Правовой режим энергетических объектов в области использования атомной энергии

В рамках данной статьи будет рассмотрены особенности правового режима энергетических объектов в области использования атомной энергии с использованием классификации, в основе которой следующее функциональное назначение объекта:

  1. Объекты, предназначенные для производства, использования, переработки, транспортировки ядерного топлива и материалов.
  2. Объекты, предназначенные для хранения или захоронения радиоактивных отходов.

Особенности правового режима указанных объектов установлены Международными соглашениями, в частности Венской конвенцией о гражданской ответственности за ядерный ущерб, Объединенной конвенцией о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами, Федеральным законом от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии», Федеральным законом от 11.07.2011 № 190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от 05.02.2007 № 13-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», иными законами и подзаконными нормативными правовыми актами.

Прежде всего остановимся на понятийном аппарате объектов использования атомной энергии.

Согласно п.1 i) Венской конвенции о гражданской ответственности за ядерный ущерб под ядерным реактором понимается сооружение, содержащее ядерное топливо, расположенное таким образом, что в нем может произойти самоподдерживающйся цепной процесс ядерного деления без дополнительного источника нейтронов.

В соответствии с п.1 j) под ядерной установкой понимается:

  • любой ядерный реактор, за исключением реактора, которым оборудовано средство морского или воздушного транспорта в целях использования его в качестве источника энергии для приведения в движение этого средства транспорта или для любой другой цели;
  • любой завод, использующий ядерное топливо для производства ядерного материала, или любой завод по обработке ядерного материала, включая любой завод по переработке облученного ядерного топлива;
  • любое место, где хранится (складирован) ядерный материал, за исключением складирования, связанного с перевозкой такого материала.

В Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами 1997 года закреплены в том числе определения понятия ядерной установки и установки для обращения с радиоактивными отходами.

Под ядерной установкой понимается гражданская установка и относящиеся к ней земля, строения и оборудование, где образуются, обрабатываются, используются, подвергаются физическому манипулированию, хранятся или захораниваются радиоактивные материалы в таких масштабах, при которых требуется учитывать фактор безопасности.

Под установкой для обращения с радиоактивными отходами понимается любая установка или объект, основным назначением которых является обращение с радиоактивными отходами, включая ядерную установку в процессе снятия с эксплуатации лишь в том случае, если она определена Договаривающейся стороной в качестве установки для обращения с радиоактивными отходами.

Федеральный закон от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» закрепляет достаточно подробный понятийный аппарат, включая определения таких понятий как ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения, хранилища радиоактивных отходов.

Согласно ст.3 Федерального закона от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» ядерные установки означают сооружения и комплексы с ядерными реакторами, в том числе:

  • атомные станции, суда и другие плавсредства, космические и летательные аппараты, другие транспортные и транспортабельные средства;
  • сооружения и комплексы с промышленными, экспериментальными и исследовательскими ядерными реакторами, критическими и подкритическими ядерными стендами;
  • сооружения, комплексы, полигоны, установки и устройства с ядерными зарядами для использования в мирных целях;
  • другие содержащие ядерные материалы сооружения, комплексы, установки для производства, использования, переработки, транспортирования ядерного топлива и ядерных материалов.

Под пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения, хранилища радиоактивных отходов понимаются стационарные объекты и сооружения, не относящиеся к ядерным установкам, радиационным источникам и предназначенные для хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранения или захоронения радиоактивных отходов.

Категорирование объектов использования атомной энергии осуществляется организациями, осуществляющими деятельность в сфере использования атомной энергии в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 30.12.2012 № 1494.

Федеральным законом от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» введено понятие полного жизненного цикла объекта использования атомной энергии в зависимости от категории объекта, под которым понимаются размещение, проектирование (включая изыскания), конструирование, производство, сооружение или строительство (включая монтаж, наладку, ввод в эксплуатацию), эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, вывод из эксплуатации (закрытие), транспортирование (перевозка), обращение, хранение, захоронение и утилизация объектов использования атомной энергии.

