Основные принципы и закономерности личностно-ориентированного образовательного процесса

Сформулируем наиболее важные принципы и закономерности личностно-ориентированного развивающего обучения.

1. Принцип непрерывности развития. Личностно-ориентированное развивающее образование представляет собой целостный процесс, протекающий от рождения до глубокой старости. Игнорирование этого принципа приводит к явно выраженным феноменам консерватизма, невосприимчивости к инновациям, нежеланию осваивать новые знания, проявляющимся в самом различном
возрасте.

2. Принцип активности обучающегося. В соответствии с ним субъект должен быть не только готовым потребителем информации, но и активным участником проектирования образовательного процесса на всех стадиях, должен активно использовать приобретенные знания. Следствием проявления этого принципа являются те случаи, когда вопреки внешним условиям, существующей образовательной системе, а не благодаря им, индивидуум добивается высокого уровня саморазвития.

3. Блок закономерностей, отражающих системность влияния образовательной среды, активного взаимодействия с этой средой обучающегося. Эти закономерности можно структурировать следующим образом:

  • возбуждение интереса, запуск механизмов саморазвития;
  • поддержание интереса, проблемная, задачная, методологическая, инструментальная поддержка (подпитка, сопровождение);
  • реализация положительной обратной связи в следующей структуре процесса;
  • приобретение знаний;
  • репродуктивное применение знаний в стандартных ситуациях;
  • выход на уровень свободного оперирования знаниями (фактами, явлениями, закономерностями);
  • превращение знаний в инструментарий (в инварианты свободного комбинирования);
  • синтез нового – продуктивная творческая деятельность;
  • получение результатов (например, в ходе реализации конкретных проектов);
  • оценка результата и способа его получения, рефлексия –замыкание положительной обратной связи.

4. Блок закономерностей управления образовательным процессом. В существующих образовательных системах управление этим процессом происходит по принципу «черного ящика», когда внешние образовательные воздействия подчиняются заранее установленной утвержденной программе или корректируются в зависимости от выходных характеристик, в качестве которых выступают показатели успешности обучения или итоги контроля знаний. В этом случае управление осуществляется без учета фенотипа, психологического типа, склонностей и других особенностей не только каждого обучающегося, но и их групп. Учет этих особенностей в моделях развивающего обучения позволяет оптимизировать процесс развития личности, найти точки резонансных воздействий, точки роста, наиболее чувствительные к образовательным воздействиям, обеспечивающим запуск активизирующих механизмов. Принципы такого управления реализуются в рамках психологического сопровождения образовательного процесса.

5. Предыдущий блок закономерностей корреспондируется с закономерностями организации образовательного процесса, ведущей из которых является переход от модели «наполнения» знаниями, навыками, умениями к модели «зажигания» – активизации внутренних интеллектуальных ресурсов. Важную роль играют закономерности оптимального циклирования образовательного процесса, согласования образовательных воздействий с определенными ментальными структурами личности, их организацией и состоянием. Реализация последовательностей «деятельность – познание – технология –коммуникация – освоение – саморефлексия – деятельность». Это закономерности оптимального взаимодействия с информационным потоком, структурирования информации, выделение основополагающих переменных влияния и их встраивание в образовательные схемы, реализация принципа необходимой достаточности знаний.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)