Метод педагогического прогнозирования и его применение

Рассмотрев основные цели и принципы личностно- ориентированного развивающего образования, необходимо обратиться к прагматическим аспектам реализации данной концепции. Образование всегда ориентировано на будущее, прогностическая деятельность является важной составляющей формирования образовательных стратегий и проектирования учебного процесса. Кроме  того, прогнозирование тесно связано с планированием результатов образовательной деятельности в зависимости от различных факторов. Именно прогностическая деятельность позволяет выявлять определенные тенденции не только в образовании, но и в развитии общества, науки, экономики, профессиональных отраслей.

В общенаучном понимании прогноз – предсказание будущего с помощью научных методов или сам результат предсказания. Прогноз – это научная модель будущих событий, явлений, процессов, результатов и т.п. Педагогическое прогнозирование – деятельность по разработке прогнозов в образовании, в узком смысле представляющая собой специальное научное исследование конкретных перспектив и тенденций развития образовательной сферы, процессов обучения и воспитания, формирования социально-педагогических результатов и личностных качеств.

Прогноз как результат прогнозирования характеризуется определенными параметрами, прежде всего это срок, промежуток времени, на который формируется прогноз. С этой точки  зрения, прогнозы делятся на краткосрочные (до года), среднесрочные (1-3 года), долгосрочные (от 3-5 до 15 лет).

Важной характеристикой является горизонт прогноза –предельный срок, на который можно сделать научно обоснованный прогноз. В метеорологии, например, горизонт составляет 7-10 дней вследствие сложности и слабой предсказуемости атмосферных явлений.

Не менее важна точность прогноза, которая обратно пропорциональна вероятности его осуществления. Эти взаимосвязанные характеристики являются основой количественных оценок.

Одной из основных задач прогнозирования является определение тенденций (трендов) и применение на этой основе превентивных мер, позволяющих избежать потерь и негативных последствий. В системах образования эта задача решается с помощью мониторинга (непрерывного наблюдения) процессов обучения, воспитания, развития, образовательных результатов, деятельностью образовательных систем в целом.

Основные методы прогнозирования можно разделить на ряд групп:

  • экспертные оценки;
  • экстраполяция;
  • моделирование;
  • нормативное прогнозирование;
  • применение аналогий.

Метод экспертных оценок находит широкое применение, так как социальные процессы, образовательная деятельность достаточно трудно формализуются. Опрос экспертов позволяет использовать их опыт и компетенции для получения субъективных данных и предположений, обработка результатов служит средством объективизации этих прогнозных оценок.

Метод экстраполяции в основном используется для анализа временных рядов количественных статистических данных. При этом на начальном этапе производится аппроксимация (интерполяция) имеющихся данных какой-либо функцией, чаще всего линейной. Вид этой функции представляет собой модель прогноза, отражающую физический смысл прогнозируемого процесса, явления. Затем определяется тенденция (тренд). Для этого чаще всего используется метод Гаусса (метод наименьших квадратов), основанный на условии наилучшей аппроксимации, заключающемся в обеспечении минимума суммы среднеквадратических отклонений реальных значений данных от аппроксимирующей функции. Наконец, собственно прогнозирование – экстраполяция заключается в распространении тенденции за пределы имеющихся данных. При появлении новых данных чаще всего используют метод скользящего среднего (временного окна), в соответствии с которым устаревшие данные отбрасываются, а уточненный прогноз формируется в результате интерполяции данных нового временного окна.

Моделирование представляет собой построение аналитических или имитационных моделей с учетом вероятного или желательного изменения прогнозируемого явления на основе имеющихся данных о масштабе и направлении изменений. Имитационные модели используются для анализа случайных (стохастических) многократно повторяющихся процессов. Имитационное моделирование позволяет с использованием компьютерных программ получить средние значения характеристик этих процессов, построить вероятностные распределения, с помощью которых формируется прогноз.

Метод нормативного прогнозирования основан на получении прогнозных оценок путем умножения нормативных значений на количество дней (недель, месяцев, лет) в зависимости от срока прогноза.

Применение аналогий позволяет осуществлять прогнозирование на основе исторического опыта, анализа подобных систем, использования индукции и дедукции.

