Правовое положение субъектов частноправовых отношений в области использования атомной энергии

В рамках данной статьи будут рассмотрены особенности правового положения субъектов частноправовых отношений в области использования атомной энергии с использованием классификации в зависимости от вида деятельности, а также будут рассмотрены особенности правового положения Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».

Особенности правового положения субъектов частноправовых отношений в области использования атомной энергии установлены в том числе Федеральным законом от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии», Федеральным законом от 11.07.2011 № 190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», Федеральным законом от 05.02.2007 № 13-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации от 27.04.2007 № 556 «О реструктуризации атомного энергопромышленного комплекса Российской
Федерации», иными подзаконными нормативными правовыми актами.

Остановимся сначала на особенностях правового положения субъектов частноправовых отношений в области использования атомной энергии, установленных Федеральным законом от 21.11.1995 № 170-ФЗ “Об использовании атомной энергии”.

Перечень видов деятельности, на которые распространяется Федеральный закон от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии», не является исчерпывающим, и включает в том числе следующие виды деятельности:

  • размещение, проектирование, сооружение, эксплуатацию и вывод из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, закрытие пунктов захоронения радиоактивных отходов, проведение экспертизы безопасности объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии;
  • разработку, производство, испытание, транспортирование, хранение, утилизацию, использование ядерных зарядов в мирных целях и обращение с ними;
  • обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами, в том числе при разведке и добыче полезных ископаемых, содержащих эти материалы и вещества, при производстве, использовании, переработке, транспортировании и хранении ядерных материалов и радиоактивных веществ;
  • обеспечение безопасности при использовании атомной энергии;
  • физическую защиту ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения, ядерных материалов и радиоактивных веществ;
  • экспорт и импорт ядерных установок, оборудования, технологий, ядерных материалов, радиоактивных веществ, специальных неядерных материалов и услуг в области использования атомной энергии ( см.ст.4 данного закона).

При этом необходимо учитывать, что в ст.26 Федерального закона от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» подлежат лицензированию следующие виды деятельности в области использования атомной энергии: размещение, сооружение, эксплуатация и вывод из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, закрытие пунктов захоронения радиоактивных отходов, обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами, в том числе при разведке и добыче урановых руд, при производстве, использовании, переработке, транспортировании и хранении ядерных материалов и радиоактивных веществ, обращение с радиоактивными отходами при их хранении, переработке, транспортировании и захоронении, использование ядерных материалов и (или) радиоактивных веществ при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проектирование и конструирование ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, конструирование и изготовление оборудования для ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, проведение экспертизы безопасности (экспертизы обоснования безопасности) объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии.

Любая деятельность в области использования атомной энергии, подлежащая лицензированию органами государственного регулирования безопасности, не допускается без наличия разрешения (лицензии) на ее проведение.

Порядок лицензирования, в том числе порядок выдачи и прекращения действия разрешений (лицензий), устанавливается Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 29.03.2013 № 280 «О лицензировании деятельности в области использования атомной энергии»утверждено Положение о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии.

Согласно п.10 Правил к заявлению о предоставлении лицензии в том числе прилагаются документы, обосновывающие обеспечение безопасности ядерной установки, радиационного источника, пункта хранения и (или) лицензируемого вида деятельности, соответствующей потенциальной опасности объектов использования атомной энергии и видов деятельности в области использования атомной энергии.

Необходимо отметить, что в Главе VII Федерального закона от 21.11.1995 «Об использовании атомной энергии» установлены особенности правового положения, организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии». Основное внимание уделяется правовому положению эксплуатирующей организации, осуществляющей деятельность в области использования атомной энергии.

Согласно ст.34 Федерального закона от 21.11.1995 «Об использовании атомной энергии» под эксплуатирующей организацией понимается организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации и признанная в порядке и на условиях, установленных Правительством РФ, соответствующим органом управления использованием атомной энергии пригодной эксплуатировать ядерную установку, радиационный источник или пункт хранения и осуществлять собственными силами или с привлечением других организаций деятельность по размещению, проектированию, сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения, а также деятельность по обращению с ядерными материалами и радиоактивными веществами.

