Изучение самобытных проявлений художественного гения разных народов в конкретно историческую эпоху от древности до наших дней

Первобытная культура. Учёные делят историю первобытной культуры на каменный век, бронзовый и железный. Первобытное искусство неразрывно связано с магической ментальностью первобытного человека (наскальные рисунки) и имело онтологическое значение – сохранение социально-родовых связей (женские статуэтки с утрированно выделенными детородными органами).

Древний Египет – страна богатой культуры, возникшей почти пять тысяч лет назад в долине Нила. В музеях мира представлены различные экспонаты, представляющие различные периоды этой культуры. Самые древние из них – кремневые неолитические орудия, додинастический период представляют орудия, палетки и сосуды.

Для Древних Египтян загробный мир был продолжением земной жизни, поэтому в последний путь фараона снаряжали всем, что было необходимо на земле. Об этом свидетельствуют пышные погребальные обряды, сфинксы и пирамиды, скульптурные портреты, искусство мумифицирования.

Культура Древней Индии сформировалась на Севере Индии в III веке до н.э. В то же время была сформирована древнеиндийская письменность до сих пор не поддающаяся расшифровке. Уже на ранних этапах выделились основные религии: брахманизм, индуизм, джайнизм, позднее распространился и буддизм.

Основы брахманизма изложены в Ведах (1500г. до н.э.) – древнейших культовых текстах, отражающих мировоззрение. В числе ранних проявлений индийской художественной культуры – статуэтки и гравюры. Известным памятником религиозной живописи являются настенные росписи в пещерах Аджанты с сюжетами из жизни Будды. Процветала и архитектура: деревянная (не сохранилась) и каменная (от дворца Чендрагупты остались лишь фрагменты каменных колонн). Пещерные буддийские храмы иногда выбивались внутри скал: пещерный храм в Карли, индуистский храм и буддийская ступа (каменное сооружение для хранения реликвий Будды) в Санчи.

Культура Древнего Китая. Основу древнекитайской философии составили морально-нравственные учения конфуцианство и даосизм. Знаменитые достижения и символы величия китайской цивилизации: строившиеся на протяжении нескольких веков Великий канал и Великая китайская стена.

Интересно
Уже в III тысячелетии до н.э. изготовляли керамические изделия красного, белого, фиолетового и чёрного цвета. Широкое распространение получило искусство каллиграфии. Древние китайцы создали иероглифическую письменность, сохранившуюся до наших дней. Памятником китайской литературы является Книга песен «Шицзин» (XI-VI вв. до н.э.).

Культура Древней Греции. Основные этапы: крито-микенский или эгейский период (III-II тысячелетие до н.э.), XI-VIII века до н.э. – «гомеровский период», архаика – VII-VI века до н.э., классика – V-IV века до н.э.: ранняя классика (первая половина V века до н.э.), высокая классика (третья четверть V века до н.э.), поздняя классика (IV век до н.э.), эпоха эллинизма (III-I века до н.э.).

Целостный образ мира и образ жизни древних греков определял миф. Им была свойственна гуманистическая ориентация всей системы ценностей. Своеобразной формой проявления мифологического мышления был древнегреческий театр, предшественником которого было весеннее празднование в честь бога Диониса. Расцвет древнегреческой трагедии связан с именами Эсхила, Софокла и Еврипида.

Важнейшие эстетические категории античной культуры: красота, мера, гармония. Человеческое тело стало мерилом всех форм греческой культуры. Математические расчеты сооружаемых храмов соотносились с пропорциями человеческого тела. Дорическая колонна уподоблялась фигуре мужчины.

Ионическая колонна, украшенная орнаментом в виде листьев пальмы или лотоса с завитками, сравнивалась с фигурой женщины. Создателям Парфенона Иктину и Калликрату удалось достичь гармонии и совершенства. Идеал человеческой личности воплощён Фидием в культовых статуях Афины и Зевса и Мироном в знаменитом «Дискоболе».

