Основы художественного восприятия

Реализация духовных потенциалов личности начинается с активного осознанного художественного восприятия. Зная приёмы, подходы и закономерности развития восприятия, учитель может управлять этим процессом, направлять ребёнка в том или ином направлении, подсказывать ему и т.д.

Однако не стоит забывать, что развитие восприятия – это сложный процесс, в котором участвуют многие органы чувств. Психологи определяют термин «восприятие» как «психический познавательный процесс отражения в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении»

Осознанность и глубина художественного восприятия зависит в значительной степени от умения произвести анализ художественного произведения. Последующий его анализ реализует следующий потенциал личности, выраженный в способности к оценке художественного произведения и обусловливает потребность в творческом созидании, самовыражении.

Е.П. Назайкинский считает, что художественное восприятие представляет собой активный процесс, своего рода психическую функцию, определяемую целями, задачами деятельности, зависит от конкретных внешних и внутренних условий, от личностной установки воспринимающего.

При отборе художественных произведений для глубокого эмоциональнохудожественного восприятия на уроках искусства необходимо руководствоваться критериями их ценности. Е.П.Назайкинский выделяет в качестве важнейшего критерия ценности художественного произведения отражение в нем сенсорного опыта человечества (опыта органов чувств).

Под сенсорным эталоном понимаются выделенные человечеством в процессе его культурного развития представления о качествах и свойствах предметов и явлений, имеющих важнейшее значение для практических целей и целей познания. Эти представления, по мнению ученого, и фиксируются в системе оценок и подходов. Назайкинский подчеркивает социальную детерминированность сенсорных
эталонов.

Развитие музыкального восприятия играет первостепенную роль в музыкальном развитии детей и является основой формирования их музыкальной культуры.

Еще в 70-е годы Д.Б. Кабалевский крайне точно и многосторонне определил значение восприятия музыки в своей концепции музыкального воспитания детей.

«Активное восприятие музыки – основа музыкального воспитания в целом, всех его звеньев, – указывал он. -Только тогда музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда дети научатся по-настоящему слышать и размышлять о ней… Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки – одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний духовный мир учащихся, их чувства и мысли. Вне слышания музыка как искусство вообще не существует. Бессмысленно говорить о каком-либо воздействии музыки на духовный мир детей и подростков, если они не научились слышать музыку как содержательное искусство, несущее в себе чувство и мысли человека, жизненные идеи и образы»

Развивая музыкальное восприятие школьников, педагог может научить их воспринимать целостный образ музыкального произведения, его настроение, характер, средства выразительности, и многое другое. Выделяют пять структурных компонентов музыкального восприятия: эмоциональная отзывчивость на музыку, мышление, музыкальный слух, способность к творчеству и память.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)