Система художественного образования как отражение социокультурной среды

Проблему тесной связи образования и культуры можно считать и традиционной, и инновационной одновременно. Так, большое внимание связи культуры и процессов обучения и воспитания уделяли известные российские педагоги и деятели культуры: Н.К. Крупская, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский.

Интересно
Учёные и педагоги подчёркивают необходимость возвращения процесса образования в контекст национальной и мировой культуры, т.е. необходимость ориентации этих процессов на общечеловеческие духовные ценности; создания культурной среды для активного саморазвития личности (Бондаревская Е.В., Бурмистрова М.Н., Крылова Н.Б., Куприянова Л., Мудрик., Петровский А.В., Таланчук И.М., Токарев Л.А.).

Зачастую учёные и педагоги приходят к выводу, что образовательные потенциалы развития России не могут быть заимствованы ни на Западе, ни на Востоке, а должны быть тесно связаны с русскими историко-культурными традициями и участвующих в их формировании народов.

Возможно, что в условиях наблюдающегося духовного кризиса, сделав ценности русской национальной культуры основой современного образования, можно будет ответить на вопрос: чему и как учить подрастающее поколение.

Например, средствами фольклора, проникнув в суть национальных традиций, обрядов.

Также в настоящее время достаточно остро стоит вопрос межнационального общения людей. Оно значительно облегчается при понимании особенностей культур различных национальностей.

Проблема художественного образования, воспитания и развития в современной социокультурной ситуации характеризуется далеко не однозначно.  Так, высокие научно-технические достижения в нашем обществе наряду с положительными факторами несут в себе и много негативных явлений: усиление технократизма и бездуховности, нестабильности, утрату устойчивых нравственных и эстетических ориентиров.

Социально-политический и экономический кризис общества поставил педагогов и деятелей культуры перед острой необходимостью пересмотра педагогических позиций, критической переоценки устоявшихся научно-теоретических и практических систем воспитания и образования.

Отдавая дань прежним достижениям, не перечёркивая устоявшихся, проверенных временем дидактических принципов и закономерностей в национальной системе воспитания и образования, современная педагогическая наука стремится переосмыслить ценностную ориентацию этой систем.

Своеобразие современной культурной ситуации, сложившейся в российском обществе, по мнению учёных и педагогов, характеризуется тем, что, отказавшись от прежних ценностей и идеалов, она пока не сформировала новых и находится в состоянии поиска и противоречий.

В этих условиях устойчивые нравственные качества личности наиболее эффективно развиваются на основе непреходящих ценностей отечественной культуры.

Учёные и педагоги настаивают на необходимости возвращения процессов образования и воспитания в контекст, в среду национальной культуры. Эти условия дают возможность ребёнку осознавать себя не только потребителем культуры, но и её творцом.

Педагоги, психологи и творческие деятели отмечают также, что современная культурно ориентированная дидактика, осуществляется не в рамках информационных технологий, а в рамках творческих, ценностно-значимых, т.е. культуросообразных форм взаимодействия учителя и учащегося.

В соответствии с этим основной формой культурной деятельности педагога и обучаемого является свободное творчество, продуктивная творческая деятельность учащегося.

Важнейшая задача художественного образования состоит и в том, чтобы научить школьников, с опорой на жизненный и художественный опыт аргументировано объяснять своё отношение к искусству, анализировать общий характер художественного материала, особенности выразительных средств, с помощью которых воплощается художественный образ. Но главное – это научить детей сформированные средствами искусства духовные ценности переносить на собственный образ жизни. Поэтому все методы и формы работы с учащимися на предметах художественного цикла должны иметь тесную связь с жизнью.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)