Рассматривая особенности правового режима объектов использования атомной энергии, по своему функциональному назначению предназначенных для производства, использования, переработки, транспортировки ядерного топлива и ядерных материалов необходимо учитывать, что в соответствии со ст.5 Федерального закона от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» ядерные установки могут находиться в федеральной собственности или в собственности российских юридических лиц, перечень которых утверждается Президентом Российской Федерации.

Перечень российских юридических лиц, в собственности которых могут находиться ядерные установки, согласно приложению N 4; утвержден Указом Президента Российской Федерации от 27.04.2007 № 556 «О реструктуризации атомного энергопромышленного комплекса Российской Федерации»1000 ( приложение № 4 к Указу).

Радиационные источники могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности или в собственности юридических лиц.

В отношении пунктов хранения в ст.5 Федерального закона от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» закреплено, что данные пункты могут находиться в федеральной собственности или в собственности российских юридических лиц, если федеральным законом не предусмотрено иное.

Согласно ст.5 Федерального закона от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» право собственности на ядерные установки, радиационные источники, пункты хранения приобретается и прекращается по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, с учетом особенностей, установленных федеральными законами.

В соответствии со ст.26_1 Федерального закона от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» установлены требования в отношении периодической оценки безопасности ядерной установки, пункта хранения.

Периодическая оценка безопасности выполняется эксплуатирующей организацией в целях оценки состояния безопасности с учетом срока эксплуатации ядерной установки, пункта хранения, а также старения оборудования на основе законодательства Российской Федерации в области использования атомной энергии и в целях применения результатов такой оценки для обеспечения безопасности в период эксплуатации ядерной установки, пункта хранения до следующей периодической оценки безопасности или до окончания срока эксплуатации ядерной установки, пункта хранения.

Первая периодическая оценка безопасности ядерной установки, пункта хранения выполняется через 10 лет после начала их эксплуатации с последующей периодической оценкой безопасности ядерной установки, пункта хранения через каждые 10 лет вплоть до окончания их эксплуатации.

В соответствии со ст.30 Федерального закона от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» установлены основные требования к безопасности намечаемых к размещению и сооружению ядерных установок, пунктов хранения.

В соответствии с закрепленными в указанной статье требованиями размещение и сооружение ядерных установок, пунктов хранения должны осуществляться на основании норм и правил в области использования атомной энергии и норм и правил в области охраны окружающей среды с учетом требований законодательства о градостроительной деятельности.

Рассматривая особенности правового режима объектов атомной энергии, предназначенные для хранения или захоронения радиоактивных отходов необходимо также учитывать, что если в Федеральном законе от 21.11.1995 № 170-ФЗ законодатель закрепляет общее определение пункта хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пунктов хранения, хранилищ радиоактивных отходов ( ст.3 данного закона), то в Федеральном законе от 11.07.2011 № 190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» законодатель выделяет еще несколько понятий, которые по функциональному назначению могут быть подразделены на две группы: пункты хранения радиоактивных отходов и пункты захоронения радиоактивных отходов.

В отношении пунктов хранения радиоактивных отходов в ст.3 Федерального закона от 11.07.2011 № 190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» законодатель закрепил следующие определения:

  1. Пункт долговременного хранения радиоактивных отходов — пункт хранения радиоактивных отходов, срок эксплуатации которого определен проектом, но порядок вывода из эксплуатации и меры по выводу из эксплуатации которого не предусмотрены.
  2. Пункт временного хранения радиоактивных отходов — пункт хранения удаляемых радиоактивных отходов, проектом которого определен срок его эксплуатации и предусмотрены порядок вывода из эксплуатации и меры по выводу его из эксплуатации.

В соответствии с п.3 ст.3 Федеральным законом от 11.07.2011 № 190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к пунктам хранения радиоактивных отходов законодатель относит также пункты размещения особых радиоактивных отходов и пункты консервации особых радиоактивных отходов.

Под пунктом размещения особых радиоактивных отходов понимается природный объект или объект техногенного происхождения, содержащие особые радиоактивные отходы, не изолированные от окружающей среды, либо объект, содержащий особые радиоактивные отходы, срок изоляции которых от окружающей среды не установлен.

Под пунктом консервации особых радиоактивных отходов понимается природный объект или объект техногенного происхождения, в которых содержатся особые радиоактивные отходы, имеются барьеры для обеспечения безопасности, изолирующие радиоактивные отходы от окружающей среды в течение определенного соответствующим проектом срока эксплуатации указанных объектов.

В отношении пунктов захоронения радиоактивных отходов законодателем закреплены следующие определения:

  1. Пункт захоронения радиоактивных отходов — пункт хранения радиоактивных отходов, предназначенный для размещения радиоактивных отходов без намерения их последующего извлечения и обеспечивающий радиационную безопасность работников такого пункта, населения и окружающей среды в течение периода потенциальной опасности радиоактивных отходов.
  2. Пункт приповерхностного захоронения радиоактивных отходов — пункт захоронения радиоактивных отходов, включающий в себя сооружение, размещенное на одном уровне с поверхностью земли или на глубине до ста метров от поверхности земли.
  3. Пункт глубинного захоронения радиоактивных отходов — пункт захоронения радиоактивных отходов, включающий в себя сооружение, размещенное на глубине более ста метров от поверхности земли.

Согласно п.2 ст.9 Федерального закона от 11.07.2011 № 190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пункты захоронения радиоактивных отходов могут находиться в федеральной собственности или в собственности Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».

В отношении пунктов долговременного хранения радиоактивных отходов, пунктов временного хранения радиоактивных отходов, пунктов размещения особых радиоактивных отходов и пунктов консервации особых радиоактивных отходов в п.3 данной статьи предусмотрено, что они могут находиться в федеральной собственности или в собственности российских юридических лиц.

В соответствии с п.4 ст.9 Федерального закона от 11.07.2011 № 190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в состав имущества пункта хранения радиоактивных отходов как имущественного комплекса входит имущество, необходимое для обеспечения его безопасного функционирования, в том числе земельные участки, здания, сооружения, оборудование, права пользования участками недр, водными объектами и иными природными объектами.

Согласно п.5 указанной статьи собственники радиоактивных отходов, собственники пунктов хранения радиоактивных отходов обязаны обеспечивать безопасное обращение с радиоактивными отходами, безопасные эксплуатацию, вывод из эксплуатации, закрытие пунктов хранения радиоактивных отходов.

В соответствии со ст.40 Федерального закона от 11.07.2011 № 190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в течение трех лет со дня вступления в силу данного закона или в течение года с момента возникновения права собственности на пункты захоронения радиоактивных отходов юридические лица, являющиеся собственниками таких пунктов, отчуждают их в соответствии с гражданским законодательством в собственность органа государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами в порядке,
установленном Правительством РФ.

Перечень имущества, входящего в состав отчуждаемого пункта захоронения радиоактивных отходов как имущественного комплекса, определяется Правительством РФ по представлению органа государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами.

В соответствии с п.2 ст.40 от 11.07.2011 № 190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» юридическому лицу в случае отчуждения пункта захоронения радиоактивных отходов возмещается стоимость имущества такого пункта, уменьшенная на величину затрат, необходимых для его последующей эксплуатации и закрытия.

Стоимость имущества пункта захоронения радиоактивных отходов, затраты на его эксплуатацию и закрытие подлежат оценке в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность.

Согласно п.3 указанной статьи в случае, если затраты на дальнейшую эксплуатацию и закрытие отчуждаемого пункта захоронения радиоактивных отходов превышают стоимость имущества пункта захоронения радиоактивных отходов, юридическим лицом, передающим такой пункт, возмещается стоимость его последующей эксплуатации.

При этом размер возмещения не может превышать стоимость эксплуатации такого пункта захоронения в течение пяти лет. Возмещение затрат на последующую эксплуатацию отчуждаемого пункта захоронения радиоактивных отходов осуществляется в течение пяти лет с момента передачи такого пункта в собственность органа государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами.

Положение об отчуждении пунктов захоронения радиоактивных отходов, находящихся в собственности юридических лиц, в собственность органа государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2013 года № 6981001.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)