Для осуществления указанных видов деятельности эксплуатирующая организация должна иметь разрешения (лицензии), выданные соответствующими органами государственного регулирования безопасности, на право ведения работ в области использования атомной энергии.

В данной статье также закреплено, что Эксплуатирующая организация должна обладать полномочиями, финансовыми, материальными и иными ресурсами, достаточными для осуществления своих функций.

Эксплуатирующая организация совместно с соответствующими органами управления использованием атомной энергии создает специальный фонд для финансирования затрат, связанных с выводом из эксплуатации ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения, с обращением с отработавшим ядерным топливом, и для финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по обоснованию и повышению безопасности этих объектов.

Порядок, источники образования и порядок использования данного фонда устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно ст.35 Федерального закона от 21.11.1995 «Об использовании атомной энергии» эксплуатирующая организация несет всю полноту ответственности за безопасность ядерной установки, радиационного источника и пункта хранения, а также за надлежащее обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами. В случае лишения эксплуатирующей организации разрешения (лицензии) на эксплуатацию ядерной установки, радиационного
источника или пункта хранения она продолжает нести ответственность за безопасность ядерной установки, радиационного источника и пункта хранения до передачи указанных объектов другой эксплуатирующей организации или до получения нового разрешения (лицензии).

В случае неспособности эксплуатирующей организации обеспечить безопасность указанных объектов ответственность за безопасность и надлежащее обращение несет соответствующий орган управления использованием атомной энергии, который обязан обеспечить безопасность этих объектов до создания новой эксплуатирующей организации.

В соответствии со ст.35 Федерального закона от 21.11.1995 «Об использовании атомной энергии» эксплуатирующая организация в том числе обеспечивает:

  • использование ядерной установки, радиационного источника и пункта хранения только для тех целей, для которых они предназначены;
  • организацию и координацию разработки и выполнения программ обеспечения качества на всех этапах создания, эксплуатации и вывода из эксплуатации ядерной установки, радиационного источника и пункта хранения, контроль за выполнением этих программ;
  • разработку и реализацию мер по предотвращению аварий на ядерной установке, на радиационном источнике и в пункте хранения и по снижению их негативных последствий для работников указанных объектов, населения и окружающей среды;
  • безопасное для работников объектов использования атомной энергии и населения обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами и их хранение;
  • реализацию прав работников объектов использования атомной энергии на социальные гарантии;
  • учет индивидуальных доз облучения работников объектов использования атомной энергии;
  • разработку и реализацию в пределах своей компетенции мер по защите работников и населения в случае аварии на ядерной установке, на радиационном источнике или в пункте хранения; учет и контроль ядерных материалов и радиоактивных веществ;
  • осуществление физической защиты ядерной установки, радиационного источника, пункта хранения, ядерных материалов и радиоактивных веществ.

В отношении лицензирования деятельности эксплуатирующей организации необходимо также учитывать, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.03.2013 № 280 «О лицензировании деятельности в области использования атомной энергии» в случае, если соискателем лицензии является эксплуатирующая организация, кроме документов, указанных в пункте 10 настоящего Положения, также представляются:

