исходящее от Иисуса Христа, возникло на заре новой эры. Христос – греческий перевод слова Мессия – помазанник Божий. Христианская культура обосновывает абсолютную значимость человека, его творческих возможностей и свободы выбора как личности, сотворённой Богом «по Своему образу и подобию».

Зародилось христианство в недрах Римской империи, и в высшем обществе поначалу было принято враждебно. В течение трёх веков христиане подвергались жестоким гонениям. Однако проникновение христианства в армию заставило императора Константина Великого (306-337) издать ряд указов, гарантировавших христианам свободу вероисповедания.

Торжество христианства наступило при Валентиниане, Грациане, Феодосии I и Юстиниане. Центром христианства был провозглашён Рим, а римский епископ стал именоваться папой.

Постепенно христианство вышло за пределы Римской империи и получило распространение в Армении и Грузии. Для приостановления раскола внутри христианской церкви был основан и в 325 году созван Первый Вселенский Собор. Седьмой Вселенский Собор в 787 году в Никее осудил иконоборцев.

Самыми почитаемыми отцами христианской церкви были Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн
Златоуст, св.Амвросий, Иероним. Представители духовенства больших городов были наделены особыми правами и титулом патриарха (римский, константинопольский, иерусалимский). Иерархические и догматические разногласия привели к разделению церквей на западную или римско-католическую и восточную (греческую) или православную 1054 год).

Наиболее крупными конфессиями внутри христианства являются православие, католицизм и протестантизм. Центральными догматами христианства являются представления о триединстве Бога – Троице (Бог-Отец, Бог-Сын и Дух Святой) и о богочеловеческой природе Иисуса Христа, искупление, Воскресение и Вознесение Иисуса Христа.

Христианское вероучение отрицает распространённую в других религиях идею о многократном перевоплощении человека после смерти. Постулаты, изложенные в Библии, для всех христиан являются неоспоримой истиной. Католики и православные, в отличие от протестантов, считают церковь проводником этих истин, признают святость мощей и икон.

Протестанты – последователи немецкой реформации – отрицают иконопочитание и утверждают возможность общения человека с богом без посредничества церкви.

Протестанты также декларируют равенство всех верующих перед Богом и оправдание грехов верой. Католицизм настаивает на примате божественного начала в Иисусе Христе над человеческим, исповедует учение о непорочном зачатии Девы Марии и её телесном Вознесении. Богослужения и молитвы произносятся только на латинском языке. Переводы на другие языки верующих католиков стали допустимы лишь после Реформации.

Особо следует отметить влияние православия на развитие древнерусской литературы. Славянская письменность стала важным средством общения Руси с культурными центрами других государств.

Интересно
Ислам (мусульманство) – («предание себя Богу или покорность») – религия, возникшая в 7 веке нашей эры. Распространён, главным образом, в арабских странах, в Азии и в Африке, в Сирии, Персии, Египте и частично в Испании. Основоположник этой позднейшей мировой религии – пророк Мухаммед.

Родился он в небогатой семье торговца в Мекке, где жили иудеи, христиане, ханифы – аскеты. В 40 лет он стал публично проповедовать, выступая с идеей Аллаха – единого бога для всех арабов. Следовавшие за посланником Аллаха стали называть мусульманами (от араб. «муслим» – отдавший себя).

Образованная Мухаммедом небольшая община подвергалась нападкам от жителей и правителей Мекки, и через 10 лет с начала проповедей он был вынужден переселиться в 622 г. в Медину. Здесь мусульманская община стала быстро развиваться, и во второполовине VII в. превратилась в государство во главе с халифом.

Со второго года переселения (хиджры) молящиеся стали поворачиваться при молитве в сторону Каабы в Мекке. В 630 г. Мухаммад с Абу Бакром совершил поход в Мекку, проехал до Каабы и совершил семикратный обход вокруг нее. Все языческие идолы из святыни были выброшены. В 632 г. Мухаммед умер, после его смерти его преемником стал Абу Бакр. В 634 г. он, умирая, передал власть второму халифу Умару ибн ал-Хаттабу. К этому времени ислам распространился на всем Аравийском п-ве.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)