Основные этапы развития отечественной культуры

Языческая культура древних славян сложилась в 6-7 вв. на территории от Балкан до бассейна Волги, от Прибалтики до Северного Кавказа. Особенностью Руси было её «серединное» положение между Западом и Востоком, что повлияло на самобытность традиций русской культуры.

Языческая религия лежала в основе мировоззрения наших предков. С помощью скульптуры, резьбы, чеканки создавались изображения, имеющие магическую власть над силами природы. На кровлях жилищ вытёсывались изображения птиц и конских голов. Обряды сопровождались заговорами, пением, пляской, игрой на музыкальных инструментах, театрализованным действием.

Строились многокупольные языческие деревянные храмы, служившие в основном местом хранения предметов культа. В IX веке в результате объединения русских земель с центром в Киеве стала образовываться восточно-славянская древнерусская народность. Крещение в 988 году стало переломным моментом в истории и культуре Киевской Руси.

Принятие христианства способствовало активному развитию храмовой архитектуры, монументальной мозаики, фрески, иконописи, музыки илитературы. Крестово-купольный Киевский собор Св.Софии был разделён на пять нефов и увенчан тринадцатью позолочёнными куполами. Алтарь, центральный купол и стены храма были украшены разноцветной фресковой росписью и мозаикой из драгоценных камней. Позже подобные соборы были построены в Новгороде и Полоцке.

В ювелирном искусстве были изобретены новые художественные технологии: скань, литьё, чеканка, ковка, гравировка по серебру. Процветало Кузнечное дело.

К X веку в устном народном творчестве возник эпический жанр былины. Само введение на Руси единой письменности стало своеобразным культурным переворотом. Появилась славянская азбука (Кирилл и Мефодий). В XI-XII веках письменная литература на Руси достигла своего расцвета.

Действующие лица древнерусских литературных произведений – исторические лица. Киевскую Русь называли «книжной страной», городское население было грамотным.

К середине XII века Русь распалась на княжества, в XIII веке оказалась под монголо-татарским игом и утратила государственную самостоятельность. В сфере искусства свободно развивалось только народное творчество.

Культура Московской Руси (XIV-XVII вв.) В XIV-XV веках на северовостоке Руси после свержения монголо-татарского ига формируется
централизованное государство Московская Русь. Появляются художественные школы, расцветает зодчество и иконопись (Феофан Грек расписал более 40 церквей, «Троица» Андрея Рублёва). Появляются Успенский и Благовещенский соборы, Грановитая палата, стены Кремля, собор Василия Блаженного с богатыморнаментальным украшением. Шатровые храмы в отличие от крестовокупольных не имели внутри столбов, и вся масса здания держалась на фундаменте (Покровский собор Василия Блаженного).

Духовными символами Москвы становятся Сергий Радонежский и князь Дмитрий Донской. С венчания на царство Иоанна Грозного Русь стала называться Россией.

Появляется светская литература: историко-бытовая повесть, переводной роман. С начала XV в. начинается летописание Москвы. В живописи тоже просматриваются светские мотивы – исторические и бытовые сюжеты, в росписях и миниатюре – природный ландшафт. Происходит процесс обмирщения искусства. Тесно переплетается народное, профессиональное и церковное искусство.

Искусство XVII века становится более светским и декоративным. Архитектурные сооружения украшаются нарядными декоративными деталями. Появляется новый архитектурный стиль «дивное узорочье». Бурно строятся дворцы, шатровые храмы, терема, трапезные, посадские каменные сооружения (Теремный дворец Московского Кремля, церковь Троицы в Никитинках, двадцатидвухглавый храм в Кижах).

В литературе появляются новые светские жанры – любовная лирика и мемуары. Из переводной литературы популярны рыцарский роман и приключенческая повесть.