  • сведения о признании соответствующим органом управления использованием атомной энергии соискателя лицензии пригодным эксплуатировать ядерную установку, радиационный источник или пункт хранения и осуществлять собственными силами или с привлечением других организаций деятельность по размещению, проектированию, сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения, а также деятельность по обращению с ядерными материалами и радиоактивными веществами;
  • копия документа, подтверждающего наличие у соискателя лицензии на праве собственности или на ином законном основании ядерных материалов, ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;
  • сведения об утверждении положительного заключения государственной экологической экспертизы (представляются соискателем лицензии по собственной инициативе);
  • сведения о получении решения о размещении, сооружении ядерных установок, радиационных источников или пунктов хранения при осуществлении лицензируемого вида деятельности в отношении указанных объектов (в отдельных случаях — решения о досрочном выводе из эксплуатации данных объектов) (представляются соискателем лицензии по собственной инициативе);
  • сведения о получении санитарно-эпидемиологического заключения в отношении деятельности в области обращения с ядерными материалами и радиоактивными веществами (представляются соискателем лицензии по собственной инициативе);
  • документы, подтверждающие наличие у соискателя лицензии предусмотренного законодательством Российской Федерации финансового обеспечения гражданско-правовой ответственности за убытки и вред, причиненные радиационным воздействием;
  • документ, подтверждающий возможность передачи на захоронение образующихся или находящихся на временном хранении радиоактивных отходов (в случае их образования при осуществлении лицензируемого вида деятельности);
  • отчет о наличии противопожарной защиты объекта использования атомной энергии при его эксплуатации — для атомных станций и иных объектов, определенных федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии;
  • документы, подтверждающие наличие у соискателя лицензии источников финансирования работ по выводу из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников или пунктов хранения, включая средства резерва, предназначенного для финансирования расходов по обеспечению вывода из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов и проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по обоснованию и повышению безопасности этих объектов.

Рассматривая вопросы об особенностях правового положения эксплуатирующей организации следует также обратить внимание, что Постановлением Правительства РФ от 17.02.2011 № 88 утверждено Положение о признании организации пригодной эксплуатировать ядерную установку, радиационный источник или пункт хранения и осуществлять собственными силами или с привлечением других организаций деятельность по размещению, проектированию, сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения, а также деятельность по обращению с ядерными материалами и радиоактивными веществами; Постановлением Правительства РФ от 20.07.2011 № 597 утвержден перечень эксплуатирующих организаций, на которые распространяется действие Федерального закона «Устав о дисциплине работников организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты в области использования атомной энергии».

Рассматривая особенности правового положения субъектов с использованием классификации в основе которой виды деятельности, следует также остановиться на положениях, установленных Федеральным законом от 11.07.2011 № 190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В ст.3 данного закона введены определения специализированной организации по обращению с радиоактивными отходами, а также национального оператора по обращению с радиоактивными отходами.

Под специализированной организацией по обращению с радиоактивными отходами понимается юридическое лицо, выполняющее работы и предоставляющее услуги по сбору, сортировке, переработке, кондиционированию, перевозке, хранению радиоактивных отходов, эксплуатации, выводу из эксплуатации или закрытию пунктов хранения радиоактивных отходов.

Под национальным оператором по обращению с радиоактивными отходами понимается юридическое лицо, уполномоченное в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществлять деятельность по захоронению радиоактивных отходов и иные виды деятельности по обращению с радиоактивными отходами.

В ст.14 Федерального закона от 11.07.2011 № 190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлены требования к организациям, осуществляющим обращение с радиоактивными отходами, которые заключаются в следующем:

  1. Обращение с радиоактивными отходами могут осуществлять организации, имеющие разрешения (лицензии) на право ведения работ в области использования атомной энергии.
  2. Оказание национальному оператору услуг по хранению радиоактивных отходов, приведенных в соответствие с критериями приемлемости, услуг по эксплуатации и закрытию пунктов захоронения радиоактивных отходов осуществляют специализированные организации.
  3. Стоимость услуг специализированных организаций по хранению радиоактивных отходов, приведенных в соответствие с критериями приемлемости, определяется исходя из тарифов, установленных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на установление тарифов на захоронение радиоактивных отходов.

Особенности правового положения национального оператора по обращению с радиоактивными отходами закреплены в ст.20 Федерального закона от 11.07.2011 № 190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно п.1 данной статьи национальный оператор определяется решением Правительства Российской Федерации по предложению органа государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами.

