Договорное регулирование в области использования атомной энергии

Договорное регулирование в области использования атомной энергии осуществляется с учетом особенностей, которые предусмотрены, в том числе, международными соглашениями, Федеральным законом от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии», иными федеральными законами, Указами Президента Российской Федерации, Постановлениями Правительства Российской Федерации, иными подзаконными нормативными правовыми актами,
актами Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».

Установленные особенности касаются отношений по транспортировке объектов использования атомной энергии, по страхованию ответственности, внешнеэкономических сделок.

Согласно ст.45 Федерального закона от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» транспортирование ядерных материалов и радиоактивных веществ должно осуществляться в соответствии со специальными правилами, правилами транспортирования особо опасных грузов, с нормами и правилами в области использования атомной энергии, законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

Правила транспортирования ядерных материалов и радиоактивных веществ должны предусматривать права, обязанности и ответственность отправителя, перевозчика и получателя, меры безопасности, физической защиты, систему согласованных мер по недопущению транспортных происшествий и аварий при перевозке ядерных материалов и радиоактивных веществ, требования к упаковке, маркировке и транспортным средствам, мероприятия по локализации и ликвидации последствий возможных аварий при транспортировании указанных материалов и веществ.

Перевозчик ядерных материалов и радиоактивных веществ должен иметь разрешение (лицензию), выданное соответствующим органом государственного регулирования безопасности, на право ведения работ в области использования атомной энергии.

В настоящей статье также предусмотрено, что иностранные организации, имеющие соответствующие разрешения (лицензии) на право ведения работ в области использования атомной энергии, выданные федеральными органами исполнительной власти или Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», могут осуществлять транспортирование (перевозку) ядерных материалов при осуществлении международных морских или воздушных перевозок.

В соответствии со ст.III Венской конвенции о гражданской ответственности за ядерный ущерб оператор, снабжает перевозчика сертификатом, выданным страховщиком или от его имени или другим финансовым гарантом, предоставляющим финансовое обеспечение, требуемое в соответствии со ст.VII данной Конвенции.

В сертификате указываются фамилия и адрес этого оператора, а также сумма, вид и срок обеспечения, и эти сведения не могут оспариваться лицом, которым или от имени которого выдан сертификат. В сертификате также указывается ядерный материал, в отношении которого применяются обеспечение, и в него включается заявление компетентного государственного органа, отвечающего за установку государства о том, что названное лицо является оператором в смысле данной Конвенции.

Согласно ст.VII Венской конвенции о гражданской ответственности за ядерный ущерб от оператора Согласно п.1 ст.VII Венской конвенции о гражданской ответственности за ядерный ущерб от оператора требуется поддерживать страхование или другое финансовое обеспечение, покрывающее его ответственность за ядерный ущерб, в таком размере, такого вида и на таких условиях, как определяет отвечающее за установку государство.

Отвечающее за установку государство обеспечивает выплату возмещений по удовлетворенным исковым требованиям против оператора за ядерный ущерб путем предоставления необходимых средств в том размере, в каком размер страхования или другого финансового обеспечения недостаточен для удовлетворения таких требований, но не выше предела, если такой предел имеется, установленного в соответствии со ст.V данной Конвенции.

В соответствии с п.4. ст.VII Венской конвенции о гражданской ответственности за ядерный ущерб ни страховщик, ни любое другое лицо, предоставившее финансовое обеспечение, не может приостановить или прекратить страхование или иное финансовое обеспечение, предоставляемое в соответствии с п.1 данной статьи, не уведомив об этом письменно по крайней мере за два месяца компетентный государственный орган, или, когда такое страхование или другое финансовое обеспечение касается перевозки ядерного материала, в течение периода указанной перевозки.

В соответствии со ст.56 Федерального закона от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» условия и порядок страхования гражданско-правовой ответственности за убытки и вред, причиненные радиационным воздействием, порядок и источники образования страхового фонда, а также порядок выплаты социальных гарантий определяются законодательством Российской Федерации.

Ни страховщик, ни иное другое лицо, предоставившее финансовое обеспечение указанной ответственности в соответствии с настоящей статьей, не может приостановить или прекратить страхование либо иное финансовое обеспечение, не уведомив об этом в письменной форме за три месяца до приостановления или до прекращения страхования либо иного финансового обеспечения органы государственного регулирования безопасности или в течение периода транспортирования ядерного материала и радиоактивных веществ, когда такое страхование либо иное финансовое обеспечение касается транспортирования ядерного материала и радиоактивных веществ.

В ст.64 Федерального закона от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» установлен порядок осуществления экспорта и импорта ядерных установок, оборудования, технологий, ядерных материалов, радиоактивных веществ, специальных неядерных материалов и услуг в области использования атомной энергии.

Экспорт и импорт ядерных установок, оборудования, технологий, ядерных материалов, радиоактивных веществ, специальных неядерных материалов и услуг в области использования атомной энергии осуществляются в порядке, устанавливаемом законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации.

Вывоз из Российской Федерации и ввоз в Российскую Федерацию тепловыделяющих сборок ядерных реакторов осуществляются на условиях гражданско-правовых договоров. Порядок осуществления вывоза из Российской Федерации и ввоза в Российскую Федерацию тепловыделяющих сборок ядерных реакторов определяется Правительством Российской Федерации.

Экспорт и импорт ядерных установок, оборудования, технологий, ядерных материалов, радиоактивных веществ, специальных неядерных материалов и услуг в области использования атомной энергии осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации по вопросам экспортного контроля на основании выданных разрешений (лицензий) на право ведения
работ в области использования атомной энергии.