На практике перечисленные методы дополняют друг друга. Источниками информации о будущем, лежащими в основе прогнозирования, являются основанная на опыте, аналогии оценка путей развития и перспектив прогнозируемых педагогических явлений; экстраполяция известных тенденций; модель состояния педагогических систем или обучающихся в будущем, основанная на учете изменений (желательных или ожидаемых) показателей, характеризующих качество образования или эффективность образовательного процесса.

Рассмотрим прагматические аспекты педагогического прогнозирования в контексте основных трендов развития науки, технологий, общества, государства, безусловно, оказывающих влияние на сферу образования.

Ведущими тенденциями постиндустриального информационного общества стали прежде всего высокие темпы технологического развития. Постоянно растет наукоемкость и интеллектоемкость экономики. Возрастает объем информационных потоков. Практически во всех профессиональных областях расширяется предметное поле, динамично развиваются производственные функции, появляются интегративные связи между специальностями.

Следует отметить, что в области педагогического образования проявление указанных тенденций носит объективный характер. Существующая система подготовки педагогов, главной целью которой являлось приобретение обучаемыми суммы знаний, навыков и умений, необходимых в будущей деятельности, перестала в полной мере удовлетворять современным требованиям.

Это положение может быть проиллюстрировано с помощью простейшей модели процесса подготовки будущего профессионала (в том числе педагога) в вузе, представленной на рис. 3.7.

В данной модели каждый поступающий характеризуется определенными параметрами: уровнем полученного образования, определенным опытом, совокупностью личностных качеств.

Система подготовки в конкретном вузе представляет собой совокупность учебных планов, программ, курсов и дисциплин, по которым осуществляется подготовка выпускников соответствующих направлений.

Их перечень определяется множеством должностей и соответствующих им профессиональных функций. Все это определяет требования к квалификационным характеристикам выпускников.

Данная модель существует в среде технологий (социальных, управленческих, технических, экономических и т.п.). До недавнего времени перечень типовых должностей мало видоизменялся, соответствующие функции были четко определены, цикл обновления технических средств достигал десяти лет. В этих  условиях принципиальных трудностей и противоречий в организации системы подготовки специалистов практически не было.

В настоящее время условия резко изменились. Динамично меняются профессиональные функции, как в количественном, так и в качественном аспектах. Цикл обновления технологий неуклонно уменьшается и во многих случаях сократился до двух-трех лет. В целом степень неопределенности этого технологического пространства постоянно возрастает, особенно это касается управленческих и социальных технологий. C точки зрения педагогической системологии, цикличность функционирования и развития вуза как образовательной системы, определяется соответствующими циклозадающими объективными и субъективными факторами социальной сферы (рис.3.8).

Уже сейчас поступающий в вуз школьник должен быть подготовленным к изменениям в будущей профессиональной сфере, которые произойдут через 4-5 лет.

Учесть все изменения динамики перечисленных факторов расширением номенклатуры специальностей или объединением их в обобщенные направления бакалавриата без существенного обновления образовательного процесса уже не представляется возможным, особенно в условиях сокращения сроков обучения и динамичного прогресса современных технологий. Сходные процессы происходят и в системе высшего педагогического образования. Все это кардинально изменяет требования к выпускнику вуза.

Происходит смещение акцентов от традиционного приобретения необходимых знаний, умений и навыков к развитию личности обучающегося, формированию специфических компетенций, проявляющихся в способности и готовности личности:

  • к самообразованию, самостоятельному приобретению необходимых знаний;
  • освоению современных технологий;
  • адаптации в конкретных условиях;
  • овладению методологией и приобретению опыта продуктивной творческой деятельности в образовательном процессе и в дальнейшем при решении профессиональных задач;
  • освоению навыков прогностического мышления, эмоционально-оценочной деятельности, саморефлексии.

Поэтому основными требованиями к подготовке специалиста становятся универсальность, целостность, энциклопедичность, проблемная ориентированность, направленность на повышение уровня его проектных и прогностических компетенций, что и определяет необходимость фундаментализации, усиления методологической направленности образования.

Все большее значение приобретает формирование способности учитывать особенности человеческой личности, коллектива, группы, команды в конкретных ситуациях, связанных с профессиональной деятельностью, осуществлять эффективные коммуникации, проявлять социальную и профессиональную активность. Именно это и составляет основной смысл гуманитаризации образования.

Выполнение перечисленных требований возможно только в рамках креативной развивающей образовательной парадигмы, практическая реализация которой обеспечивается внедрением в образовательный процесс соответствующих дидактических моделей, в частности исследовательской модели.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)