Воспитание средствами художественного слова
Воспитание средствами художественного слова также имеет свою историю. Одним из первых авторов, обратившихся к искусству слова как к средству общего и художественного образования и воспитания был Ф. Прокопович. В 1720 году издал букварь «Первое учение отроком».
Ф. Прокопович принимал деятельное участие в открытии Академии наук в 1725 году. В своём доме открыл школу для детей-сирот «всякого звания». Ярким даром художественного слова обладал М. Ломоносов, оставивший не только замечательные образцы поэтических сочинений, но и обогативший русскую словесность неповторимыми образами и поучительными трактатами в области художественного образования.
М. Ломоносов стал основателем Московского Университета в 1754 году. Его труды «Краткое руководство к красноречию» и «Российская грамматика» – настольные книги любого филолога. Талантливым педагогом и организатором российского просвещения был Ф.И. Янкович де Мириево. Им был составлен «Российский букварь…».
В букваре даны краткие «нравоучения» в виде художественных рассказов, сказок («Медведь и пчёлы»), краткие повести, церковная и гражданская азбука и т.п. Русский педагог, литератор и общественный деятель В.П. Острогорский создал свою систему литературного образования и эстетического воспитания, начиная с младшего школьного возраста и до выпускных классов средней школы.
Для отечественной педагогики значительной оказалась его концепция развития творческой самостоятельности учащихся как основы их духовного развития. Идеологический последователь А.Н. Радищева А.Ф. Бестужев определил сущность нравственного воспитания в современном ему обществе, роль примера при воспитании, значение книги, художественного слова в обучении и формировании личности, пути умственного воспитании и т.д
Последователями идей К.Д. Ушинского в области школьного образования и воспитания, в том числе и художественного, были замечательные русские педагоги В.П. Вахтеров и Н.Ф. Бунаков, создавшие свои концепции духовного развития личности, отраженные в трудах: «Основы новой педагогики», «Мир в рассказах для детей», «Русский букварь» (В.П. Вахтеров). «Родной язык как предмет обучения в начальной школе с трехгодичным курсом» (Н.Ф. Бунаков).
Богатство русской природы, любовь к родным просторам, патриотические чувства воспитывали средством художественного слова великие русские писатели и поэты. Так, А.Одоевский и В.Жуковский, А.Пушкин и М.Кольцов, М.Лермонтов и Н.Некрасов, Ф.Тютчев и А.Фет, И.Бунин и А.Блок, С.Есенин и В.Брюсов уже в младшем школьном и даже дошкольном возрасте радуют детей своим высоким искусством образного художественного слова, направляя их сердце и ум в нужное русло.
Слова замечательного русского поэта Ф.Тютчева, как нельзя лучше, говорят о воспитательной, созидательной и нравственной силе художественного слова. «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся и нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать!».
- Становление национальной системы художественного образования и воспитания
- Система художественного образования как отражение социокультурной среды
- Основы художественного восприятия
- Основные этапы развития отечественной культуры
- Изучение самобытных проявлений художественного гения разных народов в конкретно историческую эпоху от древности до наших дней
- Общие закономерности художественного развития человечества в контексте его социальной и культурной истории
- Мировые религии как основа традиций культуры и искусства
- Понятия
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу