Основы художественного восприятия
Реализация духовных потенциалов личности начинается с активного осознанного художественного восприятия. Зная приёмы, подходы и закономерности развития восприятия, учитель может управлять этим процессом, направлять ребёнка в том или ином направлении, подсказывать ему и т.д.
Осознанность и глубина художественного восприятия зависит в значительной степени от умения произвести анализ художественного произведения. Последующий его анализ реализует следующий потенциал личности, выраженный в способности к оценке художественного произведения и обусловливает потребность в творческом созидании, самовыражении.
Е.П. Назайкинский считает, что художественное восприятие представляет собой активный процесс, своего рода психическую функцию, определяемую целями, задачами деятельности, зависит от конкретных внешних и внутренних условий, от личностной установки воспринимающего.
При отборе художественных произведений для глубокого эмоциональнохудожественного восприятия на уроках искусства необходимо руководствоваться критериями их ценности. Е.П.Назайкинский выделяет в качестве важнейшего критерия ценности художественного произведения отражение в нем сенсорного опыта человечества (опыта органов чувств).
Под сенсорным эталоном понимаются выделенные человечеством в процессе его культурного развития представления о качествах и свойствах предметов и явлений, имеющих важнейшее значение для практических целей и целей познания. Эти представления, по мнению ученого, и фиксируются в системе оценок и подходов. Назайкинский подчеркивает социальную детерминированность сенсорных
эталонов.
Еще в 70-е годы Д.Б. Кабалевский крайне точно и многосторонне определил значение восприятия музыки в своей концепции музыкального воспитания детей.
Развивая музыкальное восприятие школьников, педагог может научить их воспринимать целостный образ музыкального произведения, его настроение, характер, средства выразительности, и многое другое. Выделяют пять структурных компонентов музыкального восприятия: эмоциональная отзывчивость на музыку, мышление, музыкальный слух, способность к творчеству и память.
- Воспитание средствами художественного слова
- Становление национальной системы художественного образования и воспитания
- Система художественного образования как отражение социокультурной среды
- Основные этапы развития отечественной культуры
- Изучение самобытных проявлений художественного гения разных народов в конкретно историческую эпоху от древности до наших дней
- Общие закономерности художественного развития человечества в контексте его социальной и культурной истории
- Мировые религии как основа традиций культуры и искусства
- Понятия
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу