Международные договоры как источник энергетического права

Международные договоры являются одним из важнейших источников энергетического права.

Для энергетической сферы характерно использование всех предусмотренных Федеральным законом от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» разновидностей международных договоров.

В соответствии с п. 2 ст. 3 ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» предусматривается три разновидности международных договоров:

  1. Межгосударственные договоры — международные договоры, которые заключаются с иностранными государствами, а также международными организациями и иными образованиями от имени Российской Федерации.
  2. Межправительственные договоры — международные договоры, которые заключаются с иностранными государствами, а также международными организациями.
  3. Договоры межведомственного характера — международные договоры, которые заключаются с иностранными государствами, а также международными организациями и иными образованиями от имени федеральных органов исполнительной власти или уполномоченных организаций.

Из межгосударственных договоров в сфере энергетики (вне зависимости от отрасли энергетики) необходимо обратить внимание на Венскую конвенцию о международной купле-продаже товаров 1980 года, поскольку значительное количество энергетического оборудования, необходимого для строительства и функционирования энергетических объектов закупается у зарубежных изготовителей. Данная Конвенция имеет активное применение на практике и была предметом многих научных исследований.

Из межгосударственных договоров нельзя также не отметить Парижскую конвенцию по охране промышленной собственности 1883 года, а также Нью-Йоркскую конвенцию о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 года.

К межгосударственным договорам относится и конвенция от 22.06.1993 о предотвращении крупных промышленных аварий. Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 10 февраля 2013 года. В отличие от вышеуказанных международных соглашений данная Конвенция пока не является предметом многочисленных правовых исследований, в связи с чем хотелось бы обратить внимание на положения данного международного соглашения.

Цель принятия данной конвенции — необходимость обеспечения:

  • предотвращения крупных аварий;
  • максимального сокращения риска крупных аварий;
  • максимального ослабления последствий крупных аварий.

В сферу применения настоящей Конвенции входят объекты повышенной опасности.

Положения настоящей конвенции не распространяются на:

  • ядерные установки и предприятия по переработке радиоактивных веществ, за исключением тех объектов на этих установках и предприятиях, где используются нерадиоактивные вещества;
  • военные объекты;
  • транспорт вне предприятия, кроме трубопроводов.

Для целей настоящей Конвенции введен понятийный аппарат. Даны определения таким понятиям, как «опасное вещество», «объект повышенной опасности», «крупная авария».

Под «опасным веществом» понимается вещество или смесь веществ, которые в силу своих химических, физических или токсикологических свойств сами по себе или в соединении с другими веществами представляют опасность. Под «объектом повышенной опасности» понимается объект, на котором производится, перерабатывается, загружается или разгружается, используется, размещается или складируется постоянно или временно одно или несколько опасных веществ или категорий веществ в количествах, превышающих предельно допустимые количества.

Под «крупной аварией» понимается внезапное происшествие, такое как крупный выброс, пожар или взрыв, в ходе эксплуатации объекта повышенной опасности, вызываемое одним или несколькими опасными веществами и приводящее к серьезной как немедленной, так и отложенной опасности для трудящихся, населения или окружающей среды.

В ст. 9 Конвенции предусматривается перечень мероприятий, который должен выполняться предпринимателями государств-членов в отношении каждого объекта повышенной опасности.

Среди межгосударственных договоров в определенной сфере энергетики следует указать Венскую конвенцию о гражданской ответственности за ядерный ущерб. Данная конвенция заключена в целях установления минимальных норм для обеспечения финансовой защиты от ущерба, возникающего в результате определенных видов мирного использования ядерной энергии.

В Конвенции (ст. IV) закреплены положения об ответственности оператора ядерной установки за ядерный ущерб, предусмотрены основания, когда оператор может быть полностью или частично освобожден от обязанности выплатить возмещение, положения, в каких случаях оператор не несет ответственности.

Согласно общему правилу, предусмотренному в п. 1 ст. IV Конвенции, ответственность оператора за ядерный ущерб является абсолютной.

При этом согласно п. 2 данной статьи, если оператор докажет, что ядерный ущерб возник полностью или частично либо в результате грубой небрежности лица, которому причинен ущерб, либо в результате действия или бездействия такого лица с намерением причинить ущерб, то компетентный суд может, если это предусмотрено его законом, освободить оператора полностью или частично от его обязанности выплатить возмещение в отношении этого ущерба, причиненного такому лицу.

В п. 5 ст. IV Конвенции предусмотрено, что оператор не несет ответственности согласно настоящей Конвенции за ядерный ущерб, причиненный:

  • самой ядерной установке или любому имуществу на месте расположения этой установки, которое используется или должно использоваться в связи с этой установкой;
  • средству транспорта, на котором этот ядерный материал находился во время ядерного инцидента.

В соответствии со ст. V Конвенции установлено, что ответственность оператора может быть ограничена отвечающим за установку государством не менее чем 5 миллионами долларов США.

В Конвенции закреплено общее правило срока на предъявление иска о возмещении ущерба — 10 лет со дня ядерного инцидента. При этом в п. 1 ст. VI Конвенции предусмотрено исключение из этого правила, когда период страхования или другого финансового обеспечения превышает 10 лет.

В этом случае согласно Конвенции закон компетентного суда может предусмотреть, что права на получение возмещения от оператора утрачиваются только по истечении периода, который может быть свыше десяти лет, но не будет продолжительнее периода, в течение которого ответственность оператора покрывается таким образом по законодательству отвечающего за установку государства.

Рассматривая международные соглашения как источник энергетического права следует обратить внимание, что 29 мая 2014 года в Астане подписан Договор о Евразийском экономическом союзе. Вопросам энергетики в данном соглашении посвящено значительное количество положений, которые в том числе предусматривают создание общих рынков энергетических ресурсов.

В сфере энергетики заключено достаточное количество межправительственных соглашений, в частности: Соглашение от 26.11.2008 между Правительством Российской Федерации и Правительством Боливарианской Республики Венесуэла о сотрудничестве в сфере энергетики.

Стороны настоящего соглашения в соответствии с законодательством своих государств договорились о развитии сотрудничества в нефтяной, газовой и электроэнергетической отраслях по нескольким направлениям.

Направления договорённости о развитии сотрудничества в нефтяной, газовой и электроэнергетической отраслях:

  1. Поиск, изучение, разведка и эксплуатация нефтегазовых месторождений на территории Боливарианской Республики Венесуэла и третьих стран.
  2. Переработка и повышение качества нефти на территории Боливарианской Республики Венесуэла и третьих стран.
  3. Коммерциализация нефти, продуктов нефтепереработки и газа на международных рынках, экономически эффективное проведение товарообменных операций, которые позволили бы получать максимально возможную обоюдную выгоду.
  4. Строительство, модернизация и эксплуатация объектов инфраструктуры нефтяной и газовой  отраслей, в том числе нефтепроводов, газопроводов и заводов по переработке и повышению качества нефти.
  5. Проведение совместных исследований и разработка совместных проектов в области выработки, передачи и распределения электроэнергии.
  6. Научно-техническое сотрудничество, обмен опытом и внедрение современных технологий в области добычи, переработки и транспортировки нефти и газа.
  7. Производство оборудования и оказание сервисных услуг в нефтяной, газовой и электроэнергетической отраслях.
  8. Поставка энергетического оборудования.
  9. Охрана окружающей среды.
  10. Сотрудничество в социальных и образовательных проектах, в том числе в вопросах подготовки и обучения специалистов в области топливно-энергетического  комплекса.
  11. Передача технологий, а также о сотрудничестве в иных областях в сфере энергетики, представляющих взаимный интерес.

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Социалистической Республики Вьетнам о сотрудничестве в сфере энергетики от 31.10.2010. Указанное соглашение было заключено, в том числе принимая во внимание заключенное Соглашение от 16.06.1994 между Правительством Российской Федерации и Правительством Социалистической Республики Вьетнам о поощрении и взаимной защите капиталовложений.

Стороны международного соглашения от 31.10.2010 договорились о сотрудничестве по следующим основным направлениям:

  • нефтегазовый комплекс;
  • угольная промышленность;
  • электроэнергетика;
  • энергетическое машиностроение;
  • энергоэффективность;
  • возобновляемые источники энергии;
  • биотопливо.

В соответствии со ст. 3 Соглашения сотрудничество сторон осуществляется в различных формах, в том числе:

  • реализация совместных проектов в области разведки, добычи, транспортировки, переработки, очистки, хранения, купли, продажи и использования нефти, природного газа, угля и других энергетических ресурсов на территории Российской Федерации, Социалистической Республики Вьетнам и третьих государств;
  • создание, финансирование и оснащение совместных предприятий по добыче, переработке и транспортировке нефти, природного газа, угля и электроэнергетики, их реконструкция и модернизация;
  • организация экономически обоснованных поставок природного газа, нефти, нефтепродуктов и угля, а также российского оборудования для нужд нефтяной, газовой, нефтехимической промышленности и электроэнергетики Социалистической Республики Вьетнам, в том числе с целью реализации совместных проектов;
  • реализация совместных проектов в области электрогенерации, экспорта, импорта электроэнергии из (в) Социалистическую Республику Вьетнам, развития электросетевого хозяйства Социалистической Республики Вьетнам, участие в совместных проектах в третьих государствах;
  • строительство объектов электрической генерации и управление новыми объектами электрической генерации и энергетической инфраструктуры, в том числе в области возобновляемых источников энергии.

Следует отметить, что несколько межправительственных соглашений в сфере энергетики заключено между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан. Соглашение от 07.06.2002 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о транзите нефти.

В соответствии со ст. 10 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о транзите нефти предусматривается, что оплата услуг по осуществлению транзита нефти по территории государств Сторон производится по тарифам, утвержденным органами исполнительной власти Российской Федерации и Республики Казахстан.

Тариф на услуги по транспортировке нефти, перемещаемой в режиме транзита по территории государств Сторон, должен быть конкурентоспособным и недискриминационным. Оплата услуг по транспортировке нефти, перемещаемой в режиме транзита по территории государств Сторон, до 31 декабря 2014 года осуществляется по тарифам, действующим по состоянию на 1 ноября 2009 года, которые могут быть индексированы ежегодно в соответствии с уровнем инфляции, начиная с 2010 года. При этом в сопоставимых условиях указанные тарифы не будут превышать тарифы, установленные для транспортировки нефти не в режиме транзита.

В случае принятия Сторонами решения о расширении действующих систем магистральных нефтепроводов тариф на услуги по транспортировке нефти, перемещаемой в режиме транзита, будет увеличен на сумму инвестиционной составляющей до уровня, необходимого для покрытия затрат по их расширению.

Рассматривая третью разновидность международных соглашений в сфере энергетики  межведомственные соглашения, необходимо обратить внимание на следующие:

  • Соглашение между Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и Управлением по техническому надзору (Республика Польша) о сотрудничестве в области надзора за обеспечением промышленной безопасности от 10.11.2011;
  • Соглашение между Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и Вьетнамским агентством радиационной и ядерной безопасности (при Министерстве науки и технологии Социалистической Республики Вьетнам) о сотрудничестве в области регулирования ядерной и радиационной безопасности при использовании атомной энергии в мирных целях от 31.10.2010;
  • Соглашение между Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и Турецким агентством по атомной энергии о сотрудничестве в области лицензирования и надзора за ядерной безопасностью и др.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)