Культура Древнего Рима. Римляне успешно транслировали и тиражировали ценности величайшей греческой культуры. В Древнем Риме возводились монументальные сооружения: амфитеатры, цирки, стадионы, термы, дворцы, гражданские постройки, водяные мельницы.

Там были созданы основные элементы будущих христианских храмов: крестово-купольная система, образованная пересечением сводов, с четырьмя опорными столбами в центре; полукупол, опирающийся на полуцилиндрический выступ стены – апсида. Самым грандиозным сооружением Древнего Рима был Колизей.

Выстроенный Аполлодором Дамасским храм Пантеон, представляет собой классический образец центрально-купольного здания. Особым достижением являются «исторические» рельефы, достоверно фиксировавшие исторические события и скульптурный портрет с феноменально точной передачей особенностей лица и даже характера.

Расцвет древнеримской литературы связан с именами Вергилия, Горация, Овидия, Сенеки, Петрония. Развитие ораторского искусства породило новый литературный жанр – сатирическую прозу.Византийская культура. В 395 году Римская империя распалась наЗападную и Восточную. В её восточной части образовалось новое государство – Византия. В недрах Византийской империи зародилось христианство.

Первые христиане искали способы изображения человеческой и божественной сущности, символизирующей победу духа над плотью. Так появился живописный надгробный портрет (Фаюмские портреты «Пожилого римлянина» и «Юноши в золотом венке»).

Зародилась иконография. Иоанн Дамаскин разработал теорию священного образа. Он утверждал, что икона не картина, она содержит в себе божественную благодать и способна по молитве христианина, обратившегося к изображённому святому, творить чудеса. Так был разработан иконографический канон.

Ранние византийские храмы (Равенская церковь Сан-Витале – середина 6- то века) строились в форме восьмигранника с гранёным выступом алтаря. Помимо центрических зданий в Равенне строили базилики: прямоугольные в плане постройки, внутри разделённые столбами или колоннами на три продольных прохода-нефа.

Центральный неф был шире боковых, его пересекал широкий поперечный неф, образуя в плане чётко обозначенный крест. В центре креста находился купол, поэтому вся система получила название крестовокупольной.

Западноевропейское Средневековье подразделяют на три этапа: дороманский период VI-X в, романский период XI-XII вв., готический период – XIII-XIV вв. Искусство Западноевропейского Средневековья отличало религиозное мировоззрение. Популярным литературным жанром были жития святых. Распространенные жанры живописи – икона и книжная миниатюра, образы скульптуры – персонажи Священного писания.

Искусство было ансамблевым: архитектура выступала в единстве с живописью, скульптурой и музыкой. Стилеобразующая функция принадлежала архитектуре. Для средневекового искусства в целом характерна символика и аллегоризм.

Основой храмового романского зодчества был тип старой римской базилики, увеличенной в размерах за счет центрального нефа; толстые стены, узкие проемы и т.д. Главные типы архитектурных сооружений – феодальный замок, монастырский ансамбль и храм. Франция: Церковь Сен Мартен в Туре, Нотр-Дам в Клермоне, Нотр-Дам ля Гранд в Пуатье. Италия: Собор св. Марка в Венеции, архитектурный ансамбль в Пизе: собор, баптистерий и колокольня («Падающая башня»).Романтизм как новое идейно-художественное движение в европейской культуре сформировалось в конце XVIII – начале XIX века. Центром романтического движения стала Германия. Особенностью романтической философии было её проникновение во внутренний мир человека, своеобразие его характера.

Интересно
Большой популярностью пользовались романы Дж.Байрона «Каин», «Паломничество Чайльд Гарольда». Тема романтического героя была широко представлена в произведениях Ф.Шиллера, А.Гофмана, В.Гюго, А. де Мюссе, Ж.Санд и др. Доминирующим видом искусства в эпоху Романтизма была музыка.

Она наиболее полно и глубоко была способна выразить душевное состояние романтического героя, его разочарование и устремлённость к возвышенным идеалам. Мировую славу заслуженно приобрели произведения таких композиторов-романтиков, как Ф.Шуберт, Р.Шуман, Р.Вагнер, Г.Берлиоз.

