Общие закономерности художественного развития человечества в контексте его социальной и культурной истории

На протяжении своего существования, человечество постоянно находилось в развитии. Его художественное развитие, определяющее так называемую «модель мира» (мировоззренческая установка), в контексте социальной и культурной истории является предметом исследования различных направлений или школ культурологии.

Восточная культура имеет свою мировоззренческую «модель мира», своё специфическое понятие о сущности культуры. Так, древнекитайский философ Конфуций (551-479 гг. до н.э.) одним из критериев, определяющих нравственные ценности общества, считал обладание «жень» – «спокойно-самодостаточная» любовь к людям и ко всему сущему. В Индии моральным образцом считалась «драхма» – долг, порядок, нравственный закон.

Античные представления о культуре закрепились в мифологической картине мира. В Древней Греции понятие «культура» ассоциировалось с нравственной культурой, отличавшей людей от животных.

Само слово «культура» появилось в Древнем Риме и означало результат деятельности людей в отличие от природного мира. Главной функцией культуры считалось «преобразование человеческого разума», что отождествляло её с образованием и воспитанием, направленным на усвоение нравственных норм, на воспитание чувства меры, гармонии и порядка.

Древнеримский оратор и философ Цицерон (106-43 гг. до н.э.) считал, что процесс «окультуривания» человечества направлен на «совершенствование души при помощи философии и красноречия».

Интересно
В Средневековье культура стала символом культа, так как целью жизни человека стало постоянное духовное совершенствование через познание Бога. Культура рассматривалась с точки зрения соответствия её универсальным христианским ценностям. Средневековью мир обязан рождением идеи превосходства европейской культуры над другими культурами – «европоцентризма».

В эпоху Возрождения мировоззрение основывается на идее, что человек – творец мира, культуры и самого себя и в этом равен Богу. В конце XVII века понятие «культура» всё чаще обозначает высокий уровень воспитанности, образованности и просвещённости человека.

Итальянский мыслитель Джамбаттисто Вико (1668-1744) считал, что существуют общие параметры, что делает возможным сопоставление различных культур. Это, например, общие для всех обычаи и традиции: вероисповедание, обряды бракосочетания и погребения. В своём развитии, считал он, любая культура имеет строгие границы и проходит через три этапа: Век богов – Золотой век, Век героев – Серебряный век (эпоха аристократического правления, нарастания религиозных конфликтов, технического прогресса и изобретательства), Эпоха людей – железный век (дифференциация религий, их частичная замена наукой, активное развитие техники и торговли, взлёт культуры в этот исторический период становится её концом).

Каждое государство проходит эти периоды развития культуры в свой исторический период. По этой теории в первой четверти XVIII века все европейские культуры доживали последний век, Россия и Япония находились в эпохе героев, народы Севера и Юга – в эпохе богов.

В Европейской культуре одним из главных направлений было натуралистическое. Сутью этой мировоззренческой установки являлось утверждение, что человек как часть природы должен подчиняться её законам.

Ярким представителем этого направления был Ж.-Ж.Руссо (1712-1778) . В эпоху Просвещения в Европейской культуре была сформирована модель мира, в которой человек выступает как существо «разумное», обладающее  неограниченными возможностями познания и преобразования мира.

Представителями так называемого «рационального» направления был немецкий просветитель И.Г. Гердер (1744-1803). По его мнению, культура есть способ реализации человеческого гения, транслирующего духовные ценности через речь.

Уровень культуры учёный рассматривал как результат взаимодействия науки, искусства и религии. Формирующую роль в культуре И.Г. Гердер отводил человеку, а весь исторический процесс – процесс развития человеческого разума.

Немецкий философ И. Кант (1724-1804) считал культуру совокупностью духовных ценностей и инструментом для осуществления нравственного долга человека. По его мнению, деятельность гениев эпохи является критерием прогресса в культуре.

Идеалистическое направление достигло высшей формы развития у выдающегося немецкого мыслителя Г. Гегеля (1770-1831). По мнению учёного, культура характеризовала уровень развития человеческого разума под воздействием высших сил.

Немецкие романтики выдвинули на первый план эстетическое начало культуры. Ф. Шеллинг (1775-1854), братья А. и Ф. Шлегели (1767-1845; 1772- 1829) считали художественную деятельность средством преодоления животного начала в человеке. Ф. Шиллер (1759-1805) призывал к гармонии физического и нравственного начал в человеке.

Считал показателем подлинной культуры ее синкретизм (целостность) и этическое отношение к действительности. Марксистская концепция была заложена философом и экономистом К. Марксом (1818-1883), дополнена Ф. Энгельсом (1820-1895) и развита в трудах В. Ленина.

Эта школа рассматривала культуру на основе учения об общественноэкономических формациях – ступеней развития общества, характеризующихся определённым уровнем развития экономики. К. Маркс объединил в понятии «культура» духовно-творческую деятельность человека и материальную практику.

По его мнению, культура носит классовый характер. Есть две культуры, постоянно борющиеся между собой. Культура угнетённого класса несёт в себе прогрессивные тенденции, угнетатели – консервативные. Ф. Ницше (1844-1900) рассматривал культуру как специфический способ адаптации человека к жизни.

Интересно
В основании культуры, по его мнению, лежат язык и символ. Вершина человеческого развития – человек будущего, сверхчеловек. Ф.Ницше называл в числе людей, сменивших в своё время культурные ориентиры человечества, таких, как Цезарь, А.Македонский, Платон, Сократ. Андрогенный человек – сверхчеловек, способный избавится от диктата культуры.

Преодоление культурного кризиса Ф. Ницше видит в идее о европейском нигилизме, пересмотре всех существующих ценностей. Ф. Ницше вводит понятие контркультуры, которая, как он считает, предоставляет больше свободы для самореализации личности, высвобождения подсознательных сил из-под социального контроля.

Развитие культурологии ХХ века тесно связано с философией. Появилось множество новых теорий и школ, раскрывающих сущность культуры и определяющих перспективы её развития.

Ведущим представителем культурологии как «философии жизни» был О. Шпенглер (1880-1936). Одно из ключевых положений концепции Шпенглера – идея души культуры (объективного Духа), Возникающей по воле Всевышнего, чтобы выполнить свою историческую задачу.

По-мнению Шпенглера, не всякий народ способен создать собственную культуру. За всю историю человечества существовало лишь восемь типов культур, достигших своего завершения – египетская, китайская, индийская, античная, западноевропейская, майя. Русская
культура, считал О.Шпенглер, находится в стадии зарождения.

Каждая культура «живёт» около тысячи лет и имеет три стадии развития: подготовительный, собственно культуры и период упадка. По-мнению учёного, империализм – высшее выражение цивилизации. Религия – важнейшая сущность любой культуры и атеистические тенденции в обществе есть яркий признак её угасания.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)