Методы энергетического права

Разные по своей правовой природе (частноправовые и публично-правовые) отношения, составляющие предмет энергетического права, обусловливают необходимость применения и соответствующих методов правового регулирования.

Как справедливо указывает С.С. Алексеев, методы правового регулирования — это приемы юридического воздействия, их сочетание, характеризующее использование в данной области общественных отношений того или иного комплекса юридического инструментария.

Д.Н. Бахрах верно отмечает, что главными признаками метода правового регулирования являются:

  • каково устанавливаемое правовой нормой юридическое положение сторон;
  • с какими юридическими фактами связывается возникновение, изменение, прекращение правоотношений;
  • как определяются права и обязанности субъектов правоотношений;
  • как они защищаются.

Для регулирования частноправовых отношений характерно применение метода равенства сторон (метода координации).

Как верно отмечает Н.Д. Егоров, частный характер общественных отношений, входящих в предмет гражданского права, с неизбежностью предопределяет необходимость их регулирования методом юридического равенства сторон.

Для регулирования публично-правовых отношений применяется метод власти-подчинения (метод субординации), когда один субъект властеотношений подчиняется другому. В то же время, как верно указывает Д.Н. Бахрах, современное право внедряет в административную деятельность не свойственные ей в прошлом способы воздействия: договоры, рекомендации, конкурсы и др.

Поскольку предмет энергетического права составляют как частноправовые, так и публично правовые отношения, для регулирования данных отношений используется и метод равенства сторон, и метод власти-подчинения.

О.А. Городов указывает, что в энергетическом праве проявляются оба базовых метода регулирования — метод субординации и метод координации, и подчеркивает, что энергетическое право не имеет своего специфического метода правового регулирования.

В.Ф. Яковлев, П.Г. Лахно справедливо отмечают, что отсутствует единый метод регулирования отношений, составляющих предмет энергетического права.

Рассматривая методы правового регулирования предпринимательского права, В.В. Лаптев отмечает, что методы правового регулирования специфичны для каждой отрасли права, предопределяются характером регулируемых отношений и проявляются как в характере используемых в отрасли правовых норм, так и в предусматриваемых в них способах воздействия одной стороны правоотношения на другую.

И справедливо подчеркивает, что спорным является вопрос о том, может ли быть в отрасли права только один или несколько методов правового регулирования, поскольку использование одного метода регулирования характерно для давно сложившихся отраслей права и невозможно для такой сложной отрасли права, какой является предпринимательское право, в котором сочетаются частноправовые и публично правовые отношения, где неизбежно применение нескольких связанных между собой методов регулирования.

Помимо методов субординации и координации, для энергетического права характерно применение также следующих специфических методов правового регулирования:

  • метод особого публичного регулирования, реализуемый некоммерческими организациями, наделенными законодателем особыми публичными полномочиями. Такими полномочиями наделена, в частности, некоммерческая организация Совет рынка, которая образована в форме некоммерческого партнерства и объединяет на основе членства субъектов электроэнергетики и крупных потребителей электрической энергии. В соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике» Совет рынка осуществляет в том числе следующие функции: принимает решения о присвоении или лишении статуса субъекта оптового рынка, устанавливает систему и порядок применения имущественных и иных санкций в отношении субъектов оптового рынка, включая исключение из их состава. В данном случае властные полномочия реализуются не уполномоченным государственным органом, а некоммерческой организацией;
  • метод особой публичной координации, реализуемый Комиссией при Президенте Российской Федерации по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности. Данная Комиссия образована в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15.06.2012 № 859 в целях координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по развитию топливно-энергетического комплекса, обеспечению промышленной, энергетической и экологической безопасности, рационального использования и эффективного воспроизводства минерально-сырьевой базы. Согласно п. 16 Положения о Комиссии решения Комиссии, принятые в соответствии с ее компетенцией, являются обязательными для членов Комиссии, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
  • метод специального корпоративного регулирования, реализуемый субъектами энергетического права (энергетическими компаниями), наделенными законодателем соответствующими полномочиями. Так, в сфере использования атомной энергии в качестве соответствующего примера можно привести метод специального корпоративного регулирования, осуществляемый Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», наделенной полномочиями от имени Российской Федерации осуществлять государственное управление использованием атомной энергии, государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, а также нормативно-правовое регулирование в области использования атомной энергии.

В газовой отрасли в соответствии со ст. 13 ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» собственник Единой системы газоснабжения вправе не только осуществлять управление функционированием Единой системы газоснабжения, но может также осуществлять меры по совершенствованию структуры данной системы без нарушения надежности газоснабжения.

Таким образом, правовое регулирование составляющих предмет энергетического отношений, как частноправовых, так и публично-правовых, осуществляется несколькими методами правового регулирования.

Помимо специфики предмета энергетического права, методов правового регулирования необходимо подробно остановиться и на основных принципах энергетического права, ядром которых является энергетическая обеспеченность, энергетическая безопасность, энергетическая эффективность.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)