Понятия

Психолог А.Н. Леонтьев дает такое определение понятию «личность»: «Личность – система связей деятельностей индивида, порожденных не биологическими, но теми общественными отношениями, в которые вступает индивид. Личность человека возникает в ходе развития его жизни».

Учеными подчеркивается, что личность – субстанция динамическая,  меняющаяся, развивающаяся. Существует три фактора развития личности:

  • наследственность;
  • среда;
  • организованное обучение и воспитание.

Имея в качестве главных своих источников наследственность и окружающую среду, она пребывает в постоянном движении, развитии, в ходе которого преображается, обретая новые качества и свойства и углубляя творческий потенциал.

Соприкасаясь с внешней средой, воздействуя на нее, личность одновременно воздействует и на себя – преображая мир, она сама преображается.

Основные направления развития личности:

  • физическое;
  • социальное (психическое, духовное, интеллектуальное изменение).

Каждая личность индивидуальна. В художественно-творческих видах деятельности роль личности исключительно велика. Ибо в произведении искусства всегда растворена конкретная личность того, кто его создал, что и отличает художественный шедевр от абстрактной научной закономерности.

Не будь гения А.С. Пушкина, не существовало бы «Евгения Онегина», не родись в 1452 г в Венеции Л. Да Винчи, не было бы «Моны Лизы» и т.д. Вот что читаем в трудах философа М.С. Кагана: «Известный принцип «незаменимых людей нет» верен по отношению ко всем областям деятельности, кроме художественно-творческой. В самом деле, практика показывает, что рабочего, инженера, врача, организатора, спортсмена, ученого может с большим или меньшим успехом заменить другой, столь же квалифицированный представитель данной профессии.

Болезнь или смерть слесаря, начальника цеха, директора завода, хирурга не приостанавливает процесса производства или лечения больных. Даже в сфере науки – этой тончайшей и сложнейшей духовной деятельности человека, в которой особенно велика роль индивидуальной одаренности, – личность ученого является в конечном счете заменимой…Художник в своем творчестве поистине незаменим – никто другой не сделает за него того, что способен сделать лишь он сам.

Всякое подлинно художественное произведение столь же неповторимо и незаменимо, как личность его творца, как человеческая жизнь вообще». Акмеология (наука о ценности личности, о ее совершенствовании испособности оптимально осуществлять свою профессиональную деятельность, выполнять социальную роль, жить полноценной жизнью) ставит проблему культуры личности как результат ее развития и как результат способа ее жизнедеятельности.

Наиболее существенное в данной постановке вопроса – соотнесение личности как достигшей уровня культуры с современными техническими, социальными, профессиональными условиями жизнедеятельности (А.А. Дергач, Е.Б. Старовойтенко, А.Ю. Кривокулинский).

При этом культура становится не просто способом деятельности, заимствованным опытом, а новым качеством, новообразованием личности. Философы рассматривает проблему взаимоотношения личности и культуры с точки зрения усвоения личностью культуры, с одной стороны, и творческое создание личностью таких образцов, которые затем становятся достоянием человеческой культуры, с другой.

  • В современной науке существует достаточно большое количество определений понятия «культура». Так, В.А. Соколов определил данный термин как «специфический способ организации человеческой деятельности, проявляющийся:
    • в духовных и материальных ценностях;
    • в системе социальных норм и учреждений;
    • в совокупности межличностных отношений, к окружающему миру, к самим себе».

Т.о., можно сказать, что культура – это всё, что создано человечеством в духовной и материальной сферах. Тем не менее, всякая культура, по утверждению философа Н.А. Бердяева, имеет духовную основу и является продуктом творческой работы духа.

«Культура, – писал учёный, – есть живая судьба народов»

Существует наука о культуре – культурология, которая рассматривает вопросы происхождения и функционирования культуры. Национальная культура – совокупность символов, верований, ценностей, норм поведения, которые характеризуют духовную жизнь человеческого сообщества в той или иной стране.

Мировая культура – синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, от древних цивилизаций до наших дней.

Так, с точки зрения среды, в которой формируется, распространяется и потребляется культура, культурологи выделяют три её вида:

  • народная (фольклорная) культура – сказки, песни, фольклор, традиции,обряды мифы;
  • элитарная культура образованной части населения – закрытая, аристократичная;
  • массовая культура – культура быта, развлечений, информации (ТВ, радио, спорт кинематограф, массовая литература).

Все эти виды активно взаимодействуют. Так, народные мотивы и гармонические обороты активно используются в элитарной классической музыке, особенно в ХIХ в. – 1 пол. ХХ вв. Массовая культура популяризирует произведения элитарной культуры: обработки классических музыкальных произведений для электроинструментов, их использование как позывных сотовых телефонов, репродукции произведений живописи на футболках, современные интерпретации произведений оперной классики.