В 1672 году был организован первый придворный театр, в котором играли иностранные актёры, ставились пьесы на библейские сюжеты.Русская культура XVIII века. Начало XVIII века ознаменовано реформамиПетра Первого. В Россию из Европы проникли новые гуманистические и просветительские идеи, что привело к реформам в образовании. Появляются навигатские, медицинские, пушкарские школы, Морская и ИнженернаяАкадемии, школа переводчиков. Зарождается практика обучения за границей.

Развивается книгопечатанье. Пётр Великий создал гражданский шрифт, осуществил реформу алфавита и разговорного и литературного русского языка. За образец разговорного языка принимается московский диалект. В 1719 году был открыт первый русский музей – Кунсткамера.

Интересно
Начало XVIII века в архитектуре учёные определяют как предпросветительский ренессанс, а характерный для этого времени барочныйстиль носит название «нарышкинского» (церковь Вознесения в Кадашах, Успения в Печатниках, Покрова в Филях). На смену ему приходит классицизм, использовавший античное наследие.

Петербург, основанный в 1703 году, стал знамением нового времени. В области градостроения в XVIII веке трудились как иностранные, так и русские зодчие. В их числе – Г.Камерон, Д.Трезини, Д.Кварнеги, В.Растрелли, В.Баженов, М.Казаков. Появляется новый тип общественных зданий – административного, промышленного и культурно-просветительного назначения.

Заложенные Петром реформы получают развитие после его кончины. Активно функционирует Академия наук (М.В.Ломоносов). При активном участииП.Шувалова и М.Ломоносова в 1755 году открывается Московский университет.

Особенно активно просветительство проводила Екатерина II. Русское Просвещение развивалось в своеобразных условиях: крепостное право и довольно поверхностное образование русского дворянства. Большое внимание уделялось гуманитарному образованию.

Появляются воспитательные дома, закрытые учебные заведения, кадетские корпуса. Развивается портретное искусство (Антропов, Аргунов, Никитин, Матвеев). Развитию этого искусства способствовало открытие в 1757 году Академии художеств в Петербурге. С.Щедрин стал родоначальником русского пейзажа. Во второй половине 18 века известны Ф.Рокотов, Д.Левицкий, В.Боровиковский.
Ф.Шубин представляет реализм, а М.Козловский – классицизм в скульптуре.

В середине 18 века в России приобретает популярность опера. Появляются первые профессиональные композиторы – Фомин, Бортнянский, Березовский. Ведущим направлением в литературе середины XVIII века становится классицизм: А.Кантемир, В.Тредиаковский, М.Ломоносов.

Интересно
Представители русского классицизма редко обращались к античным сюжетам, стояли ближе к реальной жизни и традициям русской культуры. Ведущими жанрами становятся сатира, ода, басня. Авторами первых национальных трагедий и комедий становятся А.Сумароков и Д.Фонвизин. Г.Державин создал яркие образцы классической поэзии. В своём творчестве русский классицизм утверждают Ф.Прокопович и А.Кантимир, Н.Новиков и А.Радищев.

Русская культура первой половины XIX века характеризуется смешением различных стилей: барокко, классицизма, просветительского реализма и сентиментализма; демократизацией, проявившейся в изменении тематики произведений искусства и в «разночинной» сословной принадлежности их авторов – от дворянской интеллигенции до выходцев из крепостного крестьянства.

Представители романтизма в русской литературе: поэты В.Жуковский, К.Рылеев, В.Кюхельбекер, А.Бестужев, писатель А.Одоевский. Свою дань романтическому направлению отдали А.Пушкин и М.Лермонтов. В 30-40 гг. XIX века в литературе утверждается реализм, принявший во второй половине XIX века форму критического реализма.

На смену сентиментализма приходит Золотой век русской культуры. 40-50-е гг. связаны с началом творческого пути Н.Некрасова, М.Салтыкова-Щедрина, И.Гончарова, А.Островского, Ф.Достоевского, Л.Толстого.