Виды деятельности национального оператора определены в п.2 ст.20 и включают в себя следующие:

  1. Обеспечение безопасного обращения с принятыми на захоронение радиоактивными отходами.
  2. Обеспечение эксплуатации и закрытия пунктов захоронения радиоактивных отходов.
  3. Выполнение функций заказчика проектирования и сооружения пунктов захоронения радиоактивных отходов.
  4. Подготовка прогнозов объема захоронения радиоактивных отходов, развития инфраструктуры по обращению с радиоактивными отходами и размещение соответствующей информации на сайте национального оператора и сайте органа государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами в сети «Интернет».
  5. Техническое и информационное обеспечение государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.

Перечень видов деятельности национального оператора не является исчерпывающим.

В п.3 ст.20 Федерального закона закреплены обязанности национального оператора, к которым относятся:

  • принятие радиоактивных отходов на захоронение;
  • отчисление при приеме радиоактивных отходов от организаций, не относящихся к организациям, эксплуатирующим особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, в специальный резерв часть поступающих от указанных организаций средств на захоронение радиоактивных отходов;
  • обеспечение ядерной, радиационной, технической, пожарной безопасности, охраны окружающей среды, соблюдения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения при эксплуатации, закрытии и после закрытия пунктов захоронения радиоактивных отходов;
  • обеспечение радиационного контроля на территориях размещения пунктов захоронения радиоактивных отходов, в том числе периодического радиационного контроля после закрытия таких пунктов;
  • предоставление по запросам граждан, юридических лиц, в том числе общественных организаций, органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления информации по вопросам деятельности национального оператора с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне;
  • информирование населения, органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления по вопросам безопасности при обращении с радиоактивными отходами и о радиационной обстановке на территориях размещения эксплуатируемых национальным оператором пунктов хранения радиоактивных отходов.

В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 20.03.2012 № 384-р национальным оператором по обращению с радиоактивными отходами определено федеральное государственное унитарное предприятие «Национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами».

В соответствии со ст.4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» захоронение радиоактивных отходов относится к сфере деятельности естественных монополий. Особенности государственного регулирования деятельности в сфере захоронения радиоактивных отходов рассматривается в третьей главе настоящего раздела.

Как уже отмечалось выше особыми полномочиями в области использования атомной энергии наделена Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом».

Положения о правовом регулировании деятельности, полномочиях, функциях и видах деятельности Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» закреплены в ст.6 Главы 2 Федерального закона от 01.12.2007 № 317-ФЗ «О государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».

Согласно ч.1 ст.6 данного закона деятельность Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» регулируется настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также иными законодательными актами Российской Федерации.

В ст.6 Федерального закона от 01.12.2007 № 317-ФЗ «О государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» предусмотрены в том числе следующие полномочия Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»:

  1. Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» является уполномоченным органом управления использованием атомной энергии, осуществляющим полномочия и функции, предусмотренные настоящим Федеральным законом в отношении организаций Корпорации и иных юридических лиц, осуществляющих виды деятельности в области использования атомной энергии, установленные Федеральным законом «Об использовании атомной энергии», а также виды деятельности, связанные с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения.
  2. Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» является наделенным полномочиями от имени Российской Федерации в соответствии с Конвенцией о физической защите ядерного материала государственным компетентным органом по ядерной и радиационной безопасности при перевозках ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий из них, центральным государственным органом и пунктом связи и национальным компетентным органом по выполнению обязательств Российской Федерации в области обеспечения физической защиты ядерного материала в Международном агентстве по атомной энергии и других международных организациях.
  3. Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» на основании решений Правительства Российской Федерации наделяется полномочиями по осуществлению в установленной сфере деятельности от имени Российской Федерации прав собственника федерального имущества. Перечень такого имущества и порядок осуществления от имени Российской Федерации прав собственника такого имущества утверждаются Правительством РФ.
  4. Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» наделяется полномочиями по осуществлению от имени Российской Федерации в порядке и в пределах, которые определены настоящим Федеральным законом, прав собственника имущества федеральных государственных унитарных предприятий, включенных в перечень, утверждаемый Президентом Российской Федерации в соответствии с подпунктом «б» п.1 ч.1 ст. 5 Федерального закона от 01.12.2007 № 317-ФЗ «О государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».
  5. Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» реализует от имени Российской Федерации права акционера (участника) в отношении хозяйственных обществ, акции (доли в уставном капитале) которых находятся в федеральной собственности и приобретены путем внесения в качестве вклада Российской Федерации в уставные капиталы указанных обществ исключительных прав Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности, управление и распоряжение которыми осуществляет Корпорация.