Интересно
М.С. Каган в любом типе культуры выделяет три слоя: материальный(средства производства, одежда, быт, средства общения), художественный и духовный (наука, религия, искусство). Так, художественная культура (например, произведение искусства), по мнению учёного, объединяет в себе материальный и духовный слои.

Понятие «художественная культура» появилось в конце 60-х – начале 70-х годов ХХ столетия и стало связующим звеном между культурой в целом и искусством, как одного из мощнейших источников духовного развития личности. Художественная культура – самый яркий вид культуры, сохраняющий в образно-символической форме культурные ценности, созданные людьми разных исторических эпох.

Художественная культура включает художественные идеалы и ценности, имеющие эстетическую природу. В основе эстетической оценки лежит представление о прекрасном, имеющем социально-историческую ценность. Хотя есть такие художественные ценности, эстетическая ценность которых имеет непреходящий характер: шедевры мирового искусства Венера Милосская, Мона Лиза, музыка А. Моцарта и мн. др.

Художественная культура включает в себя разные подсистемы:

– искусство как особый род творческой деятельности и результаты этой деятельности в преобразовании мира по законам красоты (прикладное искусство или дизайн – более 100 видов: флористика, кулинарное искусство; чистое искусство – 7 видов: архитектура, ИЗО, музыка, литература, танец, театр, кинематограф).

Результат творческой деятельности в сфере чистого искусства – художественный образ, присущий всем видам и жанрам искусства, в нем  отражается мироощущение и мировоззрение автора; образовательные учреждения, обучение в которых позволяет приобщиться к художественным традициям (издательские учреждения, организации, осуществляющие концертно-выставочную деятельность, училища, художественные вузы, консерватории, творческие союзы и др.).

В системе культуры мы выделяем искусство как один из мощнейших источников духовного развития личности. Оно отражает уровень развития культуры в целом на любом историческом этапе. Искусство связывает процессы творчества и восприятия, характеризуя как человека, так и создаваемую им вокруг себя предметную среду – материальную, духовную и художественную.

Искусству свойственен ряд социальных функций:

  • формирования социальных качеств и сущностных сил личности как общественного существа;- формирования духовного мира человека, его мировоззрения и мироощущения;
  • созидательная функция искусства как способность выработки художественно-установочных механизмов воздействия на поведение человека;
  • функция позитивного эмоционально-интеллектуального воздействия;
  • преобразования, изменения культурного потенциала общества;
  • нравственного и эстетического ценностного ориентирования установления соответствия между духовным опытом и уровнем художественного развития создателя и потребителя культуры;

В педагогическом аспекте следует особо подчеркнуть:

  • воспитательно-образовательную функцию искусства;
  • функцию целенаправленного духовного развития личности учащегося средствами искусства;
  • ценностно-ориентационную;
  • познавательную;
  • функцию приобщения личности учащегося к национальной культуре;
  • прогностическую;
  • функцию стимулирования творческого саморазвития личности учащегося.

Мировая художественная культура – не просто сумма национальных культур, это постоянное их взаимодействие. Каждый народ говорит с другим народом, с людьми, разделенными веками особым языком своей культуры. Этот универсальный язык культуры должен быть понятен всем.

К концу ХХ века созрели предпосылки для создания теории и истории мировой художественной культуры и способов ее освоения. В школы и ВУЗы России введен учебный предмет «Мировая художественная культура».

В конце 80-х годов при ЛГПИ им. Герцена открылась своего рода научноисследовательская лаборатория по изучению проблем преподавания «Мировой художественной культуры в Российских педвузах и школах. Решались вопросы о четком определении самого понятия «Мировая художественная культура»; о целях, задачах и содержании «Мировой художественной культуры» как учебной дисциплины; о подготовке учительских кадров для вузов и школ.

Интересно
Рассматривались различные научные концепции многоаспектного и разностороннего изучения художественной культуры. Одним из самых распространенных подходов к рассмотрению процессов развития мировой художественной культуры является антологический, трактующий МХК как галерею великих художественных достижений человечества, имеющих универсальное культурное значение.

Конгломеративный подход (от лат. «конгломерат» – соединение разнородных частей, предметов или явлений) – предполагает понимание МХК как слагаемое событий, имен и фактов этнической искусствосферы всех времен. Компаративистский подход (от лат, «компаратиус» – сравнительноисторический метод в философии) – нацелен на выявление различных форм взаимодействий и взаимовлияний культур.

Всеобще-типологический подход рассматривает мировую художественную культуру как сложную, многообразную, целостную систему, развивающуюся на протяжении всей истории человечества. В связи с этим мировая художественная культура рассматривается как категория историческая.

Адекватное изучение мировой художественной культуры предполагает учёт всех названных концепций.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)