В живописи были созданы идеально-совершенные образы О.Кипренским, В.Тропининым, А.Венециановым. Монументализм и структурную ясность классической архитектуры проявились в творениях А.Воронихина, А.Захарова, А.Бове, А.Росси, Д.Жилярди (Адмиралтейство в Петербурге А.Захарова). В начале XIX века получил широкое распространение стиль ампир, в 50-е годы – псевдорусский стиль и псевдоготика, появляется интерес к византийскому стилю (Храм Христа Спасителя, Большой дворец и Оружейная палата в Московском Кремле К.Тона) и барокко (Исаакиевского собора и Александровской колонны в Петербурге А.Монферрана).

Развитие национального музыкального искусства связано с именами А.Верстовского, А.Алябьева. А.Гурилёва и А.Варламова (авторами популярных романсов) и М.И.Глинки (основоположника оперной и симфонической музыки). Прогрессивная художественная культура в период развития капитализма (2-я половина XIX века), особенно литература и публицистика была тесно связана с борьбой против крепостничества.

Основателями этого социально-политического движения стали революционеры-демократы В.Белинский, А.Герцен, Н.Чернышевский, А.Добролюбов. Искусство становится на активные позиции критического реализма. Остро сатирические произведения, направленные на определение социальных и нравственных идеалов в обществе, созданы Н.Гоголем, А.Островским, Н.Некрасовым, М.Салтыков-Щедриным, А.Сухово-Кобылиным.

Высоким психологизмом характеризуется творчество А.Чехова, И.Гончарова, Ф.Достоевского. Поэтическое восприятие природы, возвышающее душу, представлено в произведениях И.Тургенева, Ф.Тютчева, А.Фета. А.К.Толстого.

Подлинной народностью проникнуто творчество Л.Толстого, Н.Лескова, В.Короленко, А.Чехова. Опираясь на идеи передовых русских мыслителей, художники-реалисты вступили в открытое противостояние с «академистами». Это «передвижники» И.Крамской, В.Перов, Н.Ге, И.Репин, В.Суриков, В.Маковский, А.Саврасов, И.Шишкин, И.Левитан, В.Серов, В.Поленов, А.и В. Васнецовы, А.Куинджи.

Создаются национальные музеи мирового значения: Исторический, Политехнический, Этнографический, Московский публичный музей. Развивается меценатская деятельность, в результате которой основана Третьяковская галерея. Славу отечественной музыкальной культуры составила группа талантливых русских композиторов: С.Танеева, А.Аренского, А.Глазунова, С.Рахманинова, И.Стравинского; вокальное творчество Ф.Шаляпина, А.Неждановой, Л.Собинова, И.Козловского, С.Лемешева, балетное искусство Г.Улановой и Н.Бессмертновой.

Происходят и трагические события: сталинские репрессии, изгнание из страны ряда лучших представителей культуры. Объявляется  лозунг, что культура и искусство должны стать «частью общепролетарского дела». Однако в этот непростой период созданы гениальные произведения М.Шолохова, М.Горького, М.Булгакова, Б.Пастернака, М. Цветаевой, В.Маяковского, О.Мандельштама.

Бурное развитие науки и культуры было приостановлено в период Великой  Отечественной войны. Однако патриотический дух народа-победителя стал стимулом для дальнейшего развития русской культуры. Советская песня достигает пика своего развития. Высшим достижением музыкального искусства стала 7 симфония Д.Шостаковича, написанная им в блокадном Ленинграде.

В период политической «оттепели» в 60-е годы художественная культура вновь обращается к внутреннему миру человека. Именно внутренний мир становится идейным и нравственным центром прозы В.Шукшина, В.Распутина, Ч.Айтматова, поэзии В.Высоцкого, драматургии А.Вампилова, В.Розова.

В 80-90-е годы ХХ века происходит болезненное преобразование тоталитарного общества в демократическое. Экономическая и  политическая нестабильность привела к утрате нравственных и эстетических ценностей, снижению уровня жизни основной массы населения.

Одним из самых популярных видов искусства становится «реклама – двигатель торговли». Жизнь человека обесценивается до предела

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)