Согласно ч.1 ст.14 Федерального закона от 01.12.2007 № 317-ФЗ «О государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» создается и действует в целях проведения государственной политики, осуществления нормативно-правового регулирования, оказания государственных услуг и управления государственным имуществом в области использования атомной энергии, развития и безопасного
функционирования организаций атомного энергопромышленного и ядерного оружейного комплексов Российской Федерации, организаций, осуществляющих эксплуатацию судов атомного ледокольного флота (судов атомного технологического обслуживания, а также судов с ядерными энергетическими установками — атомных ледоколов и транспортных судов), обеспечения ядерной и радиационной безопасности, нераспространения ядерных материалов и технологий, развития атомной науки, техники и профессионального образования, осуществления международного сотрудничества в этой области.

Таким образом, законодателем закреплено, что государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» наделена законодателем существенными полномочиями в области государственного управления использованием атомной энергии.

Существенные особенности правового положения Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» выражаются так-же в том, что наряду с указанными выше полномочиями по государственному управлению и нормативно-правовому регулированию Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» согласно ч.1 ст.15 Федерального закона от 01.12.2007 № 317-ФЗ «О государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» организует осуществление многочисленных видов деятельности.

Перечень осуществляемых Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» видов деятельности не является исчерпывающим. Согласно п.3 ч.2 ст.15 Федерального закона от 01.12.2007 № 317-ФЗ «О государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» вправе осуществлять и иные виды деятельности, не предусмотренные ч.1 данной статьи.

Согласно ч.1 ст.15 Федерального закона от 01.12.2007 № 317-ФЗ «О государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» организует осуществление в том числе следующих видов деятельности:

  • производство, передача, распределение и реализация электрической и тепловой энергии, а также оказание связанных с этим услуг (выполнение работ);
  • поставки продукции, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд;
  • организация в пределах своей компетенции деятельности по противодействию угрозе ядерного терроризма и незаконному обороту ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также незаконному распространению ядерных технологий;
  • проведение фундаментальных исследований, научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектно-изыскательских работ в установленной сфере деятельности;
  • эксплуатация, гарантийное и сервисное обслуживание, модернизация, ремонт и вывод из эксплуатации ядерных установок, в том числе размещенных на атомных ледоколах и транспортных судах, радиационных источников, пунктов хранения, а также атомных электростанций;
  • обеспечение охраны и физической защиты особо радиационно опасных и ядерно опасных объектов, ядерных материалов и радиоактивных веществ (в том числе при их транспортировании (перевозке), ядерных установок и пунктов хранения;
  • организация производства технологического оборудования, включая проектирование и сооружение технологических линий, разработку и создание механизмов, оборудования и систем защиты для объектов, связанных с добычей, хранением, транспортированием (перевозкой), переработкой и использованием ядерных материалов и радиоактивных веществ;
  • перевозка пассажиров и грузов, в том числе специальных, автомобильным, железнодорожным, авиационным и водным транспортом;
  • обращение с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами, в том числе их утилизация;
  • экспорт и импорт товаров (работ, услуг), связанных с использованием атомной энергии;
  • экспорт и импорт ядерных установок, оборудования, технологий, ядерных материалов, радиоактивных веществ, специального сырья и делящихся материалов, а также услуг, связанных с использованием атомной энергии.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)