На смену романтическому мироощущению приходит новое культурнохудожественное направление, нацеленное на объективное отражение
действительности – реализм: Бальзак («Человеческая комедия»), Стендаль («Красное и чёрное», «Пармская обитель»), Мериме («Кармен»), Флобер («Госпожа Бовари») и Диккенс («Приключения Оливера Твиста», «Посмертные записки Пиквикского клуба»).

В 70-е – 80-е годы XIX столетия художники обращаются к новой живописной технике, новым формам художественного отражения
действительности. Основоположником нового направления в живописи – импрессионизма – является французский художник Эдуард Мане. Импрессионисты старались передать свои первые впечатления от натуры. В манере их письма важнейшим было ощущение света и воздуха.

Они широко использовали полусвет, полутень, цветовые полутона. Художники отказались от сюжетной линии в живописи. Полотна их ярки и праздничны. Любимыми жанрами импрессионистов были портрет, пейзаж и многофигурные композиции. Художники Эд.Мане, К.Моне, Писсаро, Сислей, Ренуар, Дега.

Придав импрессионистичесой манере письма черты реалистичности, французские художники Сезанн, Ван Гог, Сислей сформировали новое направление – постимпрессионизм. Впоследствии импрессионистическое направление проявилось в скульптуре (Огюст Роден) и музыке (К.Дебюсси и М.Равель).

Все новые течения конца XIX – начала XX века условно объединены понятием модернизм. Идейной платформой модернистских поисков учёные считают ницшеанство, интуитивизм А.Бергсона и Н.Лосского, феноменологию Э.Гуссерля, психоанализ З.Фрейда и К.Юнга, экзистенциализм С.Кьеркегора, М.Хайдеггера, К.Ясперса, Н.Бердяева и др. Ростки предмодерна исследователи обнаруживают в творчестве Ш.Бодлера, Э.Сведенборга, Г.Ибсена, отчасти О.Бальзака. Модерн как стиль носил чисто практический характер и проявился прежде
всего в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве.

Интересно
Характерной чертой его была эклектика (смешение стилей). Живопись модернистов достигает незавершённости, бесконечности, оставляя простор воображению зрителя (Пабло Пикассо «Авиньёнские девицы»). Понятие красоты у кубистов выразилось в соединении высокого и низкого. Они проявляли пристальный интерес к архаике, африканской маске, первобытному идолу (Ф.Леже, Р.Делоне, А.Дерен, А.Глез).

Абстракционизм – ещё одно направление модернистской живописи. Основателем одного из направлений в искусстве абстракционизма считается голландец П.Мондриан. Крупнейшим модернистическим течением в живописи ХХ века стал сюрреализм (сверхреализм). Это направление возникло во Франции в 20-е годы ХХ века. Наиболее яркое выражение нашло в творчестве испанского живописца С. Дали.

Музыкальный модерн, трактовавшийся в середине ХХ века как авангард, выразился в следующих течениях: конкретная музыка (Пьер Шеффер), алеаторика (Карлхайнц Штокгаузен, Пьер Вулез), пуантилизм (Антон Веберн).

Постмодернизм – новый поворот в западноевропейской культуре 60-х – 70- х годов. Постмодернизм смешивает обыденное сознание и духовность, примитивное и научное, доброе и злое, безобразное и прекрасное. Знаменем искусства постмодернизма становится утверждение права изображать всё ранее запретное.

В нём культивируются темы безумия, секса, насилия, преступления, ужаса. В архитектуре постмодерна сочетались трансформированные традиционные архитектурные формы и современные материалы: алюминий, нержавеющая сталь. Интерьеры таких зданий украшались старомодной мебелью, фасады – тяжёлыми карнизами, фронтонами, колоннами и рельефами (Пьяцца д,Италия в Нью-Орлеане, США, архитектор Ч.Мур).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)