Положение об экспорте и импорте ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий утверждено Постановлением Правительства РФ от 15.12.2000 № 973. Как уже отмечалось выше указанное Положение определяет порядок экспорта из Российской Федерации и импорта в Российскую Федерацию ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, включенных в Список ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, подпадающих под экспортный контроль, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 14 февраля 1996 года № 202.

Для целей настоящего Положения под экспортом из Российской Федерации и импортом в Российскую Федерацию ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, включенных в Список (далее именуются — ядерные товары и технологии), понимаются все виды внешнеэкономических операций, связанных с вывозом из Российской Федерации и ввозом в Российскую Федерацию (за исключением перемещения транзитом через территорию Российской Федерации) ядерных товаров и технологий, а также с их передачей иностранным лицам на территории Российской Федерации.

Экспорт из Российской Федерации и импорт в Российскую Федерацию ядерных товаров и технологий осуществляются в строгом соответствии с требованиями законодательства и международными обязательствами Российской Федерации в области нераспространения ядерного оружия, а также обеспечения безопасности и сохранности радиоактивных веществ.

Согласно п.5 Положения Экспорт ядерных товаров и технологий в страны, не обладающие ядерным оружием (за исключением Республики Индии), по договорам (контрактам, соглашениям), заключенным начиная с 4 апреля 1992 года, может осуществляться при условии, что страна-получатель имеет действующее соглашение с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ) о гарантиях, охватывающее всю ее мирную ядерную деятельность, а до указанной даты — при условии постановки предметов ядерного экспорта под гарантии МАГАТЭ.

Экспорт ядерных товаров и технологий в Республику Индию может осуществляться только в случае их применения в ядерных установках, поставленных под гарантии МАГАТЭ.

Экспорт ядерных товаров и технологий в страны, не обладающие ядерным оружием (включая Республику Индию), осуществляется только при наличии заверений со стороны уполномоченных государственных органов этих стран о том, что полученные предметы экспорта, а также произведенные на их основе или в результате их использования ядерные и специальные неядерные материалы, установки и оборудование:

  • не будут использоваться для производства ядерного оружия и других ядерных взрывных устройств или для достижения какой-либо военной цели;
  • будут находиться под гарантиями МАГАТЭ в течение всего периода их нахождения под юрисдикцией страны-получателя;
  • будут обеспечены мерами физической защиты на уровнях не ниже уровней, рекомендованных МАГАТЭ;
  • будут реэкспортироваться или передаваться из-под юрисдикции страны-получателя в любую другую страну только на указанных условиях.

Уполномоченный государственный орган страны-получателя, не обладающей ядерным оружием, должен представить заверения о том, что без письменного разрешения Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и, согласованного с Федеральной службой по техническому и экспортному контролю, не будут осуществляться:

  1. Любая последующая передача установок для химической переработки облученного топлива, изотопного обогащения урана и производства тяжелой воды, их основных компонентов и предметов, произведенных на их основе, а также урана с обогащением 20 процентов и выше, плутония и тяжелой воды.
  2. Использование или проектирование для производства урана с обогащением свыше 20 процентов передаваемых установок или технологии для изотопного обогащения урана, а также любых других установок, основанных на такой технологии.

Рассматривая особенности договорного регулирования в области использования атомной энергии следует учитывать, что Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» утвержден Единый отраслевой стандарт закупок.

Согласно п.2 Единого отраслевого стандарта закупок Корпорация для достижения целей, установленных Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» осуществляет общее управление закупочной деятельностью атомной отрасли.

Центральная закупочная комиссия Корпорации является главным коллегиальным разрешающим органом в закупочной деятельности в атомной отрасли и ее решения имеют приоритет по отношению к решениям любых других разрешающих органов, кроме решений генерального
директора Корпорации.

В данном пункте также закреплено, что при осуществлении закупочной деятельности заказчики осуществляют следующие функции:

  • планирование закупок;
  • организация закупок;
  • контроль правильности осуществления закупок;
  • заключение и контроль исполнения договоров;
  • выполнение иных действий, прямо предписанных данным Стандартом.

Согласно п.3.2. Единого отраслевого стандарта закупок предпочтительной закупочной процедурой являются открытый конкурс, открытый аукцион (открытый редукцион), открытый запрос предложений и открытый запрос цен. Также применяются процедуры конкурентных переговоров, закупки у единственного поставщика, мелкие закупки и иные процедуры, предусмотренные настоящим Стандартом.

Процедуры закупок могут проводиться в открытой или закрытой форме, одноэтапной или многоэтапной форме, с проведением или без проведения квалификационного отбора, в электронной либо не в электронной форме, с проведением переторжки или без нее, с правом подачи альтернативных предложений или без такового, с выбором нескольких победителей по одному лоту и в иных формах, предусмотренных настоящим Стандартом.

В соответствии с п.3.3 Единого отраслевого стандарта перед проведением любой закупки заказчик обязан установить:

  1. Требования к продукции.
  2. Требования к условиям будущего договора.
  3. Начальную (максимальную) цену договора.
  4. Требования к участникам закупки, а также их субподрядчикам (соисполнителям) при необходимости.
  5. Критерии отбора и оценки, а также их значимость (весовые коэффициенты оценок по этим критериям), кроме случая закупки у единственного поставщика.
  6. Требования к обеспечению исполнения обязательств участника закупки, если необходимо (кроме случая закупки у единственного поставщика).
  7. Требования к обеспечению исполнения обязательств по договору, если необходимо.

На официальной сайте Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» также размещены:

  • иные нормативные документы по закупочной деятельности атомной отрасли;
  • информация о текущих закупках, архив закупок, реестр недобросовестных поставщиков атомной отрасли.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)