Воспитание средствами художественного слова

Воспитание средствами художественного слова также имеет свою историю. Одним из первых авторов, обратившихся к искусству слова как к средству общего и художественного образования и воспитания был Ф. Прокопович. В 1720 году издал букварь «Первое учение отроком».

Важным трудом, направленным на системное художественное образование в учебных заведениях России было научное исследование «О поэтическом искусстве». Автор призывал к краткости и образности изложения содержательного материала любой дисциплины по законам поэтического искусства.

Ф. Прокопович принимал деятельное участие в открытии Академии наук в 1725 году. В своём доме открыл школу для детей-сирот «всякого звания». Ярким даром художественного слова обладал М. Ломоносов, оставивший не только замечательные образцы поэтических сочинений, но и обогативший русскую словесность неповторимыми образами и поучительными трактатами в области художественного образования.

М. Ломоносов стал основателем Московского Университета в 1754 году. Его труды «Краткое руководство к красноречию» и «Российская грамматика» – настольные книги любого филолога. Талантливым педагогом и организатором российского просвещения был Ф.И. Янкович де Мириево. Им был составлен «Российский букварь…».

В букваре даны краткие «нравоучения» в виде художественных рассказов, сказок («Медведь и пчёлы»), краткие повести, церковная и гражданская азбука и т.п. Русский педагог, литератор и общественный деятель В.П. Острогорский создал свою систему литературного образования и эстетического воспитания, начиная с младшего школьного возраста и до выпускных классов средней школы.

Для отечественной педагогики значительной оказалась его концепция развития творческой самостоятельности учащихся как основы их духовного развития. Идеологический последователь А.Н. Радищева А.Ф. Бестужев определил сущность нравственного воспитания в современном ему обществе, роль примера при воспитании, значение книги, художественного слова в обучении и формировании личности, пути умственного воспитании и т.д

Интересно
Отечественная педагогика от истоков своего становления тщательно изучала возрастные особенности психического развития школьников, предъявляя определенные требования к педагогическому руководству их воспитанием и образованием. Проблема эстетического развития личности нашла отражение в работах таких замечательных отечественных педагогов, как П.П. Блонский, Н.Ф. Бунаков, В.П. Вахтеров, П.Ф. Каптеров, П.Ф. Лесгафт, К.Д. Ушинский и др.
Важными методами работы с младшими школьниками К.Д. Ушинский считал доступность и яркость изложения, что в сфере художественного образования и воспитания играет особенно важную роль. К. Ушинский был автором многих дидактических сказок и рассказов, содержание которых средствами выразительного художественного слова было направлено на формирование духовного мира ребёнка.

Последователями идей К.Д. Ушинского в области школьного образования и воспитания, в том числе и художественного, были замечательные русские педагоги В.П. Вахтеров и Н.Ф. Бунаков, создавшие свои концепции духовного развития личности, отраженные в трудах: «Основы новой педагогики», «Мир в рассказах для детей», «Русский букварь» (В.П. Вахтеров). «Родной язык как предмет обучения в начальной школе с трехгодичным курсом» (Н.Ф. Бунаков).

Русское народное поэтическое творчество, искусство «сказителей», знавших на память до 10 тысяч стихов, песенников закладывало генетическую основу нравственных ценностей русского народа. Многообразие жанров устного народного творчества до сих пор является основой профессионального литературного ремесла.

Богатство русской природы, любовь к родным просторам, патриотические чувства воспитывали средством художественного слова великие русские писатели и поэты. Так, А.Одоевский и В.Жуковский, А.Пушкин и М.Кольцов, М.Лермонтов и Н.Некрасов, Ф.Тютчев и А.Фет, И.Бунин и А.Блок, С.Есенин и В.Брюсов уже в младшем школьном и даже дошкольном возрасте радуют детей своим высоким искусством образного художественного слова, направляя их сердце и ум в нужное русло.

Слова замечательного русского поэта Ф.Тютчева, как нельзя лучше, говорят о воспитательной, созидательной и нравственной силе художественного слова. «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся и нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать!».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)